Исследование J’son&Partners Consulting: за 5 лет рынок облачных CRM в России вырастет в 3 раза

В 2019-м году количество российских компаний, которые используют CRM, выросло на 21%. Их доля составила 17% от общего числа предприятий. Несмотря на рост, Россия пока отстает от зарубежных стран. В Европе процент внедрения среди компаний достиг 33%, в США — 65%.

Почему рынок вырастет и на что обратить внимание бизнесу и интеграторам в ближайшие пять лет?

Ниже — краткая выжимка исследования CRM-рынка от J’son Partners. Его представили 3 декабря 2020 года на публичной дискуссии при участии «1С-Битрикс», «Норбит» и «Террасофт».

1. Рынок облачных решений в России вырастет в 3 раза

В следующие 5 лет российский рынок облачных CRM увеличится в 3 раза. Этот в 2 раза больше, чем рынок On-premise («коробочные» решения). Общая доля облачных CRM на российском рынке вырастет до 61%.

В 2019 году за облака платили 75 тысяч компаний. Сегмент облачных CRM будет расти за счет увеличения абонентской базы. Количество регулярно платящих пользователей к 2025-му превысит 280 тысяч российских предприятий.

«Коробочными» решениями в 2019 году пользовались порядка 11 тысяч крупных и средних бизнесов, 5,5 тысяч малых и 2,5 тысячи микропредприятий.

Тренд активного роста облаков на рынке CRM в России повторяет мировую тенденцию. Доля «коробочных» решений будет сокращаться.

2. У малого бизнеса есть спрос на CRM

Ключевой фактор роста облаков — их востребованность для малого и микробизнеса.

  • Не нужны большие стартовые инвестиции
  • Можно легко и быстро внедрить
  • Не нужно перевнедрять — вендор сам постоянно оптимизирует продукт

Это единственный доступный инструмент для малого и микробизнеса, который помогает снижать издержки и повышать производительность труда.

3. Мировые гиганты не будут лидировать на облачном рынке CRM в России

Сегодня в сегменте облачных CRM доминируют вендоры, которые смогли адаптировать ценообразование и функционал продуктов под российский рынок. Их ПО в основном используют малые и микропредприятия. Эта тенденция не изменится в следующие 5 лет.

В сегменте с моделью On-Premise лидируют иностранные вендоры. Их клиенты — телеком, банки, крупные ритейлеры. На долю этих отраслей приходится порядка 90% потребления всех «коробочных» решений.

4. Рынок конечен — ему нужны новые сервисы

Целевая аудитория российского рынка облачных CRM — малое предприятие со штатом от 15 до 100 человек. Без собственной ИТ-инфраструктуры и с отделом продаж «на дистанционке» — но, возможно, это изменится после преодоления «коронакризиса». В этом сегменте уровень проникновения облаков к 2025-му вырастет на 30%.

Это не значит, что у ИТ-компаний будет еще 70% свободного рынка для масштабирования облачных продуктов после 2025 года. Скорее всего, cloud-продукты смогут занять еще 50% рынка — часть предприятий не будут пользоваться облачными программами. Поэтому вендорам важно уже сейчас развивать и продвигать облачные сервисы. Конкуренция за клиентов будет расти.

5. Облачные CRM повысят производительность труда среднего, малого и микробизнеса

В России низкий уровень проникновения систем автоматизации.

Производительность труда в нашей стране в 3 раза ниже, чем в США или Европе. Значит, бюджеты на ИТ и выручка — меньше.

Мы попадаем в «замкнутый круг»: качественно улучшить рабочие условия не получается. Доступная облачная CRM может исправить это.

6. Бизнес хочет самостоятельно настраивать продукты под свои задачи

Препятствие для развития облачных систем не только в их цене, но и в отсутствии «гибких» настройках у многих продуктов.

Потребность в глубокой персональной настройке есть не только у крупного, но и у малого бизнеса.

В масштабе рынка такая задача — сложная. Это требует больших инвестиций от провайдеров и вендеров. Им придется пересматривать свой продуктовый портфель и работать над новыми решениями.

7. Азия — самый быстрорастущий рынок CRM

Сегодня Европа и Северная Америка — центр мировых расходов на CRM-софт. Доля США превышает 50%, Европе принадлежит около 25%.

Примерно 48% европейского рынка занимают Великобритания, Германия и Франция. Доля Восточной Европы, в том числе и России, на мировой арене составляет всего 6,5%.

В ближайшие 5 лет темпы роста CRM в Северной Америке будут сокращаться. Самым быстрорастущим регионом станет Азиатско-Тихоокеанский. В прошлом году в Индии этот рынок вырос на 20%, в Китае — на 38%. Последний растет в среднем в 2 раза быстрее других стран.

Латинская Америка и Ближний Восток тоже выглядят перспективно. Локальные рынки этих регионов вырастут в 1,5-2 раза за ближайшие 5 лет.

Итоги: коротко

1. Через пять лет рынок облачных CRM в России вырастет в 3 раза

Общая доля облачных CRM на российском рынке составит 61%.

2. В 2025 году за облачные CRM будут платить 280 тысяч российских компаний

В 2019 году это делали 75 тысяч

3. Кризис из-за COVID-19 — катализатор роста облачных продуктов

Всё больше компаний вынуждены экономить — многие сокращают расходы на собственную IT-инфраструктуру. Предприятия из сегментов среднего, малого и микробизнеса не могут позволить себе дорогостоящие внедрения «коробочного» софта. В таких условиях увеличивается спрос на доступные облачные решения

4. Мировые корпорации не будут лидировать на российском cloud-рынке

Их продукты слишком дорогие для средних, малых и микропредприятий. Вендоры, которые смогли адаптировать ценообразование и продукт под локальный рынок, укрепятся еще сильнее

0
1 комментарий
Alexander

Про Ernst&Young слышал, про KPMG, Deloite, pwc тоже, про J'son&Partners - никогда.
Если это исследование, где цифры, статистика по отраслям, хотя бы перечисление основных вендоров? Только какие-то утверждения в которые нам нужно поверить. Например:

> Производительность труда в нашей стране в 3 раза ниже, чем в США или Европе

В какой отрасли? Как считали? Похоже на программный тезис времен Гайдара из начала 90х.

Микробизнес давно и успешно пользуется облачными сервисами, у них нет собственных пыльных серверов с 1С и MS Dynamics CRM 2010 года выпуска. Здесь нет нового рынка. Кто до сих пор не потратился на CRM либо сейчас в предбанкротном состоянии, либо она им просто не нужна.

Далее. Концепция CRM нынче уже не удовлетворяет бизнес. Потому что не позволяет без танцев с бубном выстроить сквозной процесс от потраченного рубля на маркетинг до учтенного бухгалетром рубля в налоговой декларации. Для этого нужны интеграции, на которые у микробизнеса денег как правило нет.

Трендом будут комплексные решения для малого бизнеса. Плати 3000 в месяц, и твои 15 сотрудников получат всё. И почту и CRM и бухгалтерию и автоматическую сверку с налоговой. И чтобы не сложнее чем ТикТок или тиндер. И чтобы никаких бородатых админов и программистов с зарплатой как у гендиректора.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда