{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«‎Разница между конкурентами только одна — сервис»‎: как инвестировать в счастье клиента

Что такое «‎треугольник доброты»‎, чему пандемия научила стратегов и зачем думать о потребителе, когда вокруг хаос? Колонка Марины Востриковой, руководителя направления клиентской поддержки «Битрикс24»

После пандемии мы очнулись в другом измерении — и теперь не знаем, что делать.

Куда несется мир? Что происходит вокруг? Как меняются компании?

Работники офисов разошлись по домам. Многие из тех, кто трудился «‎в полях»‎, по-новому взглянули на свои навыки и стали экстренно перестраиваться на онлайн.

Во время локдауна бьюти-салоны рассылали клиентам средства для домашнего окрашивания, репетиторы начали вести уроки по видеосвязи, фитнес-тренеры — записывать курсы вроде «‎как не одряхлеть на карантине»‎.

При этом все мы устали. Еще в прошлом году 80% вынужденных удаленщиков признавались, что потеряли интерес к работе. Больше половины — эмоционально истощены.

Всеобщее выгорание влияет на наши потребительские привычки. Вспомните, сколько раз вы заказывали еду или одежду на дом в 2019-м — и как делаете это сейчас?

Рынок труда тоже изменился. Теперь те, кто живет в регионах, получили возможность работать дистанционно и претендовать на столичную зарплату. Хороших специалистов по-прежнему мало, а найти и позволить их себе стало сложней.

Мир в процессе перестройки, но уже сейчас важно научиться лавировать в хаосе.

Что делать бизнесу?

Переориентироваться на клиента

Во времена глобальных перемен разница между конкурентами только одна — сервис.

Понять, что «сервисность» купить нельзя

Никакой стратег не подарит вам готовое решение. Придется целиком перепрошить компанию.

Запустить процесс перестройки прямо сейчас

Чтобы изменения начались уже через год-два. Когда проблема станет совсем большой, будет поздно начинать думать о сервисе.

Меняться нужно всем: руководителю, менеджменту, сотрудникам. Возможно, даже оргструктуре бизнеса.

Зачем нужна клиентоориентированность

Сервис — это не просто услужливый официант в кафе или улыбчивый кассир в продуктовом у дома. Это фундаментальный подход, который помогает зарабатывать вдолгую.

Компании, ориентированные на потребителя, на 60% прибыльнее других. Качественный пользовательский опыт помогает брендам получать почти в 6 раз больше конкурентов.

При этом не каждый руководитель понимает, что «‎повторный»‎ клиент не просто приносит пользу. Он стратегически важен бизнесу. 80% прибыли генерирует 20% покупателей. Удерживать их — гораздо более выгодный сценарий, чем искать новых.

Если мы хорошо знаем компанию и симпатизируем ей, то уже входим в тот процент людей, который готов раз за разом переплачивать за особый подход.

Например, за чистое и аккуратное такси комфорт-класса, где вам предложат воду и поездку без лишних бесед.

Клиентоориентированность помогает не только наращивать прибыль. С ее помощью можно уменьшить ценовую конкуренцию и спастись от демпинга. В 2021-м пора начать отстраиваться от других игроков рынка качественно, а не количественно.

И фокусироваться на потребностях своей аудитории.

Варианты сервисной стратегии

У любой компании есть две стороны, где нужно развивать клиентоориентированный подход:

Внутренняя

Это команда, процессы, коммуникации, корпоративная культура, инструменты.

Внешняя

Это стратегия, клиенты, маркетинг, внешние ресурсы и документы

Поговорим о второй стороне — самой заметной.

Варианты сервисной стратегии включают в себя несколько уровней: отсутствие стратегии; сервис как статья расходов; вынужденный сервис; конкурентное преимущество; выражение бренда.

На вершину пирамиды попасть сложно. К счастью, не всем туда нужно. А вот к конкурентному преимуществу стоит стремиться.

Основные признаки клиентоориентированности — это глубокое понимание потребностей клиента, забота о нем, индивидуальный подход и инициативность сотрудников.

80% людей готовы на покупку, если компания проявит персональный подход.

Чтобы работники стали более внимательными и проактивными, руководителям придется дать им свободу. Например, у сети отелей Ritz-Carlton есть «‎правило двух тысяч долларов»‎. Эту сумму сотрудники гостиницы могут потратить для разрешения любой проблемы постояльца.

Ядро любой стратегии — информация о клиенте. Например, если вы работаете в B2B, важно знать, как партнер переживал период перемен. Уходил ли он в кредиты? Увольнял или нанимал людей? Запускал новые продукты или ушел в подполье?

Базовые данные помогут выстроить новый подход.

Признаки неверного решения

1. Неправильное обращение к клиенту: например, ошибка в имени или других деталях

2. Долгий ответ на запрос и шаблонные фразы

3. Незнание истории коммуникации: переспрашивание одного и того же, «перебрасывание» между менеджерами

4. Неэтичность и неэкономичность коммуникации, незнание своей предметной области

Найти верный путь помогает «‎треугольник доброты»‎. Он напоминает, что важно думать о клиенте, быть лучшим в своей профессиональной роли и учитывать интересы своей компании.

Треугольник — про «‎лимитированное добро»‎. Важно действовать в рамках своих ресурсов. Когда все стороны находятся в балансе, тогда можно надеяться на высокий LTV и рост других важных показателей.

Хорошая сервисная стратегия — это

  • Шанс стать номером один на ключевых рынках
  • Возможность кратного роста
  • Создание ценность для потребителя и долгосрочное конкурентное преимущество
  • Минимум репутационных провалов и аварий, которые вредят бизнесу

Как следствие — устойчивый cashflow, рост NPS, усиление бренда и привлекательность компании для новых сотрудников.

Как построить сервисную стратегию: чек-лист

1. Обсудите с командой видение стратегии

Как она выглядит? В чем ваша ценность для клиента? Как можно донести ее через сервис?

2. Найдите драйвера

Им может стать один из руководителей или группа из топ-менеджмента, специально нанятый сотрудник или внешний эксперт.

3. Определите клиентов, с которыми умеете работать

За счет чего у вас получается им продавать? Можно ли масштабировать лучшие практики на всю компанию?

4. Составьте список корпоративных принципов и правил

Такие «‎заповеди»‎ помогут работникам говорить на одном языке и транслировать вовне верные посылы. Правила — разъяснят, как действовать в спорных ситуациях. Вдохновиться можно подходом Netflix или других гигантов рынка.

5. Обучите коллег новому подходу

Устройте встречу с менеджерами или главами отделов, заявите об обновлении на общем вече, разошлите информационные письма и проведите практические тренинги.

6. Проверяйте процессы и команды на соответствие общему видению

Простого «‎опроса 360»‎ здесь может не хватить. Если нужно, разработайте собственную методику аудита. 7. Собирайте обратную связь. Говорите с клиентами и коллегами: важно, чтобы они оценили и помогли улучшить сервисную стратегию.

8. Создайте базу знаний

Это может быть отдельный раздел на внутреннем портале или другой онлайн-документ. Храните и обновляйте там все принципы, правила и регламенты. Лучше всего, если у базы будет реестр изменений.

9. Помните, что успех — это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма

Стратегия может быть гибкой и меняться вместе с ростом бизнеса. Главное — не бояться ошибок и не путать минутные «‎хотелки»‎ клиента с фундаментальным сервисом.

0
2 комментария
Alex Eustace

Даже секс с клиентом допустим, если это один клиент.

Ответить
Развернуть ветку
אלכסנדר אוסטרובסקי

Yes good staff BUT!! Bitrix 24 cancel on his Free program functions and make customer pay for it. Walk the Talk Bitrix

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда