Как решать бизнес-задачи человеческими методами

Доклад сооснователя «1С-Битрикс» Сергея Рыжикова на партнёрской конференции 5 апреля.

Сотрудники нашей компании тратят много сил на HR. Мы строим комфортную атмосферу в офисах, переезжаем в новые пространства, оплачиваем ребятам обеды. Каждые полгода вся команда «1С-Битрикс» приезжает на корпоратив в Калининграде — это очень весело.

Но ещё никто не доказал, что все эти методы имеют отношение к эффективности бизнеса.

Тогда зачем вкладывать средства и силы, если это никак не влияет на деньги? Главная причина — мы лучше узнаём друг друга. Можем ли мы общаться, доверять человеку, который работает на другом этаже нашей компании.

Чтобы вместе заниматься бизнесом, очень важны эмоциональные отношения. Всем людям очень важно «понимать соседа».

Истории из жизни

Однажды ко мне со слезами пришла увольняться девушка из отдела техподдержки. По её словам, один из наших клиентов нанёс ей психологическую травму. Я начал думать — как такое возможно?

В моём понимании, эта сотрудница была профессиональна, грамотна и мотивирована строить карьеру в компании.

Я всячески пытался уговорить её остаться — она категорически отказывалась.

И я согласился отпустить её, но предложил оплатить из собственных денег 5-6 занятий у психолога. Девушка согласилась. Сам-то я, конечно, думал: «А вдруг...».

Но получилось по-другому — ей очень понравилось занятия, но к работе в «1С-Битрикс» она больше не вернулась. В тот момент я понял — есть ситуации, которые никак не относятся к бизнесу. Но напрямую влияют на него.

Ещё одна история.

Наш маркетинг меня «продал». Точнее продал обед со мной в один из благотворительных фондов. Я приезжаю на встречу с человеком — в одном из городов России у него 15 ресторанов. Предприниматель очень успешен: 35 лет, комфортная жизнь в Москве, всё замечательно. Но теперь он не знает, что делать в жизни: «Я всем всё доказал».

Несколько часов мы пытались выяснить, почему ему больше не хочется что-то создавать. Это был удивительный разговор, который помог мне посмотреть на людей с другой стороны.

Я устал, хочу всё поменять

«Я хочу уволиться и всё поменять». Эти слова слышал от своих сотрудников почти любой директор. Очень часто человек хочет изменить что-то у себя в семье, а не на работе. Но там что-то поменять тяжело, а уволиться гораздо легче.

У каждого из руководителей много подобных кейсов, в которых мы «работаем» психологами. Иногда нам удаётся помочь, а иногда нет.

Бизнесовые проблемы связаны с совершенно небизнесовыми причинами. Мы сталкиваемся с этим каждый день. И каждый из нас это знает, но далеко не всегда осознаёт.

Многие смотрели сериал «Миллиарды». Один из главных персонажей сериала — психолог или коуч Венди. В западной терминологией её должность называется perfomance manager. В обязанности Венди входит следить за психологическими параметрами человека, контролировать его состояние и быстро «фиксить» проблемы. При этом она также работает психоаналитиком для топ-менеджеров. В этом сериале часто показывают психологию принятия решений.

У нас появилась идея попробовать перенести этот опыт на нашу компанию.

Психоаналитик в штате

Я нашёл профессионального специалиста, у неё не было опыта работы внутри компании. И решил провести эксперимент на топ-менеджерах.

И тут началось самое интересное — нельзя просто сказать: «Вот смотри, теперь в этой комнате у нас принимает психоаналитик, тебе надо сходить». Весь кредит доверия я использовал, чтобы аккуратно и нежно объяснить, зачем вообще это нужно. И вроде бы удалось.

Кто-то попробовал и сказал: «Не моё». А у кого-то изменилась жизнь. Этот эксперимент оказался удивительно полезным. И мы решили не останавливаться.

Этот же специалист провела курс лекций для всех сотрудников на жизненные темы. Один из самых популярных курсов — развитие психики детей. В офис приходили с семьями, мы делали видеозаписи, кто-то пересматривал их дома. Лично для меня это тоже очень актуальная тема — у меня 3 дочки. И только с младшей я начал понимать, что происходит «внутри» у детей.

Лекции очень помогли сотрудникам — многие говорили, что им стало проще выстраивать отношения с людьми.

Мы решили оформить этого психоаналитика в штат. Все сотрудники получили возможность записаться к ней на приём в офисе — 2 сеанса в неделю по 60 минут. 50% оплачивает компания, 50% человек платит сам — нужно добровольно расстаться с деньгами, это психологический приём. На сегодняшний день график специалиста расписан на 2-3 недели вперёд. 80 сотрудников посетили специалиста.

Теперь я могу точно сказать, что меня никогда так сильно не благодарили ни за корпоративы, ни за бесплатное питание, ни за интересные лекции от успешных людей.

Один сотрудник признался, что эти занятия сохранили его семью.

Всё это было год назад.

Прошёл год

Через год я подошёл к нашему психоаналитику и спросил — как бы она оценила это время? Ответ меня поразил: «Очень хорошо. Перестали плакать». Они плакали!

По её словам, сначала очень много сотрудников плакали на сеансах. Начиналось это из-за работы, но когда мы разбирали причины, суть «пряталась» в совершенно другом. Почти у всех были проблемы в личной жизни.

После курса занятий почти все перешли на новый уровень осознанности. Я вижу изменения в людях, в их взглядах на рабочие процессы. Что-то обсуждать стало гораздо проще — теперь мы меньше спорим и легче принимаем чужие точки зрения. Мне кажется, сильно изменился уровень коммуникаций.

А если самому

Самый популярный вопрос — могу ли я заняться этим сам? Можно ли самому разобраться «внутри головы» и добраться до выводов без посторонней помощи?

Я тоже однажды спросил об этом психоаналитика. К сожалению, нет. Психика защищает нас от самых больных моментов — человек просто не может об этом думать. Решать тяжелые проблемы без помощи специалиста — невозможно. Но со временем можно научиться «ловить» определённые мысли и «копаться» в них самостоятельно.

Можно ли использовать наш опыт для вашей компании

Я всегда стараюсь делиться своим опытом с коллегами из других компаний — как мы работаем внутри, что использую я сам.Однажды мы обсуждали эту тему с крупным партнёром «1С-Битрикс». Он тоже попробовал организовать работу с психоаналитиком для своих сотрудников.

Многие из его команды, кто посетил занятие, продолжили практику самостоятельно. И не попросили компенсацию от компании. Это удивительно — обычно люди легко инвестируют в новый автомобиль, но тяжело вкладывают деньги в себя.

Другой предприниматель тоже положительно отзывалась о работе с психоаналитиком. Занятия помогли ей снять определённые ограничения, которые отражались на бизнесе.

Есть много известных на IT-рынке людей, которым сильно помог курс с психоаналитиком. Но я не могу говорить об этом публично.

Осознанность

Всё это я затеял, чтобы сотрудники стали более осознанными. Я надеюсь, что коллеги лучше начали понимать свои ограничения. И поняли, как они влияют на других людей, чем мотивируют свои поступки.

Есть разные пути решения бизнес-вопросов. И когда что-то застревает, я иногда серьёзно задумываюсь — не во мне ли причина. Осознанность открывает путь к взрослению организации: к росту, к пониманию — какие люди нужны, какие — нет, как вы сами влияете на компанию.

Об этом нужно думать каждому руководителю.

Чтобы жить и радоваться, нужно делать 2 действия:

1) Жить

2) Радоваться

Но жизнь — это дар. А радость — осознанный выбор.

0
1 комментарий
Александр

есть еще 3е действие - не загоняться
даже из самых классных компаний увольняются, так бывает
да, нужно поговорить, выяснить, если есть возможность исправить ситуацию. надо исправить
но не всегда это удержит
по моему опыту, те кто уже собрался, как не удерживай, все равно уйдут, не сейчас, так позже
но использовать эту ситуацию, как источник причины, руководитель обязан
и помнить, что так бывает и не расстраиваться попусту
нужно развивать не сотрудников, а процессы, хотя сотрудников тоже надо

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда