[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Denis Shiryaev", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0444\u0435\u0439\u0441\u044b","\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d"], "comments": 90, "likes": 18, "favorites": 22, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "20178", "is_wide": "1" }
Denis Shiryaev
8 349

Операционная система Telegram: директор по продукту Futurico о том, как должны выглядеть полноценные чат-боты

Директор по продукту Futurico (развивает проекты Dirty и «Лепрозорий») Денис Ширяев опубликовал в своём блоге материал, в котором порассуждал, как будут выглядеть чат-боты в будущем, и предложил концепцию операционной системы, построенной на разговорном взаимодействии. Редакция vc.ru публикует материал с разрешения автора.

Эта статья будет интересна тем, кто увлекается продуктологией или работает в этой сфере в ИТ, и тем, кто задавал себе вопрос «Как я буду запускать приложения через пару лет?» или «Что вообще такое чат-боты сейчас и потом?». Здесь не будет красот UI — скорее размышления на тему будущего UX. А ещё речь пойдет только о мобильных операционных системах — так как эта основная зона моих интересов и экспертизы. Так что усаживайтесь поудобнее — поехали, а я постараюсь не быть занудой.

Боты не огонь

Примерно так я бы охарактеризовал нынешнее положение дел в индустрии чат-ботов. Часть ботов никогда не поймут, что вы от них хотите, другая часть ляжет в тот момент, когда вы решите послать запрос, третью часть еще нужно найти — причём нужно знать, как искать, читать какие-то отзывы и обзоры. И всё это на фоне отсутствия вменяемой монетизации (кроме b2b-разработки или подписки) и таргетированной рекламы.

Случайный бот предлагает увеличивать инвестиции по 3% в день, вау, повезло
Ещё один бот даст мне свои функции, но только после подписки на канал — механика интересная, но ведь я ничего не понимаю

Добавьте сюда ещё и то, что порог входа в индустрию разработки чат-ботов ниже обычного. То есть как ниже — он ниже требований, которыми необходимо обладать для создания нативных приложений под iOS, Android или Windows Phone — ещё до начала разработки в каждой из этой экосистем есть тонны материалов об «идее» платформы, о том, почему ваше приложение могут не пропустить, о лучших UX/UI-решениях и так далее.

С чат-ботами другая история — туда пускают почти всех и дают вам возможность писать на том языке, на котором вы привыкли. В итоге получается что-то очень модное, малофункциональное, неудобное, но «маркетинговым» шумом и забивающее реальные перспективы.

Есть две хорошие статьи на тему того, почему чат-боты, по мнению авторов, не взлетят в текущем виде — одна на русском, другая на английском. Если коротко, то обе утверждают, что чат-боты — это дань моде. И мне тоже лень расписывать, что понимать суть фраз в нормальном виде (NLP) мы пока всё ещё не можем — я думаю, это всем очевидно.

К примеру, заказать пиццу через бота в голову пока не приходит, так как количество полей, которые необходимо заполнить, довольно большое, а никаких интеграций пока с сервисами, где эти данные уже вбиты, нет. Другое дело приложение — скачал, выбрал пиццу, с одной кнопки прописал геопозицию, с другой — телефон, и сиди ешь свою салями уже через 30 минут.

Справедливости ради, повторный заказ сделать через чат-бота можно уже быстрее, так как данные-то заполнены — осталось только найти его в списке контактов, но найти что-то в этом огромном списке чатов — та ещё задача.

Лаунчер смерти

У приложений в iOS и Android и чат-ботов помимо схожей функциональности есть ещё одно слабое место — то, как их запускают. Иными словами, лаунчер.

Семь экранов приложений, с которыми я пытаюсь жить

Насколько я знаю, Apple отказалась от моделей смартфонов с объёмом памяти в 16ГБ, а в Android уже годы существует поддержка microSD. Что это означает для конечного потребителя? Очень много приложений. Так много, что многие из них останутся на годы в памяти телефона, будучи запущенными один или два раза. Не поможет тут ни пуш от создателя программы в попытке вернуть пользователя (пушей уже так много, что паттерн по умолчанию — отключать их), ни яркая иконка, ни виджет или стикер, который вы добавите в приложение.

Братская могила приложений — это то, куда сваливается всё и у всех — за исключением каких-то 10−20 приложений, которые вы используете как основные сценарии в повседневной жизни. Возможно ли вернуться из этой точки невозврата? Наверное, да, и есть методы — но тут мы это не обсудим. Проблема большого количества приложений настолько актуальна, что её решают сами производители ОС для устройств: кто-то более успешно — как Windows Phone со своей плиткой в зависимости от актуальности данных в приложении, кто-то менее — как в Android и iOS.

Но железный факт — визуально найти на телефоне что-то глазами после полугода использования, а ещё и с папками, виджетами или живыми обоями — это просто непосильная задача.

Окей Google, что же я хотел?

Все операционные системы пока сошлись в одном — эти 10−20 приложений, которые входят в зону внимания пользователя, и те, которые вы помните — очень удобно ищутся быстрым поиском. Все производители дали возможность свайпа для поиска с одного жеста — и это действительно удобно, если пользователь знает, что он ищет.

Некоторые производители пошли дальше — помимо результатов поиска они пытаются подсвечивать релевантные данные по запросу, но в моей практике там часто находится мусор от разработчиков, которые очень хотели бы попасть в выдачу хоть как-нибудь по запросу, а потому полезность функции спорная.

Если я не ошибаюсь, iOS с девятой версии пытается посоветовать вам, какое бы приложение запустить — прямо рядом с быстрым поиском. Скорее всего, так же делает и Android — это хорошая попытка и движение в сторону решения проблемы загруженности устройства для пользователя, но работает эта функция в реалиях технологических возможностей. Это значит, что работает она так себе, и алгоритм цепляется за паттерны поведения, которыми вы руководствуетесь в данный момент, взяв телефон. Никакой фантастики, в общем, будете каждый день в 8:00 начинать утро с Instagram — в рекомендациях каждое утро будет Instagram.

Про Telegram тут даже добавить особо нечего, там единственный способ что-то найти — это поиск, особенно когда вы подписались на 20 каналов, 40 чатов, везде отключены уведомления, а лента продолжает скакать по последнему комментарию (кстати, на «Лепре» такая сортировка лет десять уже, она правда удобная, но имеет лимит количества пользователей в ленте).

О, а что если рендерить приложения на клиенте?

На последней конференции Google I/O в 2016 году нам всем показали прототип экосистемы Google Instant Apps — это, в том числе, одна из попыток решить проблему выше, но немного с другой стороны и уже хожеными тропками.

Если коротко, то сценарий там мало чем отличается от веб-приложений — после перехода из поисковой выдачи телефон рендерит на клиенте не веб-страницу, а кусок приложения. Приложение при этом может получить доступ ко всем вещам, которые ему могут быть нужны: датчикам, памяти, камере, контактам и так далее.

Это, конечно, любопытная технология и довольно логичная в рамках ОС, но чем тогда это отличается от чат-ботов? Там ведь тоже приложение или функция возникают на клиенте в момент запроса к сервису. И в чём тогда глобальная разница между веб-приложением, приложением для смартфона и чат-ботом? А ни в чём. Самое время вернуться к Telegram.

Операционная система Telegram

Предположим, что Павел Дуров сошел с ума и решил, что время для его ОС пришло, несмотря на то, что это дорого и никому не нужно. Но очень ему захотелось свой Telegram Home. И вот вам в руки попало такое устройство, выпущенное каким-то HTC, уже подвязанное к вашему аккаунту где угодно.

Какие задачи вы можете решать? Как вы их решаете? Я буду описывать без фанатизма, общими красками, чтобы просто донести суть.

Фото и видео

Давайте попробуем представить, какие функции вы решили бы приложением камеры в Telegram OS: по умолчанию все фото и видео — таймлайн сверху вниз. Все автоматически созданные облаком видео-стори приходят как входящие. Вы можете редактировать каждое фото ровно так же, как вы уже можете это делать во всех ОС, открыв фото. Можете отправить геометку и получить все ваши фото оттуда. Вы можете отправить серверу контакт или фото и получить все фото с ним. Шеринг — изи катка — примерно как уже работает в Telegram.

Instagram

Все публикации и уведомления идут в одной ленте и хронологически. Ваши записи — это исходящие сообщения. Уведомления и все прочие — входящие. Зайдя в публикацию, вы видите иерархию входящих-исходящих комментариев как обычный чат. В общем, весь мир — таймлайн и сверху вниз. Концепция же понятна?

Heartstone

С этим пришлось выдумать костыль. Предположим, что все полноэкранные приложения, будь это игры и видео или какие-то тяжелые редакторы, очень требовательны к ресурсам, а ещё для них очень важно никогда не терять текущую сессию работы с приложением. Поэтому вы всегда видите превью последней сессии, а информация о том, что же добавилось в новой версии приложения, приходит как нормальное входящее сообщение.

То есть, нажав на последнюю сессию видео или игры, вы её открываете на том же месте и получаете все ровно так же как на любом другом устройстве на всех девайсах сразу.

Звонок

Здесь всё предельно просто: отправили на сервер новый телефон или фото визитки или просто фото номера как исходящее и получили вопрос «Звоним или добавляем в контакты?». Начали вводить текст — получили предложение имени для контакта. Таймлайн входящих и исходящих звонков ровно такой же, как и везде. Можно ещё популярные контакты сразу показать, но это так, опция. После установки связи видна клавиатура, стандартная и привычная всем.

Новости или RSS

Это даже расписывать не буду. Это просто работает уже сейчас и с этим Telegram отлично справляется (вроде @feedsRSSBot). Шеринг сообщений, просмотр ссылок во внутреннем браузере — всё работает прекрасно.

«Яндекс.Навигатор»

Тоже максимально упростим: отправили голосом адрес — маршрут построен. Отправили улицу — вопрос, чего вам там нужно. Начали вводить адрес — получили автоматическую рекомендацию. Информация о пробках и проблемах на дороге — входящие сообщения. Режим навигации — полноэкранное приложение, так как всё-таки важно не отвлекаться, безопасность же, все дела. То есть важно сразу пользователю предложить вариант, который он сможет выбрать, тапнув на него — «поехали» можно сказать и голосом, этого будет достаточно для пользователя.

Я думаю, дальше уже даже без скриншотов можно — и музыка, и банк-клиент — что угодно вписывается в стандартный и привычный UX мессенджера между пользователем и функцией. Я долго пытался представить приложение, которое не удалось бы перепроектировать под такую механику, и пока всё ещё его не нашёл.

Навесить быстрых и легких UX-сценариев, да еще и при на 100% рабочем NLP в выдуманной ОС — это не слишком-то сложная задача. Само собой, что-то можно было бы сделать лучше, что-то — выкинуть, что-то я забыл, но это выходит за рамки этой статьи на тему того, как же мы будем потреблять функции приложений через какое-то время.

Так вот, вернемся к этому скриншоту, на который мы уже смотрели выше:

Это всё тот же лаунчер — он может быть плиточным, горизонтальным, вертикальным. Он может быть каким угодно, но он абсолютно не нужен, если всё, что я описал выше, работает и понимает пользователя.

А теперь мы просто отключаем выбор приложения и оставляем одно поле ввода и череду входящих-исходящих сообщений с функцией быстрого поиска:

Страшновато стало, правда? Теперь все функции, которые я расписал выше в примерах, можно использовать сразу, не открывая приложения. Более того, его не нужно скачивать, так как типичный магазин приложений в такой концепции заменяется на «привелегию получить запрос пользователя». ОС сама уточнит (если ей это необходимо), что вам нужно — на основе типа данных, которые вы ей посылаете, и с учетом аудио-видео-гео-сенсоров устройства.

Это ещё и при том, что, скорее всего, такой UX позволит слушать пользователя постоянно, но реагировать только в те моменты, когда это действительно нужно. И эта концепция не исключает возможности оставить какие-то приложения в более или менее классическом виде — на случай, если вы ретроград.

Получается, что концепция App Driven Messaging OS — это и есть настоящие чат-боты (которых сейчас почти нет на рынке), а приложения — это часть процесса общения между пользователем и функцией. Это может быть веб-приложение, игра, но всё это вписывается в форму чата. И очень плотно пересекается с темой умных помощников в стиле Siri и Google Now — так как задачу распознавания потребностей пользователя ОС будут брать на себя, а вам всего лишь нужно будет адаптироваться под требования платформы.

Вы хотите пиццу — вы просите (устно, буквально) пиццу и подтверждаете заказ. Хотите посчитать курс валют — и просто это делаете (как делает Google Now уже сейчас). Чатитесь с другом — и во время общения вам предлагают воспользоваться какими-то функциями уже сейчас (inline bots).

Так что же это, приложения исчезнут и станут чат-ботами?

Да хрен там. Нас ждёт мир параллельной архитектуры, где есть умный ассистент и его гибкие возможности обработки запросов без скачивания приложения. Мир, где будут классические iOS- и Android-приложения, адаптированные под чатоподобную архитектуру (два примера), и мир «классических», постепенно устаревающих приложений.

В общем, нас ждёт, как всегда, всё и сразу. И параллельно. Рынок движется в сторону NLP — что совершенно точно, настоящие чат-боты лишат нас огромного количества лишних кнопок. Такой подход в разработке в идеале избавил бы нас «однодневных» приложений — созданных под конкретное событие или случай, вроде Google I/O.

А пока нам приходится называть чат-ботами костыли, которые пытаются быть умнее, чем приложения, но у них это не выходит, однако их делают и делают. Если вы один из таких разработчиков — посмотрите лучше в сторону приложений, скорее всего, ваш бот будет актуален через какое-то время, но при интеграции с Siri или Google Now, так как задача распознавания текста или речи пользователя — это не ваша задача, это задача операционной системы.

Появление ADM OS не означает, что UI-дизайнерам будет меньше работы, это значит, что её будет больше — им придётся учитывать human touch в общении с пользователями. Это будет проектирование не только про глубину тапа до достижения функции и юзабилити дизайна, но и реакции приложения на запрос пользователя — на то, каким тоном отвечает на вопрос ваш чат-бот.

Иными словами, чат-боты, приложения, веб-приложения — всё это лишь функции умного ассистента, которого мы (люди) вот-вот достроим. И если вам режет глаз сочетание «Операционная система Telegram», то это была абстракция, от которой уже можно отказаться, давайте её называть «Операционная система Siri» и «Операционная система Google Now», «ОС Жимолость».

А если вам вдруг понравилось то, что вы прочитали, то вот мой Telegram-канал — о технологиях, об алгоритмах, о всяком.

#Интерфейсы

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления