[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Никита Евдокимов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 41, "likes": 23, "favorites": 30, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "20504" }
Никита Евдокимов
14 112

«Когда совершаешь прыжок веры, ты не можешь не добиться успеха»

История американского предпринимателя, который полгода прожил в машине ради своей компании

Издание Fast Company опубликовало историю американского предпринимателя Ника Заманова, который полгода прожил в своем автомобиле, чтобы свести траты к минимуму и потратить больше средств на запуск компании своей мечты — агрегатора по продаже спортивной одежды. Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод материала.

«Я просыпаюсь на заднем сидении Volkswagen Jetta. За окном мороз, на часах пять утра. Выезжаю с парковки торгового центра Walmart, еду в спортзал 24 Hour Fitness, чтобы принять душ. Осталось найти бесплатный Wi-Fi, и я готов начать рабочий день. С 6:00 до 23:00 я буду сидеть на заднем сидении машины и писать код для своего нового сайта», — пишет сооснователь агрегатора одежды для спорта AmpleFind Ник Заманов.

10 октября 2010 года он выселился из квартиры в Маунтин-Вью, и перебрался в свой автомобиль, где прожил последующие полгода. «Я сознательно ограничил все свои расходы: не из-за желания поэкспериментировать над собой, а ради того, чтобы воплотить мечту. Я хотел открыть свой собственный сервис по продаже спортивной одежды, но мои средства были ограничены», — поясняет Заманов.

Единственное, что у меня было — это готовность резко сократить расходы и потратить все свои деньги и время на этот проект. Выхода было всего два: либо я прогорю, либо добьюсь успеха.

Многие предприниматели в Кремниевой долине основывают компании на свои собственные средства. По оценкам издания Entrepreneur, в США четыре из пяти стартапов создаются без участия венчурных инвесторов. «Конечно, открытие компании на заднем сидении седана распространено не так сильно. Но у меня было предчувствие, что все получится, хотя бы потому, что расходы на аренду жилья и удобства стремительно снижали бы мои шансы на успех», — пишет Ник Заманов.

Кроме того, многие американские предприниматели вынуждены уехать из страны, чтобы сократить издержки на развитие ИТ-компании. «Я же пошел по другому пути, — пишет Заманов, — и остался в Кремниевой долине, чтобы иметь доступ ко всем ее ресурсам. Пожертвовав комфортом, я усвоил такие уроки, которые помогли мне и моей компании выжить в еще более опасном стартап-окружении».

Затяните пояса и живите с тем, что есть

В 2015 году в США был пик роста венчурных инвестиций. В результате на рынке появилось несколько богатых игроков и расцвела культура чрезмерных бонусов. Однако затем инвесторы стали более осторожными, пишет Заманов: «Многие компании не оправдали высоких ожиданий, и по Долине прокатилась волна понижения рыночных оценок. Раненым "единорогам" пришлось затянуть пояса».

Так компания Dropbox отменила бесплатные автобусы и ввела ограничение на питание для сотрудников: «Для компаний рангом ниже ограничения — это нечто само собой разумеющееся. Когда начинаешь новый бизнес, нужно жить по средствам, а не полагаться на грядущие прибыли и одолженные инвестиции», — уверен Заманов.

За то время, что я провел в машине, мои расходы упали до $200 в месяц. Этого хватало на еду и спортзал, который я использовал преимущественно ради душа.

— Ник Заманов

По мнению Заманова, жизнь с затянутыми поясами не имеет смысла, если предприниматель не может использовать бесплатные возможности для новых знакомств. «В Кремниевой долине регулярно проходят мероприятия для разработчиков. Например, VLAB и SV Newtech. Стэнфордский университет проводит разные встречи, приглашая предпринимателей и венчурных инвесторов. Кроме того, можно воспользоваться сервисами Meetup, Eventbrite и поиском по событиям Facebook», — советует Заманов.

Также он рекомендует заручиться поддержкой друзей и бывших коллег, если это возможно. «Сберечь деньги — только половина успеха. Другая половина заключается в грамотном использовании доступных ресурсов. Связи и полезные знакомства — это один из них», — рассуждает Заманов.

Инвестируйте с умом и расставляйте приоритеты

«Даже самым экономным компаниям не обойтись без трат. Некоторые просто неизбежны, а другие — желательны. Например, чтобы обеспечить хороший ROI или положительный эффект в долгосрочной перспективе», — утверждает Заманов.

По данным ежегодного рейтинга Международного банка о легкости ведения бизнеса, административные расходы на запуск новой компании в США составляют в среднем $750. Это затраты на регистрацию торгового имени, операционного соглашения и получение сертификатов. «Наши траты оказались чуть больше: нам нужно было заплатить за серверы и сервис клиентской поддержки. Кроме того, мы потратили небольшое количество средств на маркетинг», — рассказывает основатель AmpleFind.

Заманов рекомендует начинающим предпринимателям воспользоваться Hubspot CRM и MailChimp — инструментами для организации пользовательских данных и проведения email-рассылок: «Кроме того мы потратили примерно по $100-150 на рекламу в Google и Facebook. Лучшие результаты принес Google Adwords: мы использовали сервис для проверки реакции пользователей на новинки и наблюдали, как разные целевые аудитории взаимодействуют с нашим продуктом».

Оглядываясь назад, я думаю, что мне следовало больше фокусироваться на продажах. Очень важно говорить людям о своем продукте и вызывать у них интерес — даже если он еще не запущен. Не нужно тратить время на создание идеального продукта — лучше поскорее запуститься, а затем улучшать сервис.

— Ник Заманов

Кроме того, предприниматель напомнил, что существует большое количество бесплатных и условно-бесплатных инструментов: «Например, для клиентской поддержки мы использовали FreshDesk, для email-маркетинга — SendGrid и Trello — для управления внутренними проектами и планирования. Убедитесь, что вы начинаете использовать сервис в нужное время, чтобы пробный период не тратился впустую».

Чем больше ограничений, тем выше фокус

По мнению Заманова, когда предприниматель бросает на проект все ресурсы, у него не остается возможности отступить: «Я знал, что у меня не так много времени, что мне нужно отгородиться от внешнего мира и запустить сайт — другого выбора у меня нет. В конце концов, я же не хотел вечно жить в своей машине. Когда совершаешь прыжок веры, ты не можешь не добиться успеха».

Сейчас многие занимаются бизнесом в свободное от работы время, но мне это кажется чем-то несерьезным, словно ты не веришь в свою компанию. А раз не веришь ты, то почему должны поверить клиенты?

«Но когда ты идешь ва-банк, ты не можешь не ставить перед собой цели — встретиться с инвестором, связаться с бизнес-инкубатором или акселератором, или даже публично объявить о дне запуска продукта», — рассуждает Заманов.

Он предлагает подавать заявку на участие в крупных ИТ-конференциях, где велик шанс получить отзыв о продукте от экспертов или привлечь внимание СМИ: «Если вам не удалось поучаствовать в битве стартапов TechCrunch Disrupt, не отчаивайтесь. По крайней мере, вы можете назначить дату и подготовиться к публикации продукта на сервисе Product Hunt. А затем — поделиться своей историей на HackerNews, где аудитория больше. Главное — ставить реалистичные цели, иначе у компании закончатся деньги».

После запуска продукта Заманов наконец снова переехал в квартиру. О компании заговорили и появились первые клиенты. «Мой опыт превратился в "ветеранскую байку", которая гуляет по компании, удивляя новых сотрудников. Пусть они знают, кто мы такие, и что иногда нужно быть готовым поставить все на действительно стоящую идею», — уверен он.

«Эта история помогла мне увидеть, как много можно сделать с маленьким бюджетом, если у тебя амбициозный план. Если ты действительно хочешь преуспеть, тебе не обязательно отказываться от квартиры и мыться в спортзале. Нужно ограничить траты и сфокусировать всю энергию на запуске продукта в максимально короткий срок. Это и есть "бизнес с затянутыми поясами"», — заключает Заманов.

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления