«Госдума ЗАПРЕЩАЕТ английский язык» — что происходит на самом деле

На днях по новостям разлетелись посты про запрет иностранных слов на вывесках и в любой рекламе. Давайте разберемся, к чему реально готовиться всем, кто использует в своем бизнесе иностранные слова для названий компаний и товаров, в онлайн и оффлайн рекламе.

Типичная ахинея в тг-паблике на 1млн+ человек.
Типичная ахинея в тг-паблике на 1млн+ человек.

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей».

Скорее всего, вы уже подписаны, но если еще нет — заходите, и погнали.

Откуда взялась история с запретом иностранных слов в рекламе и на вывесках

Запрет латиницы варится в Госдуме с 2022 года. Там несколько законопроектов, и в начале этого года я подробно рассказывал о них.

По мнению авторов законопроект нужен, чтобы защитить русский язык и ограничить англицизмы в рекламе. Несколько регионов еще в 2024 году приняли такие правила у себя внутри, а в январе 2025 в Госдуме анонсировали рассмотрение законопроекта «в приоритетном порядке».

Так и произошло. За полгода законопроект пролетел все три чтения и теперь уже принят Госдумой.

Что будет дальше

Вот краткий обзор будущих изменений:

1. Надписи на вывесках должны быть на русском языке. Или на иностранном, но тогда нужно будет дублировать переводом на русский

2. Дублированный текст на русском должен быть тем же шрифтом, что и на иностранном

3. Та же история и со всей рекламой, в том числе и в интернете. Если там есть иностранные слова — или убирать, или дополнять переводом

4. Запрет не коснется тех, у кого зарегистрирован товарный знак в Роспатенте. Если твой бренд уже зарегистрирован на латинице, дублировать на русском не надо

5. Закон вступит в силу с 1 марта 2026 года. До этого времени есть время поменять вывески, названия, или зарегистрировать свой товарный знак. Или оставить все как есть, если он итак уже на русском

В итоге с улиц и из интернета пропадут дурные использования англицизмов там, где это ничем не обосновано — всякие «sale» и «open» поменяют на «распродажа» и «открыто».

Еще запретят называть иностранными словами жилищные комплексы — всякие «Golden Hills Luxury Superior Apartments» канут в Лету вместе со своим «премиальным» маркетингом, базирующемся на отказе от русского языка.

Штрафы до 500 000 рублей: чем грозит принятие нового закона

Под действие закона попадают вообще все предприниматели и компании. Ну если только не брать тех, у кого вообще нет никакой рекламы, даже в интернете.

Отдельных штрафов за иностранные слова не вводят, будут использовать уже существующие «ставки».

Ответственность за нарушение закона «О рекламе» для юрлиц — от 100 до 500 тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП РФ). К ней скорее всего и привяжут нарушения нового закона.

Исключение из новых правил — для владельцев товарных знаков

Товарные знаки («торговые марки») — это обозначения, зарегистрированные в Роспатенте. Чаще всего так регистрируют названия компаний и товаров, логотипы, слоганы, имена и домены.

Вот суть исключений из нового закона для правообладателей собственных брендов:

1. Владельцам знаков можно будет продолжать использовать свои бренды, даже если это бренд на английском языке или каком-то другом

2. Уже зарегистрированные на иностранном языке знаки никто аннулировать не будет

3. Новые знаки на иностранных языках регистрировать будет можно

4. Одна лишь поданная на регистрацию заявка в Роспатент прав использовать бренд не даст. Нужна будет именно состоявшаяся регистрация.

Подробнее про товарные знаки, что это такое и зачем они нужны, я рассказывал в отдельной статье: «Регистрация товарного знака в 2025 году: польза, подводные камни, реальные цифры».

А какие слова вообще считать русскими?

«Коворкинг», «онлайн» и «дисконт» — это русские слова с точки зрения будущего закона, или нет?

Это и есть самый главный подвох нового законопроекта. Если в первых вариациях речь шла про запрет латиницы, то сейчас речь идет про запрет иностранных слов.

И даже если иностранное слово написано кириллицей — это не делает его «неиностранным».

Кто устанавливает, какие слова иностранные, а какие нет? По поручению Правительства этим занимается Институт русского языка.

На сайте Института уже опубликованы четыре нормативные словаря. И если условного «коворкинга» в словаре нет, значит это слово — иностранное. Со всеми вытекающими.

Ради интереса можете зайти и проверить, есть ли там «митап», «дейлик» или какое-нибудь другое англоязычное слово, которое вы терпеть не можете.

Как бизнесу подготовиться к изменениям, чтобы не попасть на штрафы

Что делать предпринимателям, у которых названия компаний, товаров или слоганы на иностранном языке? Есть два варианта.

Первый: заменить иностранные слова на русские.

Например, вместо "sale" написать «скидка». Скорее всего, клиенты даже не заметят разницы.

Этот вариант подойдет для слов, которые используются в рекламе, но не являются названием бренда.

Второй: если конкретное название бренда для вас важно и вы не хотите его менять – зарегистрируйте его как товарный знак в Роспатенте.

Тогда вы попадете в зону исключений из этого закона.

Да и в целом, если вкладываете силы и деньги в развитие бренда, стоит сделать так, чтобы юридически этот бренд принадлежал вам, а не кому-то другому.

Если же название для вас не так важно и вы готовы сменить его на русское — так тоже можно.

Только при смене названия проверьте, не является ли «ваше» название чужим давно зарегистрированным знаком.

Всё-таки у нас в стране уже больше 950 000 знаков, и каждый год появляется еще 140-150 тысяч. Попасть на чужой знак легко, а ответственность за нарушение прав — до пяти миллионов рублей, а иногда и больше.

Если пост полезный-интересный — поставьте посту свой королевский лайк-вверх. Буду тогда писать еще о всяких полезных вещах по моей теме.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях.

Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака, патентом или судом — пишите мне в личку в телеграме @bchlf

Если в принципе тема брендов и технологий «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».

Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.

16
1
29 комментариев