[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 27, "likes": 12, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "20737" }
Редакция vc.ru
3 814

«Это просто калькулятор»: успехи и неудачи при разработке «Тяжеловато» и «Койна»

Рассказ дизайнера Вадима Юмадилова

Поделиться

В избранное

В избранном

Московский дизайнер Вадим Юмадилов написал для vc.ru колонку о том, как запустил и провалил приложения для учёта расходов «Тяжеловато» и «Койн», несмотря на талантливую команду и успешный старт. Автор рассказал о разработке проектов, взаимодействии с командой и будущем сервисов.

В конце февраля 2016 года мы вместе с Сашей Беспоясовым выпустили «Тяжеловато» и «Койн» — приложения для учёта расходов. Тогда про «Тяжеловато» писали во многих изданиях: на TJ, vc.ru, Lenta.ru, «Газете.Ru». Мы хорошо начали, а потом резко замедлились.

Это будет длинная заметка с публичным разбором полётов, моей тупостью, скриншотами и историями. Если вы во время чтения не убьёте себя фейспалмом — она может быть полезной. В конце будут выводы и то, как мы работаем над приложением теперь.

Если не знаете про «Тяжеловато», то вот:

Хороший старт

Мы мощно выстрелили в феврале, и знакомые ребята спрашивали, как так вышло. С одной стороны, нам повезло, с другой — мы сделали всё, чтобы это случилось.

Как по учебнику:

  • С самого начала проекта мы писали о разработке в блоге и запускали промостраницы.
  • Заточили приложение под один сценарий, чтобы сфокусироваться на главном.
  • Выбрали правильную технологию: собрали всё быстро и качественно.
  • Придумали бойкое название — одна из главных причин форса.
  • Сделали так, чтобы самих пёрло. Интерфейс, фотографии, промо. В общем, было не стыдно.

Но всё это ни к чему не привело — после релиза в Twitter было тихо. Тогда я пересилил себя и написал Никите Лихачеву. Решение было правильным, но страшным.

Писать было страшно. Я думал, что выгляжу ****** [глупым человеком]: «Привет, мы тут приложение сделали, расскажи о нас?». Нам тогда повезло — Никите понравилась история, и он опубликовал интервью на TJ. И понеслось: публикации, письма, репосты. Казалось бы, всё хорошо. Но на старте я совершил две ошибки, которые здорово все подпортили.

Первая ошибка — плохой способ распространения. Мы выбрали установку через Safari. Я не догадался, что приложения можно было нормально выпустить в App Store. Просто в браузерной оболочке, за два-три дня. Из-за этого очень много людей просто не смогли установить приложение. Из десяти тысяч посетителей с нами осталось всего 300. Более того, все отзывы я получил на почту, а мог бы в App Store.

Вторая ошибка — я опубликовал концепт «Койна».

Вторая версия и сбор команды

Первое время после релиза всё было хорошо. Мы сохранили прежний темп разработки: быстро ввели историю расходов, дотюнили какие-то баги. Потом, к сожалению, мне снесло башню. Мы взяли паузу на пару недель, я получил тонну обратной связи и начал её обдумывать. Стало ясно, что приложение само по себе помогает только частично. Я начал думать над системой, которая поможет человеку научиться экономить.

«Система» звучит очень тупо и пафосно, поэтому дальше я буду называть её СИСТЕМА. Если коротко, СИСТЕМА — это такой способ потихоньку с помощью целей научить человека экономить. СИСТЕМА копила бы историю трат и формировала статистику, подсказывала бы, что с этим делать, советовала цели. В СИСТЕМЕ было место и для экспертов (я даже Рами Зайцману написал), и для социальных активностей. Подробное описание СИСТЕМЫ.

Стало ясно, что мы с Сашей не потянем разработку всего, что придумали. Поэтому я вооружился своим описанием СИСТЕМЫ и пошёл собирать команду. К нам подключились:

  • Никита Золотов, дизайнер в «Яндексе» (работал с «Койн»).
  • Тимофей Пышнов, iOS-программист в «Рокетбанке» (работал с «Койн»).
  • Фёдор Кузнецов, начинающий бэкенд-разработчик (работал с «Койн»).
  • Егор Иванов, iOS-программист (доработка нативной версии «Тяжеловато»).
  • Кирилл Мосин, «Не слабо» (промостраница).
  • Саша Беспоясов, соавтор «Тяжеловато» (запуск приложения в Google Play, промостраница).

Ребята пришли классные, но раньше мы вместе не работали. Чтобы не рисковать, мы договорились провести тестовую итерацию в закрытом режиме.

Тестовая итерация

Мы решили сделать по маленькому шагу сразу во всех направлениях. Срок — четыре недели. Никита и Тимофей взяли на себя работу над версией «Койна» с кодовым названием «Болтушка». Кирилл и Саша — релиз в Google Play и промостраницу.

«Болтушка-"Койн"»

Это первая версия «Койна», в которую мы закладывали систему сообщений, подтягивающихся с сервера. Чтобы было веселее, мы решили превратить «Койн» в полноценного персонажа, рассказывающего о наших будущих планах. Через приложение мы бы присылали новости о разработке, статьи в блоге и веселили читателей. За две недели мы собрали дизайн приложения, придумали сценарий сообщений, характер персонажа, запрограммировали обертку приложения.

Google Play

Тут всё просто — мы решили исправить ошибки, которые допустили в самом начале. Саша разработал оболочку Google Play для упрощенной установки приложения.

Промостраница

Для того, чтобы потом не тормозить с дизайном, мы с Кириллом попробовали что-нибудь совместно нарисовать. Поэтому мы решили начать с чего-то простого — промостраницы. Не самая полезная вещь, но хороший способ попрактиковаться и всех порадовать. В итоге у Кирилла всё-таки не хватило опыта. Я взял дизайн страницы на себя и собрал два из трёх этажей, Кирилл помогал по ходу дела. Собрали бы три, но не фартануло.

Итерацию в итоге мы провалили:

  • Федя не успел врубиться в бэкенд (он ещё только учился).
  • Егор из-за авралов на работе не успел допилить нативную версию «Тяжеловато».
  • В ходе разработки мы потеряли веру в «Койна». Стало ясно, что мы двигаемся куда-то не туда. Отставание бэкенда и «Тяжеловато» только усугубило ситуацию.
  • Стало ясно, что запустить в срок мы сможем только половину. Вторую половину — неизвестно когда. Из-за этого я тормознул разработку промостраницы.

Повторю еще раз, ребята собрались классные — к ним не может быть претензий. У всех была работа, и мы пилили проект в свободное время. Наоборот, мне стыдно, что они потратили время из-за моих просчетов в планировании.

Эмоции «Койна»

Разочарование в «Койне»

Лирическое отступление. Я нарисовал «Койн» ещё параллельно с «Тяжеловато». Просто думал, как можно усовершенствовать нашу версию. Главная идея была в том, чтобы превратить историю трат в чат. Мне она нравится до сих пор, но есть одна проблема — сейчас это не нужно.

Я мечтал сделать что-то вроде искусственного интеллекта, который будет тебе помогать тратить меньше. Думал, что эксперты могут даже подключаться в приложение, чтобы помочь — все равно же чатик. Но все это было просто мечтами, основывающимися только на одном: «Круто же». В итоге оказалось, что делать нужно совсем другое.

Чем дольше мы разрабатывали первую версию, тем меньше верили в то, что сейчас для «Койна» самое время. Даже если бы мы запустили «Болтушку», скорее всего, следующего шага бы не случилось. Разрабатывать такое приложение долго и дорого. И неизвестно, поможет ли оно кому-нибудь.

Честно — я сам влюбился в этот концепт. Мне нравится персонаж, нравится идея человечного и дружелюбного помощника. Но в итоге с болью в душе мы приостановили работу и отказались от него.

Мне было страшно тогда писать об этом. Но чем дольше тянешь, тем тупее получается ситуация. Я всё-таки хочу, чтобы на свет родился не просто концепт, а работоспособное приложение. Мы будем пробовать внедрять идеи, заложенные в Койне, но постепенно. Возможно, когда-нибудь мы его и выпустим, но я не знаю, когда. Если вы ждали «Койн», то простите.

В итоге, если сложить все предыдущие этапы, спустя три месяца мы так и не сделали ни одного крупного обновления. Разумеется, это подкосило боевой дух. Наступила смута.

Смута

Потеряв веру в проект, все разбежались заниматься своими делами. Периодически я читал новые отзывы в почте. С одной стороны, такие отзывы радовали, с другой — давили на самое больное. Я не знал, куда идти дальше и что делать.

Пару раз мы встречались с Сашей и обсуждали, что можно сделать. Ввели фичу с распределением остатка или продолжением трат на следующий день. Думали запустить блог или написать заметку про положение дел, но расстраивать никого не хотелось. В итоге просто молчали.

Я решил сосредоточиться на своей команде, а потом уже вернуться к разработке с новыми силами. Думал о том, в какую сторону делать следующий шаг. Работа над проектом почти полностью остановилась.

Прошло ещё два месяца. Разумеется, люди начали думать, что мы совсем забили на приложение. Стали спрашивать в Twitter, мол, «Вы всё?». Самое дебильное было отвечать «Нет, не всё», когда работа стоит.

Внезапно Никита Колмогоров

Извините, писатель я никудышный, поэтому, чтобы продолжить рассказ, придётся на пару абзацев вернуть вас назад во времени в февраль. Представьте себе, что это такой флэшбек.

После того, как в феврале мы запустили «Тяжеловато», ко мне пришёл Никита Колмогоров и предложил свою помощь в сборке нативной версии для iPhone. Причём в формате 48-часового хакатона, чтобы было веселее.

По-хорошему, мне в тот момент надо было сразу задать себе вопрос: «А как же мы будем поддерживать приложение после хакатона?». Но я этот вопрос тогда себе, к сожалению, не задал и согласился.

За 48 часов мы успели собрать первую версию, но на скоростях Никита где-то дизайн поломал, где-то перемудрил с логикой. Запустить приложение не получилось. Не получилось и быстро его доработать на нашей тестовой итерации — нативная версия зависла.

Всё лето потом меня мучила мысль, что у нас есть уже почти готовое приложение, но мы не можем его выпустить. У меня совсем не было опыта разработки натива, поэтому докрутить приложение в нормальном темпе не получалось. Я всё думал написать Никите, но меня на тот момент тормозило отсутствие плана. Никита написал сам. Проект снова ожил.

Осень

Мы обсудили положение дел. Никита меня пожурил, а потом мы договорились доработать нативную версию «Тяжеловато». За месяц мы потихоньку пересобрали весь интерфейс заново и почистили его от багов. Отправили приложение в App Store.

Тут надо оговориться. Я жуткий зануда, поэтому публиковать приложение отказывался до последнего. Текущая версия и сейчас меня во многом бесит — бесит читать про баги, бесит не тот дизайн. Я тянул, но в какой-то момент на почту стали сыпаться сообщения от Apple об отправке приложения на обновление. Никита устроил диверсию и опубликовал приложение сам.

Шаг со стороны Никиты был рискованный, но если подумать, ничего страшного не случилось. Во-первых, Никиту можно понять: он уже потратил на приложение кучу времени, а какой-то зануда блокирует запуск. Во-вторых, все баги, о которых я написал, он поправил в течение пары дней. А на поехавший шрифт в App Store никто не жаловался.

Я до последнего стеснялся публиковать версию для всех. Последней каплей стала статья Юлии Медведевой в «Тинькофф-журнале» о том, как экономить деньги с помощью «Тяжеловато». Такой шанс терять уже было нельзя. За день до запуска статьи на сайте fuckgrechka.ru появилось две кнопки: «Приложение в Google Play» и «Бета-версия в App Store».

И да. Помните, я говорил, что не было ясно, как поддерживать приложение? Тут-то это роль и сыграло. В приложении до сих пор остаются баги, которые мы не пофиксили. И шрифт поехавший бесит.

Выводы и планы

Я сделал несколько простых выводов:

  • Не стоит позволять себе влюбляться в решение просто так. Макеты, картинки, идеи — это всего лишь способ достичь цели. Ты можешь любить решение сколько угодно, но если оно нежизнеспособно, горечь от потери будет в разы выше.
  • Не стоит распыляться. Чем проще решение, тем лучше. Решение должно основываться на предыдущей обратной связи. (Если бы это было так просто, конечно)
  • Не стоит раздувать команду. Ключевые вещи в приложении должны решаться командой максимум из трёх-четырёх человек. Если кто-то ещё хочет помочь — круто. Но только в направлениях, которые никого не заблокируют.
  • Не стоит молчать. Если ты что-то делаешь в закрытом режиме, все думают, что ты не делаешь ничего.
  • Не стоит обещать слишком много. В итоге только всех расстроишь.
  • Стоит думать о поддержке наперёд.

Теперь в нашей команде всего четыре человека. Я, Саша Беспоясов, Арсений Лобастов и Саша Кунделев. Саша Беспоясов отвечает за ядро приложения и версию для Android, Сеня на подхвате по фронтенду, Саша Кунделев помогает нам с оболочкой для iOS-версии.

Мы уже убрали всё лишнее. «Тяжеловато» теперь существует только в вебе. На iPhone или Android запускается через обёртку из App Store или Google Play. Это поможет нам ускорить работу.

Последние два месяца я собирал обратную связь — опрашивал всех, кто успешно пользуется приложением больше трёх месяцев. У всех этих людей есть одна общая черта — кроме «Тяжеловато» они используют что-то ещё, что помогает им определить оптимальную сумму и срок. Например, «Тинькофф-таблицу».

Этим мы и попробуем заняться. Первый шаг — подключить таблицу к моей тестовой версии и попробовать вести расходы дальше одновременно в двух сервисах. Ну, и валюты новые, конечно, тоже добавим. Простите, что так долго. И баги поправим.

Статистика

Приведу небольшую сводку для тех, кто любит цифры:

  • За два дня после запуска сайт приложения посмотрело 12 377 человек.
  • Больше всего переходов было с TJ (2 500), «Тинькофф-журнала» (1 195), «Секрета Фирмы» (1 106), «ВКонтакте» (806) и соцсетей. С Lenta.ru — 647, «Газеты.RU» — 160.
  • Спустя две недели приложение регулярно открывали 350 человек в день. 0,02% от всех посетителей — поплатились своей дурацкой установкой.
  • Сейчас приложением пользуются примерно 200 человек в день.
  • В Google Play приложение установили 1 302 человека. Удалили 741. Всего 53 отзыва. Средняя оценка 3.8.
  • В App Store приложение установили 3 250 человек. Всего 20 отзывов. Средняя оценка — 4,5.
  • Количество Дим Маликовых, запостивших новость про приложение, — один.

P. S. Я опоздал с рассказом на две недели, зато удалённо организовал лекцию Эркена в «Чилауте».

P. P. S. На десерт промостраничка, которую так и не успели зарелизить.

#Колонка

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления