{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u0430\u0440\u0442\u043d\u0435\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439","advertising"], "comments": 3, "likes": 13, "favorites": 5, "is_advertisement": true, "section_name": "default", "id": "20920", "is_wide": "1" }
4 613

«Китайцев интересует всё» — как изменились инвестиционные приоритеты КНР в России

Уходящий год запомнится ростом технологических брендов и приходом LeEco

Поделиться

В избранное

В избранном

Поворот на Восток российских властей и структурные изменения в экономике КНР не могли не сказаться на инвестиционном климате России: китайские компании и инвесторы переориентировались с промышленности и сельского хозяйства на технологии.

На vc.ru — обзор инвестиционной активности Китая в России и стратегии китайской технологической компании на российском рынке.

Материал подготовлен при поддержке LeRee (LeEco Russia and Eastern Europe).

По оценке ЦБ, в минувшем году прямые иностранные инвестиции в Россию сократились более чем на 78%. Впрочем, если оценивать их не в денежном выражении, а по числу проектов и количеству созданных рабочих мест, получается, что в 2015 году число зарубежных инвестиций в Россию выросло до пятилетнего максимума, подсчитали в Ernst & Young.

При этом число проектов выросло, а число созданных рабочих мест значительно уменьшилось. Главными иностранными инвесторами по количеству проектов в России за 2015 год аналитики назвали Германию, США, Францию, Италию и Китай.

Китай на рынке инвестиций

Китай — один из ключевых игроков на мировом инвестиционном рынке: объем ежегодных китайских инвестиций за рубеж уже превысил планку в $ 100 миллиардов и продолжает расти. В 2016 году инвестиции Китая в США впервые в истории превысили американские инвестиции в КНР, отмечается в докладе «Двустороннее движение: 25 лет американо-китайских прямых инвестиций».

В 2014 году исходящие инвестиции КНР поднялись до уровня зарубежных инвестиций в Китай. Данные приведены в $ миллиардах. Источник: EY, 2015.

Что же касается России, то в ближайшие три-четыре года потенциальный объем прямых китайских инвестиций в Россию мог бы составить $ 9−12 миллиардов, хотя падение цен на нефть и нестабильность на валютных рынках вносят свои коррективы в прогноз, считают аналитики агентства АКРА. Несмотря на это, 57% китайских компаний планируют увеличить инвестиции в Россию, говорят эксперты компании IPT Group.

Китайских инвесторов традиционно интересовали проекты в сельском хозяйстве, лесной промышленности, энергетике и металлургии. Однако, как считают аналитики, последние годы доли инвестиций КНР в эти отрасли снижаются.

Теперь больший интерес для Китая представляют индустрия развлечений, транспортная и туристическая отрасли, а также сектор высоких технологий. Доля вложений в эти отрасли выросла с 17,4% в 2005—2014 годах до 46% в 2015—2016 годах.

Резкий скачок китайских инвестиций в технологии удивляет экспертов не только в России, но и за рубежом. Китайцев интересует всё: медицинские и биотехнологии, микроэлектроника, светодиоды, робототехника, технологические решения в финансовом секторе и в области переработки отходов, телекоммуникационные технологии, электромобили и смартфоны.

Помимо инвестиционных интересов КНР, в ноябре Россия и Китай на официальном уровне договорились продвигать деловое сотрудничество в области в информационных, авиакосмических, «зеленых» технологий, а также в сфере систем спутниковой навигации. Ранее обсуждалось развитие отношений в области интернет-технологий: вопросы безопасности, хранения данных и борьба с пиратством.

Нужно понимать, с одной стороны, китайцы — очень консервативные инвесторы. Очевидно, что им выгоднее продолжать вкладывать в российскую промышленность. И заметная часть инвесторов из Китая так и поступает. Но с другой стороны, китайский бизнес сильно заинтересован в россиянах как потребителях: многие их технологические продукты и решения у нас до сих пор никак не представлены. Я здесь говорю в том числе и про доступные по цене смартфоны. Поэтому китайцы готовы идти на риск, открывать производства в России и инвестировать в ИТ, хотя это не главный их приоритет на нашем рынке.

— Олег Клименко, бизнес-консультант Российско-Китайского делового форума

Китайские технологии в России

КНР стремительно сокращает отставание в области высоких технологий на мировом рынке. Конкурируя с американскими и азиатскими производителями, Китай выводит свои беспилотные летательные аппараты, электромобили, смартфоны, «умные» гаджеты и системы анализа данных.

Согласно подсчетам JPMorgan, несмотря на то, что занять технологическую нишу китайским компаниям пока не удалось, их рост в этом году составил около 20%. Роль промышленных компаний, годами формировавших экономическую силу Китая, постепенно снижается благодаря темпам роста технологической отрасли. К примеру, Lenovo стал крупнейшим производителем ноутбуков в мире, опередив HP на 2% рыночной доли.

На российском рынке продажи технологических китайских брендов уверенно растут. По различным оценкам, за первое полугодие 2016 года доля китайских смартфонов в России составила от 30% до 56%.

Крупнейшим поставщиком стал Lenovo (9% проданных смартфонов), за ним следует Alcatel (8,2% продаж). Отмечается существенный рост ZTE — доля рынка выросла до 6%, а также Huawei — до 2,3%. Последний улучшил показатели в первом квартале более чем в восемь раз сравнительно с аналогичным периодом годом ранее.

Конкуренция среди китайских брендов на российском рынке продолжает усиливаться: по итогам второго полугодия можно будет судить о доле Meizu и Xiaomi, а также LeEco, вышедшего осенью на российский рынок. Последний открыл в России дочернюю компанию LeRee для ведения бизнеса в России и Восточной Европе и сообщил о намерениях инвестировать в российскую экономику до $ 1 миллиарда.

В Россию стоит инвестировать не для получения краткосрочной выгоды, а для создания долгосрочной инвестиционной платформы. Мы работаем на перспективу. Развитие высоких технологий в России отстает от Китая на несколько лет. Наши технологии и знания вкупе с эффектом низкой базы дают возможность принести российским потребителям новые продукты и услуги.

— Виктор Сюй, президент и основатель LeRee

LeEco еще называют «китайским Netflix»: компания владеет крупнейшей библиотекой видеоконтента в азиатском сегменте интернета. Кроме того, это первая в мире интернет-компания, которая наладила производство смартфонов и телеприемников под собственным брендом. Еще одно направление — продажа технологически продвинутых велосипедов и автомобилей.

Стратегия китайской компании на российском рынке

LeEco начала свое развитие на российском рынке с продажи смартфона: в сентябре стартовали продажи бюджетного Le 2 (14 990 рублей), который задал премиальную планку для всего сегмента, а также флагманской модели Le Max 2 (29 990 рублей).

В первую очередь, LeEco — контентная компания. Поэтому, субсидируя цены на мобильные устройства, «китайский Netflix» рассчитывает затем заработать на лояльности клиентов, которым будут предложены подписки на контент. Такой же подход коснется и смарт-телевизоров LeEco — старт их продаж в России ожидается уже в начале 2017 года. Благодаря синергии различных направлений экосистемы LeEco, пользователь получит совокупность продуктов и услуг по доступным ценам.

Сегодня владельцам смартфонов LeEco доступны предложения от контент-партнеров — три месяца подписки в подарок от онлайн-кинотеатров Amediateka, ivi и Megogo, музыкального сервиса Zvooq, а также 50 литературных бестселлеров в подарок от «ЛитРес».

Пока инвестиции LeRee касались в большей степени создания российского офиса, маркетинговых расходов и развития партнерских отношений с крупными ритейлерами. Среди них МТС, «Билайн», «Связной», «Эльдорадо» и оптовый дистрибьютор ELKO. В конце ноября LeRee и «Билайн» объявили о начале стратегического партнерства — теперь смартфоны LeEco и доступ в контентную экосистему можно будет купить в магазинах компании по специальной цене.

У LeEco есть абсолютно уникальный опыт масштабирования медийных и контентных историй на сотни миллионов пользователей, «поведенческая» Big Data и опыт в маркетинге на таких масштабах. Безусловно, китайская контент-составляющая на российском рынке никому не нужна, и здесь именно «Билайн» выступит драйвером развития медиапроектов. Хочется напомнить, что именно у «Билайна» были самые передовые проекты в области контента, Video on Demand, мобильного ТВ и прочих мобильных сервисных приложений. Более того, у оператора есть возможность интегрировать мобильные сервисы в инфраструктуру сети и на базе такой коллаборации создавать действительно уникальные предложения. От такого сотрудничества выиграют обе стороны: LeEco получит доступ к сервисным решениям, а «Билайн» получит экспертизу и возможность создавать новые необходимые рынку решения.

— Алексей Поспехов, директор компании ICONIC

По словам основателя LeRee, компания уже добилась ощутимых показателей за счет внедрения новых технологий продаж. Например, совместно с QIWI китайский бренд первым запустил на российском рынке трансграничной торговли услугу «оплата при получении». Зарекомендовали себя и флэш-распродажи: за два часа такой акции на сайте было продано более 21 600 смартфонов.

В 2017 году компания продолжит инвестировать в развитие продуктовой линейки и создание российской версии контентной платформы. Как и многие другие китайские компании, LeRee рассматривает возможность размещения производства части линейки продукции LeEco в России.

#партнерский

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]