{ "author_name": "Никита Евдокимов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 12, "likes": 14, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "21014", "is_wide": "1" }
Никита Евдокимов
5 618

Итоги года: 8 самых громких скандалов 2016 года по версии vc.ru

Редакция vc.ru собрала все главные скандалы 2016 года, которые затронули российские и американские компании. В списке противостояние писателя Сергея Минаева и отеля Golden Apple, провокации Aviasales, а также масштабные утечки пользовательских данных в Yahoo.

Yahoo и утечка пользовательских данных

2016 год оказался неудачным для Yahoo. В начале года в рамках новой стратегии развития руководство приняло решение уволить 15% сотрудников и закрыть пять международных офисов. В результате по сравнению с 2012 годом численность сотрудников Yahoo сократилась на 42%.

Руководитель Yahoo Марисса Майер была вынуждена пойти на этот шаг из-за возросших убытков компании: если в 2014 году компания показала прибыль в размере $7,5 миллиардов, то в 2015 году убытки составили $4,4 миллиарда.

Одним из возможных способов выйти из кризиса могла стать продажа компании. 25 июля 2016 года американский оператор связи Verizon объявил о покупке основного бизнеса Yahoo за $4,83 миллиарда. В случае одобрения сделки регуляторами и акционерами, Verizon планировал создать объединенную компанию на основе Yahoo и AOL с аудиторией более миллиарда пользователей.

Однако сделка может сорваться по другим причинам. 22 сентября Yahoo подтвердила кражу личных данных 500 миллионов пользователей, которая произошла в конце 2014 года. По словам представителей компании, злоумышленники завладели именами пользователей, адресами электронной почты, телефонными номерами и зашифрованными паролями.

В октябре 2016 года информационное агентство Reuters со ссылкой на собственные источники внутри Yahoo сообщило, что компания сотрудничала с американскими спецслужбами, передавая личные данные пользователей ФБР и АНБ с помощью специального приложения, которое сканировало исходящие и входящие письма по специальным ключевым словам. Представители компании заверили, что такое приложение в системы компании не встраивалось.

15 декабря 2016 года Yahoo обнародовала данные о еще одной кибератаке, в результате которой в 2013 году были похищены данные миллиарда пользователей. По словам источников издания Bloomberg, в ответ компания Verizon хочет либо добиться снижения стоимости покупки компании, либо вовсе отказаться от сделки.

Saperavi Cafe и зарядка смартфонов

Хатуна Колбая

20 сентября в Facebook разгорелась перепалка посетительницы ресторана грузинской кухни Saperavi Cafe Кристины Холло и его владельца Хатуны Колбая. Причиной спора послужил отказ официантов заведения зарядить телефон Холло.

Дискуссия привлекла внимание многих пользователей Facebook, которые упрекали Колбая в грубости и нежелании идти навстречу клиентам. В ответ предприниматель заявила, что отказ от зарядки мобильных устройств — это принципиальная позиция заведения. Но чем именно она обусловлена, Колбая так и не пояснила.

В ответ на запрос редакции vc.ru она отметила, что была вынуждена ввести такое правило в 2015 году из-за жалоб посетителей, которые обвиняли сотрудников заведения в порче смартфонов и планшетов, которые выходили из строя из-за неподходящих зарядных устройств.

Кроме того, Колбая запрещает посетителям использовать собственные зарядные устройства, потому что это уже приводило к короткому замыканию и возгоранию розетки. По словам предпринимателя, этому правилу уже год и все постоянные клиенты о нем знают.

Сергей Минаев и отель Golden Apple

Сергей Минаев

19 октября российский предприниматель и писатель Сергей Минаев рассказал на своей странице в Facebook о конфликте с администрацией московского отеля Golden Apple. Сотрудники заведения отказались заселять Минаева без предъявления паспорта и не согласились удостоверить его личность по фотографии паспорта в смартфоне.

В результате он был вынужден искать другой отель. Минаева возмутила принципиальность администрации, которая действовала в рамках закона и действительно имела право отказать предпринимателю.

В ответ Минаев разослал поставщикам и партнерам своего ресторана «Хлеб и вино» письма с рекомендацией не пользоваться услугами отеля при организации командировок для сотрудников, а подписчики писателя стали заходить на страницу заведения в Facebook и ставить ему низкие оценки. В результате рейтинг Golden Apple опустился с пяти до двух звезд.

Однако развязанная Минаевым «война оценок» ударила и по ресторану писателя: с вечера 19 октября рейтинг его страницы также стал опускаться, остановившись на отметке в 2,5 звезд. При этом пользователи стали оставлять саркастичные комментарии о том, что в заведении Минаева «нельзя расплатиться фотографированными деньгами», и в ресторане не продают вино без паспорта.

Aviasales и агрессивная реклама

SMM-отдел бренда Aviasales быстро подхватывает новостные поводы и генерирует дополнительный рекламный трафик за счет вирусности контента. Зачастую бренд создает вещи «на грани фола», как это было со специальным сайтом, стилизованным под заблокированный в России Pornhub, где каждое направление для перелета было названо в стиле порно.

Однако иногда Aviasales перегибает палку. 17 мая 2016 года стало известно, что в аэропорту Анапы неизвестные в казачьей форме совершили нападение на Алексея Навального и сотрудников Фонда борьбы с коррупцией, в результате которого одному человеку потребовалась медицинская помощь.

В ответ Aviasales разместил на своих страницах в соцсетях заметку с рекламой авиабилетов до Анапы:

Публикация вызвала резонанс и возмутила пользователей Facebook, которые призвали бойкотировать компанию и отказаться от ее услуг. В их числе оказались ведущий телеканала «Дождь» Лев Пархоменко, журналист Александр Амзин и шеф-редактор издания Slon.ru Михаил Зеленский.

Еще более масштабный конфликт разгорелся в сентябре 2016 года между Aviasales и издательством Look At Media. Компания разместила в своем Facebook-аккаунте публикацию о скором разводе Анджелины Джоли и Брэда Питта, которая не понравилась главному редактору издания Wonderzine Ольге Стаховской (входит в Look At Media).

Она осудила заметку, заявив, что сотрудники Aviasales давно «работают по принципу "сексизм, расизм, гомофобия: ваши продажи взлетят до небес"». Кроме того, она опубликовала скриншот публичной переписки с Калиновым, который назвал ее «страшненькой» и предложил ей «выписать мужика».

В ответ руководитель издательского дома Look At Media Алексей Амётов осудил поступок Калинова, отметив, что оскорблять людей в дискуссии недопустимо. Кроме того, он принял решение заморозить любое маркетинговое и коммерческое партнерство с Aviasales как минимум на полгода и остановить совместный проект в области рекламных технологий.

«Делимобиль» и угрозы пользователю

30 мая 2016 года участник Facebook-сообщества «Синие ведерки» рассказал, что компания «Делимобиль» требует от пользователей в случае ДТП при аренде автомобиля компенсировать стоимость ремонта и дополнительно взимает штраф в свою пользу.

Автор сообщения — юрист в области защиты прав потребителей по имени Андрей, пожелавший не раскрывать свою фамилию — указал, что компания вводит клиентов в заблуждение и условия штрафов, указанные на сайте «Делимобиля», противоречат информации, указанной в договоре с клиентом.

Клиент юриста Александр Семёнов попал в ДТП, находясь за рулем арендованного автомобиля. В результате «Делимобиль» потребовал выплатить 97 046 рублей и 20 копеек штрафа за попадание в ДТП, 485 231 рубль за ремонт автомобиля Hyundai Solaris, а также 5500 рублей за проведение экспертизы и 750 рублей 60 копеек почтовых расходов — всего более полумиллиона рублей.

Однако в соцсетях представители компании рассказывали потенциальным пользователям, что в случае ДТП клиент должен заплатить 5 тысяч рублей при цене ущерба до 10 тысяч рублей, 15 тысяч рублей — при цене ущерба до 100 тысяч рублей или 20% от стоимости причиненного ущерба при размере ущерба свыше 100 тысяч рублей.

В комментариях к обсуждению на Facebook представитель «Делимобиля» сообщил, что вся документация находится в открытом доступе, и что компания имеет право потребовать от своих клиентов погасить стоимость ремонта арендованного автомобиля. Кроме того, он назвал публикацию сообщения юриста клеветой и пригрозил подать в суд за распространение ложных сведений.

Переговоры Александра Семёнова с компанией о снижении суммы выплат ни к чему не привели. Более того, 31 мая представители «Делимобиля» сообщили о попытках шантажа с его стороны: якобы Семёнов предлагал обмануть СМИ ради снижения размера взысканий.

Однако под давлением общественности компания была вынуждена признать свою неправоту. В тот же день, 31 мая она анонсировала появление специального тарифа, который снимает с виновников ДТП необходимость оплачивать восстановление автомобиля и административные расходы, а также ограничивает размер штрафа 10 тысячами рублей.

1 июня 2016 года представители «Делимобиль» сообщили, что собираются отменить полумилионный штраф пострадавшему пользователю и проверить стиль общения с клиентами в соцсетях. В результате компания решила ограничить максимальную сумму взыскания с водителей, попавших в ДТП по своей вине, до 150 тысяч рублей, отменив дополнительные штрафы и начисления.

Food Bar и пищевое отравление

В августе 2016 года американский производитель жидкого заменителя пищи Soylent представил новый продукт — питательный батончик под названием Food Bar. Однако первые покупатели обнаружили неожиданные побочные эффекты: рвоту и диарею.

13 октября 2016 года Soylent был вынужден приостановить продажи новинки. Спустя две недели покупатели пожаловались на аналогичные побочные эффекты от новой версии растворимого порошка Soylent 1.6 — основного продукта компании.

Компания признала, что состав продукта схож с составом питательных батончиков, и приняла решение также приостановить продажи порошка до января 2017 года, обещав изменить рецептуру приготовления.

По словам сооснователя и главы Soylent Роба Райнхарта, причиной отравлений могла стать мука из водорослей, которая оказалась общим компонентом в двух продуктах.

Палмер Лаки и травля Хиллари Клинтон

Палмер Лаки

В сентябре 2016 года стало известно, что основатель компании Oculus VR Палмер Лаки причастен к финансированию «групп травли», направленных против кандидата в президенты США Хиллари Клинтон.

Ее основатели распространяли оскорбительные мемы и изображения с целью снизить шансы на победу кандидата от демократической партии. Скандал вызвал резонанс в американском обществе, и многие разработчики приложений для устройств виртуальной реальности отказались от поддержки устройства Oculus VR.

Вскоре Лаки принес извинения за свой поступок, назвав его своим личным решением, которое не имеет отношения к действиям Oculus и партнерам компании. Кроме того, он признался, что тайно перевел на счет сторонников Дональда Трампа $10 тысяч.

Реклама Burger King

Если оценивать количество скандалов и неловких моментов, то 2016 год стал годом Burger King. В январе на фоне критики членов американской киноакадемии, которых обвиняли в расизме из-за отсутствия чернокожих номинантов на «Оскар», российское отделение бренда решило разрядить обстановку, высмеяв конфликт в социальных сетях.

В ответ европейское руководство Burger King потребовало удалить записи. В марте 2016 года реклама бренда снова удивила пользователей соцсетей: в московском метро при подключении Wi-Fi возникала заглушка c рекламой нового блюда в меню — «злейшего Воппера», которая сопровождалась предупреждением «смотри не обострись».

Изображение быстро стало вирусным: некоторых пользователей оно оскорбило, а другие наоборот — хвалили компанию за смелость. Месяц спустя бренд снова решил воспользоваться игрой слов и представил рекламу новой акции, предложив покупателям «нализаться» мороженым.

Терпение ФАС лопнуло, когда компания перегнула палку и опубликовала изображение наггетсов, выложенных в виде неприличного жеста, обращенного к конкурентам Burger King. Ведомство решило узнать отношение пользователей к рекламе и провело голосование, по итогам которого выяснилось, что они не считают ее оскорбительной.

Кульминация наступила в августе, когда российский актер Никита Джигурда согласился стать лицом Burger King. Взамен компания предложила ему «щедрое вознаграждение», «безлимитное питание и выпивку», а также «возможность раз в месяц закрывать ресторан для вечеринок и устраивать легкий дебош».

Статьи по теме
Bloomberg: Verizon хочет отменить сделку с Yahoo после кражи данных миллиарда аккаунтов
Yahoo сообщила о краже данных 1 млрд пользователей
Производитель жидкой пищи Soylent назвал муку из водорослей возможной причиной недомоганий у своих потребителей
Пользователи Facebook резко снизили рейтинг ресторана Сергея Минаева после развязанной им «войны оценок» с отелем Golden Apple Boutique
Рейтинг московского отеля Golden Apple в Facebook резко упал после отказа заселить писателя Сергея Минаева без паспорта
«Samsung, ты не одна»
Reuters сообщило о передаче данных пользователей Yahoo разведке США
Yahoo подтвердила кражу 500 млн учётных записей пользователей
Look At Media объявило о приостановке партнёрства с Aviasales после оскорбления главреда Wonderzine основателем сервиса
«Мы не "Связной", мы больше по еде»: отказ зарядить смартфон в ресторане привёл к скандалу в Facebook
Экс-глава «Билайна» Михаил Слободин заочно арестован и объявлен в международный розыск
Ставший фигурантом дела о мошенничестве глава «Билайна» Михаил Слободин покинул компанию
Актёр Никита Джигурда согласился стать лицом Burger King в России
Verizon объявил о покупке Yahoo за $4,8 млрд
ФАС попросила оценить рекламу Burger King с «неприличными» наггетсами
«Делимобиль» запустит тариф с аналогом каско после конфликта с попавшим в ДТП клиентом
«Делимобиль» заявил о шантаже со стороны оштрафованного на полмиллиона клиента и предложении «обмануть СМИ»
Представители каршеринга «Делимобиль» пригрозили судом за рассказ о полумиллионном штрафе
Пользователи соцсетей осудили Aviasales за рекламу с намеком на избиение сотрудников ФБК
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]