[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0435\u0439\u0441\u044b","\u0431\u043e\u0442\u044b","telegram","\u043c\u0435\u0441\u0441\u0435\u043d\u0434\u0436\u0435\u0440\u044b","\u0431\u043e\u0442\u044b_telegram"], "comments": 26, "likes": 25, "favorites": 48, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "21082" }
Редакция vc.ru
14 086

Кейс из России: Как мы без бюджета раскрутили два Telegram-бота до 17 500 чатов

Создатель ботов ArbeitBot и Voicy для Telegram Никита Колмогоров написал для vc.ru колонку о том, как бесплатно продвигать свой продукт. Автор рассказал, как писал о своих ботах в чатах, как публиковался в разных изданиях и размещался на Product Hunt.

Меня зовут Никита. За последние четыре месяца я написал два Telegram-бота — один в команде, один самостоятельно — и поднял количество установок в чаты до 17 тысяч.

Оба бота были запущены в разное время и при разных обстоятельствах, но приемы я использовал одни и те же. Соответственно, буду приводить сравнительные характеристики на выборке из двух «подопытных», дабы не оперировать единичной статистикой.

Основными бесплатными площадками продвижения стали «Хабрахабр», vc.ru, Spark, друзья, подписчики моего блога во «ВКонтакте», каталог ботов Storebot, чаты из топа в сервисе Combot, добавление в различные каналы-каталоги ботов Telegram, Reddit, Hacker News и Product Hunt.

Следует оговориться, что в цифрах есть небольшие огрехи — моя собственная статистика ограничена датой регистрации пользователей, их количеством, количеством активных фрилансеров в случае с ArbeitBot и количеством распознанных голосовых сообщений в случае с Voicy.

Так же отмечу, что я уже описывал процесс продвижения ArbeitBot. Некоторую статистику буду брать из той же статьи, обновив данные.

Боты

@arbeit_bot — первая бесплатная фриланс-биржа в Telegram с открытым исходным кодом. На разработку сервиса ушло примерно 2−3 месяца, на доработку нового новых функций по запросам пользователей еще около месяца.

Бот не нацелен на максимальное вовлечение фрилансеров и клиентов, наоборот — мы старались минимизировать количество сообщений боту и от него. Клиент получает список фрилансеров, когда он ему нужен, а фрилансер ничего не делает, пока не получит предложение о работе. Бот установлен 2747 пользователями из которых 710 заполнили профиль фрилансера.

@voicybot — бот, который переводит все голосовые сообщения и аудио-файлы в текст. Удобно, когда кто-то не может слушать сообщения — например, на работе или учебе — но участвовать в дискуссии хочет.

На разработку ушло четыре дня, на доработку новых «фишек» по запросам пользователей еще неделя. Бот установлен в 14 690 чатах, обработал 109 514 голосовых сообщений, а общее количество обрабатываемых сообщений в сутки колеблется в районе от 10 до 25 тысяч.

В качестве подготовительной почвы для обзора статистики предлагаю графики прироста пользователей. Дальше по тексту я буду оперировать понятиями «первый пик», «второй пик», «третий пик», имея ввиду пики активности на графиках.

Начало

И так, предположим, вы разработали бота и наконец-то готовы начать его раскручивать. Во-первых, убедитесь, что бот работает. Самое неприятное — это начать раскручивать и в режиме паники править баги. Пользователям тоже не нравится, когда им обещают конфетку, а на деле они получают что-то нерабочее.

К радости, и ArbeitBot, и Voicy у нас получились с первого раза — не падали и никаких неожиданных ошибок не появлялось. А если и были мелкие баги или опечатки — они правились за пару-тройку минут.

Во-вторых, подумайте, нужен ли он пользователям вообще? Например, в случае с ArbeitBot виральности мы никакой не получили. Да, раскручивали; да, учитывали мнения пользователей; да, собрали небольшую базу фрилансеров — но дальше встретили кирпичную стену: никто никому о нем не рассказывает, прироста нет — стагнация. С другой стороны, Voicy довольно хорошо зашел сообществу: я все чаще и чаще вижу его в групповых чатах, о которых даже и не знал.

Обязательно проверьте, несет ли ваш бот пользу людям

В-третьих, приготовьтесь к сбору как позитивных, так и негативных отзывов. Поверьте, отзывов будет достаточно — прикрутить то, поправить это, добавить третье. Выделяйте минимум два−три часа в сутки в течение первой недели на допиливание продукта. Без этого шага Voicy бы ни за что не добавили в групповые чаты больше тысячи человек.

Шаг 1: друзья, знакомые, блог

Я считаю, что любой продукт сначала нужно показать семье, друзьям и знакомым. Оба бота набрали свои первые 200−300 пользователей исключительно при помощи этого канала продвижения.

Первые пики как Voicy, так и ArbeitBot были спровоцированы моими бесконечными сообщениями всем друзьям соцсетях, публикациями в моем блоге и в нашем групповом чате в Telegram. Я в буквальном смысле разослал всем друзьям сообщение типа «Привет! Я написал нового бота — <…>, он делает <…>. Попробуй, пожалуйста, вот тут: <…> — и скажи, если вдруг что можно сделать лучше».

Как правило, только 10% друзей реально открывают ссылку и проверяют, что же вы там сделали. И это понятно — только десятой части ваших друзей не плевать, чем вы занимаетесь. Зато эта часть людей активно комментирует функции и бота в целом.

Если что-то не работает, требует доработки или разработки — у вас будет на это время до первого большого пика пользователей. Так же, в случае с Voicy, мои друзья тут же стали делиться ссылкой с их друзьями, чего мы не увидели на примере с ArbeitBot.

Этот канал продвижения привел нам первые 120 установок ArbeitBot и первые 250 установок Voicy; чему соответствуют самые первые пики на обоих графиках. Канал бесплатен, но исчерпаем: спустя два-три дня, когда все уже прочитали ваше сообщение, ссылка на бота больше не распространяется.

Шаг 2: статья на «Хабрахабре»

Главное правило любой статьи: она должна нести пользу для читателя, иначе она никогда не попадет на главные страницы изданий. Даже пока я пишу эту статью, которую вы читаете, я процеживаю каждое слово сквозь сито пользы: нужно ли вам то, что я описываю, или я просто занимаюсь графоманством? Так же и в любом издательстве типа «Хабрахабра» — если вы опубликуете статью типа «Смотрите, какого бота мы сделали», то вас, как минимум, негативно оценят.

В первую очередь подумайте, каким ценным опытом вы можете поделиться с пользователями, учитывая аудиторию сервисов, на которых хотите публиковаться. Статья о ArbeitBot, которая на «Хабрахабре», оказалась настолько технически направленной, что, полагаю, в «Колонке» на vc.ru, куда я ее изначально отправил, ее даже читать не стали. Однако на «Хабре» статью приняли сравнительно неплохо. С другой стороны, в ArbeitBot пришло гораздо больше людей с «Хабрахабра», нежели с vc.ru. И наоборот — в Voicy пришло больше людей со статьи на Spark, чем с «Хабра».

Статья о ArbeitBot собрала на «Хабрахабре» 29 плюсов, 12 800 просмотров с примерно 7% конверсией в установивших бота — это примерно 900 человек. Этому соответствует второй, самый большой пик прироста новых пользователей на графике.

Статья о Voicy собрала 34 плюса при 12 600 просмотрах. К сожалению, так как статью на «Хабрахабр» я написал сразу после запуска бота и во время активной кампании из первого шага, адекватно оценить конверсию было сложно, ее размазало ровным слоем по первым трем дням после публикации материала.

Публикации на подобных сайтах хороши тем, что их очень редко удаляют — однажды написав о боте, вы оставляете упоминание о своем продукте практически навсегда. Так же огромное количество сайтов и групп в социальных сетях репостят интересные статьи с подобных ресурсов, что также привлекает новых пользователей.

Стоит отметить, что для возможности публиковать на «Хабрахабре» нужно заранее получить инвайт — поспрашивайте у знакомых. Однако даже если у вас нет инвайта, но есть интересная статья, всегда можно отправить материал в «песочницу», откуда ее в итоге могут вытянуть привилегированные пользователи ресурса.

Поверьте, если статья хорошая — вам дадут инвайт в течение суток. Говорю, как человек, у которого более пяти раз отнимали право публиковать из-за нарушения правил сайта, и который минимум пять раз возвращался назад через песочницу.

Так же, учтите, что «Хабрахабр» — сайт технической направленности, и статьи о продуктах, как и пресс-релизы, там не жалуют. Например, когда я выложил статью о Voicy без какого-либо кода, меня сразу начали хаять в комментариях — пришлось добавить примеров кода.

Не забудьте, что прикреплять ссылки на свои продукты можно только в хабе «Я пиарюсь», откуда трафика всегда заметно меньше, чем с технических хабов. Однако меня всегда выручали комментаторы — как правило, если продукт интересный, у вас попросят о ссылке в комментариях. Публикуйте хорошие материалы в профильные хабы, и будет вам счастье.

Шаг 3: статья на Spark

Честно скажу, мне нравится писать на Spark, так как там можно придерживаться более неформального стиля повествования, а полезные статьи (это важно) попадают на главную vc.ru — Мекку трафика для стартапов, как ссылка на сторонний ресурс. Издательство у этих двух сайтов одно, поэтому они могут делиться друг с другом материалами.

Здесь можно оттянуться по-полной, главное — быть краткими. Особо времени тратить на написание статьи не нужно, выжмите все соки из вашего опыта по одному из направлений и перенесите их на бумагу, ну или экран компьютера.

Статья о ArbeitBot собрала 8 плюсов, 2394 просмотров с конверсией в 6% — примерно 140 человек. Этой статье соответствует третий пик на графике, предпослений крупный у ArbeitBot.

Статья о Voicy собрала 26 плюсов, 8007 просмотров с 10% конверсией — примерно 800 установок бота. Третий пик на графике Voicy принадлежит именно этому каналу продвижения.

Какие можно сделать выводы? Статья не должна быть сильно технической — на Spark любят маркетинг, бизнес и тому подобное. Можно даже слегка подлить водички и порассуждать на темы мотивации. Отмечу, что статья о ArbeitBot оказалась гораздо менее популярной, подозреваю, из-за отсутствия спорной точки зрения — дискуссии не получилось.

В то же время статья о Voicy получила на порядок больше комментариев и даже какое-то время висела в самых обсуждаемых. Так что не стесняйтесь выражать вашу точку зрения: если кто-то с ней не согласен, это сыграет вам на руку.

Шаг 4: статьи на vc.ru

Отмечу сразу: попасть со своим продуктом на vc.ru можно. И даже нужно. Единственное замечание: либо статья, либо продукт должны приносить достаточно пользы для читателей издания. Попасть на vc.ru можно тремя способами:

  • Через Spark, о котором мы говорили в третьем шаге.
  • Через рубрику «Стартапы».
  • Прислать колонку.

Статья о ArbeitBot в рубрике «Стартапы» на vc.ru собрала около 5700 просмотров с чудовищной конверсией — 20%! Да-да, около 1140 человек пришло в течение недели после публикации. Этой статистике соответствует последний крупный пик — четвертый — на графике ArbeitBot.

Отдельно отмечу, что писать в рубрику «Стартапы» просто необходимо — иначе редакция vc.ru о вас вообще не узнает. Благодаря тому, что ранее мы засветились в рубрике «Стартапы», ArbeitBot добавили со ссылкой на него еще и в статью про Telegram, что привело еще около 50 человек.

Шаг 5: добавление бота в каталог Telegram Bot Store

Здесь все очень просто: нужно зайти на сайт и просто добавить своего бота. Потом обязательно добавьте ссылку для добавления отзыва о вашем боте в команду «help», например. Можно еще и разослать всем активным пользователям пожелание отблагодарить вас за труд, оставив пятизвездочный отзыв по ссылке.

Одного добавления было бы достаточно, если бы мы не собирались его продвигать.Алгоритмы Storebot еще достаточно еще не научились банить ботов, которых активно раскручивают. Действуем по старой схеме из первого шага.

Рассылаем всем своим друзьям и знакомым сообщение с просьбой поставить хороший отзыв и пять звезд боту по ссылке. Да, много людей вас после этого заблокируют, — но в этом и состоит выбор: друзья или успешный продукт.

И ArbeitBot, и Voicy были в топ-3 ботов за все время, а Voicy и по сей день остается в топ-5. По моему опыту, достаточно 200 оценок и примерно 30 текстовых отзывов, чтобы гарантированно вывести бота в топ. Если бот упал в рейтинге — вы знаете, что делать (снова писать друзьям, но уже новым).

К сожалению, сложно сказать, сколько людей пришло от Storebot, так как раскрутка длилась обычно в течение недели, а реферальной ссылки со Storebot я, к сожалению, не прикручивал. Однако очень приятно видеть свое детище в топе, не так ли? К слову, другие ботоводы мне тут сообщили, что иногда с топа Storebot может прийти плюс тыщенка-две пользователей.

Шаг 6: добавление бота в каналы-каталоги

К сожалению, особой связи между добавлением ArbeitBot в различные каталоги ботов и количеством установок пользователей я не заметил. Однако с Voicy ситуация прямо противоположная: добавление бота на каналы в Telegram реально приводит новых пользователей.

Так, Voicy добавили сначала в @obzorchik 8 декабря, а после в @botcollection 17 декабря. Первый канал стал продолжением третьего пика графика Voicy, приведя в бот примерно 500 новых пользователей при 2884 просмотрах, что примерно ровняется 17% конверсии из увидевших новость в установивших бота — очень неплохо. Второй канал стал причиной четвертого пика на графике, приведя Voicy около 500 пользователей при 2375 просмотрах — конверсия получилась примерно 21%.

Данный метод продвижения, я считаю, хоть и не приводит большое количество пользователей, но очень эффективен с точки зрения трудозатрат против выхлопа кампании. В коллекции ботов очень просто попасть — просто поговорите с владельцами каналов и по-человечески объясните им, в чем польза от вашего бота. Как правило, конверсия с каналов в Telegram очень высокая из-за низкого порога входа пользователей: у них уже установлен Telegram и они, скорее всего, уже знакомы с основными концептами платформы.

Шаг 7: топ чатов @combot

Так как ArbeitBot — нишевый продукт, у меня не получилось (да и не было желания, если честно) бегать по топу чатов и продавать его людям: не та целевая аудитория. Поэтому статистики седьмого шага для ArbeitBot нет. Зато есть статистика для Voicy, на нее и посмотрим. Никакой хитрости тут нет: просто открываете топ чатов Telegram по языкам — я начал с русского — и начинаете ходить по разным группам, спрашивать, нужен ли им бот.

Так как Voicy переводит все голосовые сообщения в текст, я заходил в группы с большим количеством голосовых сообщений (3000+) и просто спрашивал людей, общаются ли они подобным способом. После ответа «да», я ненавязчиво намекал, что сделал бота, который переводит все голосовые сообщения в текст.

Подобных «рейдов» я делал три за всю историю работы бота. Конечно, большими победами были крупные чаты от тысячи человек, но я не забывал и про чаты с 300, 200 и даже 60 участниками. Большинство чатов, куда я заходил, в итоге установили себе Voicy — настолько бот оказался востребованным.

Несколько советов: когда заходите в группу, не добавляйте бота без предварительного согласия от админов. Не начинайте рекламировать бота сразу же и не давайте на него ссылку в чате — только в личке пользователям и, главное, админам. Постарайтесь сначала завести диалог, спросить, есть ли проблема — и только потом намекнуть, что у вас есть решение.

Интересный момент: почему-то люди путают Voicy с разными text-to-speech ботами и говорят, что у них подобный уже есть. В эти моменты я обычно вежливо объясняю, что Voicy — это не текст-в-речь, а речь-в-текст. Тогда у людей и загораются глаза.

Этот способ продвижения очень хорош для ботов, которые умеют работать в группах. Я уверен, что без седьмого шага о Voicy бы никто не узнал.

Шаг 8: Reddit и Hacker News

Честно сказать, оба бота мы пытались пиарить и на Reddit, и на Hacker News — но безуспешно. Они набирают 8−10 плюсов и все. Может быть, мы и привлекли 5−10 человек с этих ресурсов, но особой отдачи я не заметил.

Я попробовал обе платформы и на Voicy, и на ArbeitBot, потому что хотел получить полную статистическую выборку. Следующие проекты я тоже буду туда добавлять — вдруг, получится когда-нибудь на них завируситься. И вам советую: усилий требует мало, шанс получить отдачу есть — это как бесплатный лотерейный билет.

Шаг 9: Product Hunt

Жемчужина нашего списка сегодня! Проект, подаривший жизнь и публичное обсуждение сотням, если не тысячам чертовски крутых продуктов. Сайт, на главную которого хочет попасть любой стартапер средней руки. Мы дважды были на главной. ArbeitBot собрал 95 лайков, Voicy собрал 89 лайков. В ArbeitBot пришло от силы 20 человек, в Voicy пришло 45 человек. Что я сделал не так?

Ответ простой: в первый раз мы прорвались на главную, и я раскидал всем друзьям прямую ссылку на публикацию, чтобы голосовали за нее — такой поток «грязного» трафика не понравился алгоритмам сервиса и мы оказались в самом низу главной страницы — между продуктами с одним и двумя голосами. Подробнее об этом в статье на Spark. Что пошло не так во второй раз я не понимаю до сих пор.

Однако размещаться на Product Hunt стоит. Есть шанс опубликоваться ровно тогда, когда надо, получить кучу голосов и стать следующим единорогом.

Шаг 10: виральность

Итак, предположим, вы выполнили первые девять шагов — что дальше? Если ваш бот установили в пять тысяч чатов до начала 10 шага — все замечательно. Если нет — думайте, в чем проблема, проводите работу над ошибками. Предположим, у вас все получилось — начинается виральность.

Если ваш бот достаточно полезен, то о нем начнут писать. Последний пик на графике у Voicy — это о нас написал один сайт на персидском. Честно, не знаю, как и откуда там о нем узнали — автор просто поставил меня перед фактом. Потом вашего бота начнут использовать отдельные люди и советовать друзьям. Начинается эффект снежного кома, готовьте свои сервера.

Похоже, время ArbeitBot еще не пришло — людям пока не нужна фриланс-биржа в Telegram. Так что осторожнее выбирайте идеи для бота и проверяйте их на реальном рынке до разработки.

Чтобы не быть голословным по Voicy, я приведу еще один график, показывающий количество обработанных голосовых сообщений в сутки.

Бота используют все чаще

Еще советы

  • Учтите, что у каждого ресурса есть свои правила — ознакомьтесь с ними перед публикацией.
  • Перед тем, как начать писать, ознакомьтесь с публикациями той же категории на сервисе и старайтесь придерживаться подобного стиля.
  • Не стесняйтесь говорить о вашем продукте даже до начала разработки — важно отсеивать нерабочие идеи на ранних стадиях.

Заключение

Этой статьей я хотел добиться, чтобы, во-первых, авторы ботов не стеснялись и показывали свои творения миру. Во-вторых, развеять миф, что без денег раскрутить ничего невозможно — мы не потратили на раскрутку ни копейки. В-третьих, чтобы собрать какое-никакое, а руководство по бесплатной раскрутке Telegram-бота или своего продукта в принципе. Я собираюсь сам использовать эту памятку в будущем, чтобы не забыть о каком-либо бесплатном канале продвижения.

#Кейсы #боты #Telegram #мессенджеры #боты_telegram

Статьи по теме
«О цивилизованном рынке здесь говорить сложно»: кто зарабатывает на Telegram вместо Павла Дурова
Arbeitbot — бесплатная фриланс-биржа в Telegram
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления