{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438","\u043a\u0438\u0442\u0430\u0439","\u0432\u0435\u043d\u0447\u0443\u0440\u043d\u044b\u0435_\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438","\u043a\u0438\u0442\u0430\u0439\u0441\u043a\u0438\u0439_\u0440\u044b\u043d\u043e\u043a","\u043a\u0438\u0442\u0430\u0439\u0441\u043a\u0438\u0435_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b"], "comments": 4, "likes": 16, "favorites": 28, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "21272", "is_wide": "1" }
Редакция vc.ru
7 452

Как устроен рынок стартапов и инвестиций в Китае

Колонка генерального директора Eurasia Development

Поделиться

В избранное

В избранном

Генеральный директор Eurasia Development Андрей Прохорович написал для vc.ru колонку о том, как живет рынок инноваций в Китае, как российские стартапы налаживают отношения с инвесторами и что в будущем ожидает этот рынок.

Китай — самый большой и динамично развивающийся рынок мира. Он привлекает внимание все большего количества мировых технологических компаний. Благодаря работе в сфере трансфера технологий между Китаем и Россией с 2012 года у нас накопился большой опыт, которым я хочу сегодня поделиться.

Ниже представлен краткий обзор рынка и основные моменты, на которые стоит обратить внимание. Итак, как же устроен мир стартапов и инвестиций в Китае?

Анализ рынка VC и стартапов КНР

За первое полугодие 2016 года китайские VC инвестировали рекордные $37,2 миллиарда в молодые технологические компании Китая. Это больше, чем за весь 2015 год.

При этом размер венчурного капитала в Китае в 2016 году увеличен до $338 миллиардов. Это самый большой мешок с деньгами, выделенный на стартапы в мире, и эта сумма предназначена для инвестирования в китайские стартапы.

Стоит отметить, что эти финансы распределены между 780 VC-фондами, которые находятся в государственном управлении. И это во многом предопределяет инвестиционную стратегию, о которой я расскажу позднее.

Частные инвесторы и бизнес-ангелы в Китае также присутствуют, но цифры несопоставимы с объемами VC, и бизнес-ангелы в Китае зачастую «скупы».

Вызвано это прежде всего неравномерным распределением денег на всех этапах развития стартапов. Как недавно отметил генеральный директор Xiaomi Лей Джун:

Большинство китайских стартапов привлекали инвестиции на поздний стадиях, так как «ангельский раунд» самый сложный и рискованный. Гораздо безопаснее вкладываться в раунды В или даже С. Главное угадать, выйдет компания на IPO или нет. А если выйдет, то вы получите пяти или десятикратный возврат инвестиций.

По статистике, 90% китайских стартапов, которые привлекли ангельские инвестиции, не дожили до раунда С. Несмотря на сложности для новых и молодых игроков, за 2016 год в Китае зарегистрировано более пяти миллионов новых компаний, и свыше 300 тысяч из них — это компании в сфере ИТ.

Добавьте к этому компании в сфере биотехнологий, аддитивные технологии, фаблабы и прочее и прочее. Премьер-министр Китая Ли Кэцян заявил, что это становится возможным в том числе «благодаря развитию венчурного капитала».

Китай это один большой акселератор… для акселераторов

Китай развивается стремительно быстро в науке и инновациях. Деньги на это выделяются колоссальные — бюджет Министерства науки и техники КНР на пять лет (до 2021 года) составляет 1 триллион 580 миллиардов долларов США.

В ближайшие десять лет Пекин станет единственным конкурентом Кремниевой долины. Большие стартапы развиваются за три−пять лет, в США на это уходит пять−восемь лет. Время запуска нового проекта от идеи до производства в Шеньчжене со всей его ресурсной базой составляет всего три-шесть месяцев. Нигде в мире вы не сможете стартовать так быстро.

Совсем скоро мы увидим волну инноваций, которая поднимется из Китая. А утверждение, что Китай умеет только копировать и клонировать, уже устарело. Считаю важным упомянуть недавно проведённый China Daily опрос студентов, который выявил, что 90% китайских детей хотят стать предпринимателями. Стартап для них — это круто.

Важнее всего смена социальных представлений о стартапах. Студенты и их родители считают стартапы возможностью, а не риском.

Громадный потребительский рынок в 1,3 миллиарда человек и армия интернет-пользователей в 900 миллионов человек еще не значит, что Китай — хорошее место для локализации. Главная отличительная черта (и сигнал для локализации) — это сочетание размера рынка, крайне быстрая адаптация потребителей к нововведениям и предпринимательский дух местных жителей — все это есть в Китае.

Тут все зависит от вас — рассматриваете вы этих людей как конкурентов или как партнеров.

Стратегия КНР

Государственная стратегия — один из важнейших факторов, который следует учитывать при принятии решения о входе на китайский рынок. Ведь она четко коррелирует с тем, куда и как будут инвестировать средства, какие рынки будут расти или проседать.

Отсутствие понимания стратегии КНР особенно усложняет выход на китайский рынок технологическим компаниям, которые, не ориентируясь в стратегических направлениях, зачастую даже не анализируют такие мероприятия, как «Всекитайское собрание народных представителей», и решения, которые там принимаются.

В марте 2016 года Си Цзиньпин заявил:

Наша страна находится под чужим контролем по основополагающим технологиям в ключевых областях. Государству нужна стратегическая поддержка науки и технологий, причем сильнее, чем когда-либо прежде

— Си Цзиньпин, генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая

Сразу после этого последовало то самое собрание Всекитайских представителей, на котором было принято пять главных стратегических решений.

Один из основных и особенно влияющих на хайтек-рынок планов на ближайшую пятилетку звучит так: «Китай становится государством инновационного типа». Это значит, что китайские VC и фонды прямых инвестиций будут финансировать проекты, которые физически «приземлятся» в КНР, и рассчитывать на привлечение инвестиций в ваше российское юридическое лицо не стоит.

Они хотят сделать свою страну технологически развитой, и, помимо выращивания собственного научного и креативного сообщества, с радостью примут и купят проекты с «мозгами» из других стран. Конечно, исключения из правил будут, но на моей практике финансирования российских стартапов в России еще не было.

Китай сосредоточен на поиске привлекательных инвестиционных возможностей среди высокотехнологичных компаний и стартапов на территории России с потенциалом последующего развития на рынке КНР, включая такие направления, как информационные технологии в финансовом секторе, Big Data, облачные технологии, биотехнологии, биомедицина, чистые источники энергии, новые материалы, умное производство (включая робототехнику) и передача данных. Про аэрокосмос, военные технологии и атомную энергетику я промолчу — это игры не для стартаперов, хотя именно это и интересует наших китайских коллег в первую очередь.

Международная ситуация через призму китайского стартап-рынка

В среднесрочной перспективе китайские стартапы могут «задуматься» о выходе на международную арену. Но недостатком китайских стартапов является отсутствие компетенций по быстрому и эффективному «освоению иностранных рынков».

Помимо культурных и языковых барьеров существует «ловушка китайского рынка», который настолько большой, что китайским стартапам нужно сделать очень многое, чтобы его освоить, и на начальных стадиях они не задумываются о международной экспансии (громким исключением является площадки Alibaba и AliExpress, которые изначально создавались как cross-border ecommerce). А в это время компании из других стран смогут быстро их скопировать.

Перевод: «Поддержите науку, уничтожьте суеверие». (1999 год)

Такие же проблемы переживали и переживают стартапы США, сталкиваясь с китайскими конкурентами. На этом фоне выгодно отличаются компании из Израиля и Сингапура, которые, находясь в условиях маленького локального рынка, сразу разрабатывают стратегии «мирового масштабирования» или «большого рынка», то есть выхода на рынки больших стран.

Помимо всего прочего, именно это и является одной из основных причин повышенной активности китайского капитала на рынке этих стран. По последним данным, Китай и Израиль уже создали более 175 совместных фондов.

Создание подобных российско-китайских фондов все еще на этапе «подписания соглашений и меморандумов». Америка также не испытывает дефицита в китайских инвестициях. Как заявил генеральный директор Skymind (стартап машинного обучения из Кремниевой долины) Крис Николсон: «Фандрайзинг стартапов в Кремниевой Долине не будет функционировать без китайских денег. Они полностью изменили ландшафт».

Согласно данным China Daily, в 26% стартапов и 25% единорогов Кремниевой долины присутствуют китайские деньги. Я не буду сейчас рассуждать, почему китайцы активнее инвестируют в стартапы из Израиля, США и Европы — я думаю все знают базовые проблемы нашей бескрайней Родины (незащищенность капитала, высокие риски и так далее). Утрирую словами классика: «Возвращать чем будете?».

В этой колонке я констатирую факты и даю краткие рекомендации.

Дракон в шкуре панды или чего боятся наши соотечественники

Согласно практике нашей компании и проведённых опросов, более 60% российских фирм, планирующих выход на китайский рынок, больше всего боятся за сохранность интеллектуальной собственности (ИС). Конечно, опасения отчасти справедливы.

Но, во-первых, система защиты ИС в Китае шагнула далеко вперёд, и надежность, читай, защищенность правильно оформленных и поданных документов и зарегистрированных патентов зачастую выше, чем в РФ (слышали про закон принудительной передачи лицензий на использование изобретений в РФ?).

Мы зарегистрировали несколько десятков патентов в Китае, и никаких проблем с защитой ИС (по крайней мере, до сегодняшнего дня) у нас не возникало. Давайте также учитывать, что мы живём во время информационных технологий. Для того, чтобы скопировать вашу идею другой стороне зачастую и не нужны «исходные данные», полученные напрямую от вас. Вспомните случай про еврейского разработчика, который разместил свою идею на Kickstarter для привлечения инвестиций и уже через неделю увидел свой продукт в продаже на площадке Alibaba.

При любом раскладе ваша «передовая» идея или технология имеет преимущество новизны очень ограниченное время. И единственная возможность для достижения высоких показателей, а иногда даже и выживания — это постоянное развитие продукта и бренда, чтобы оставить конкурентов в условиях догоняющего. Это правило касается не только Китая.

Плакат 1958 года призывает учиться у Советского Союза и использовать его достижения в науке

Российские компании также сталкиваются с проблемами юридического сопровождения, недостаточной маркетинговой и финансовой поддержки, незнания языка и ментально-культурных особенностей, а также нехватки информации об организации бизнеса в КНР и незнания рынка как такового.

Все это является сдерживающими факторами. Но китайское правительство занимается упрощением процедур регистрации WFOE (юридическое лицо со 100% иностранным капиталом) и JV (совместное предприятие), а решение других задач может обеспечить правильно выбранный партнер. Надеюсь, что в ближайшее время языковые барьеры будут исчезать за счет развития «когнитивных технологий».

Партнер

Как учил Конфуций: «…не говорить с человеком, с которым нужно говорить, значит потерять человека; говорить с человеком, с которым нельзя говорить, значит потерять слова. Умный, не теряет человека и не теряет слов».

Непоправимой ошибкой является выбор неправильного партнера или игнорирование правильного партнера. Интересная история приключилась с компанией Groupon, которая умудрилась совершить обе ошибки с одним и тем же партнером, а именно с компанией Tencent.

Первое и главное, в чем «промахнулась» компания Groupon — это выбор неправильного партнера, так как Tencent к этому времени уже имел ряд собственных сайтов и приложений-аналогов Groupon, следовательно, Groupon никогда бы не стал приоритетным для Tencent проектом.

И второе — сотрудничество с Tencent должно было принести знание рынка, местных специалистов и доступ к самой большой в Китае user base. Groupon же провалил проект, не захотев адаптироваться под местный рынок. Они также привезли с собой западный менеджмент, который с легкостью развивал проекты на западных рынках, но в Китае оказался неэффективен.

Есть ли возможность выхода на китайский рынок

Если ваш проект вписывается в концепцию китайского рынка — смысл и возможность однозначно есть. На мой взгляд, наиболее эффективным способом входа на китайский рынок является вход через технопарки и зоны инновационного развития.

Они имеют ряд льгот для своих резидентов, подготовленную инфраструктуру и необходимые сервисы, а также меры финансовой поддержки и субсидирования. Зоны высоких технологий создали условия, благоприятствующие распространению и внедрению лучших практик на наукоемких предприятиях. Это снижает издержки и риски, а также увеличивает скорость и вероятность успешного развития вашего проекта.

В Китае более 200 технопарков (80% из них являются государственными), работающих в сфере высоких и новых технологий, и каждый из них имеет свой инкубатор, акселератор, фаблаб, фонд, инфраструктурные компании и прочие инструменты по развитию проектов своих резидентов.

И теперь внимание — в Китае насчитывается более 2 500 бизнес-инкубаторов, но в основном они, конечно, нацелены на развитие местных китайских компаний. Общая выручка предприятий, размещенных в высокотехнологичных кластерах, составила порядка пяти триллионов долларов США на 2016 год. Это говорит о том, что там локализовано огромное количество высокотехнологичных компаний, среди которых вы можете найти будущих партнеров.

Если говорить о технопарках, приспособленных к работе с российскими компаниями, то по большому счету их всего три: TusPark и Z-Park в Пекине, и Китайско-Российский инновационный технопарк (КРИТ) в городе Яньтай. Наибольшую инициативу по soft landing для российских стартапов проявляет КРИТ.

Отмечу четыре основных варианта взаимодействия с китайскими партнерами:

  1. Продажа технологии, включая всю ИС и техническую документацию.
  2. Продажа лицензии.
  3. Самостоятельный вход (без участия китайского капитала).
  4. Создание СП (совместное предприятие) (российская сторона входит идеей, ИС и инженерным составом, китайцы входят финансами и компетенциями по рынку).

Если у вас и вашего проекта нет денег, но технология потенциально интересна для китайского рынка, то лучшее, на что можно рассчитывать после проведения экспертной оценки — это СП, ваша доля в котором составит 20, максимум 30%. Свои 70−80% китайцы обуславливают инвестициями, рынком, менеджментом и прочим.

Может показаться, что отдать 70−80% китайской стороне — это много. Но недавно мы столкнулись с интересной ситуацией. Мы вели сделку по трансферу технологий из КНР в РФ. Китайцы запросили 30% доли компании и прибыли у российских партнёров за их уникальную технологию. Россияне были в шоке от такой наглости китайцев и их непомерных аппетитов. При этом большинство российских компаний, когда им предлагают такие же условия при выходе на Китай, считают, что их недооценили.

Каждый проект уникален и требует индивидуального подхода, но, как правило, более, чем на 30%, вам рассчитывать не стоит. Старайтесь объективно смотреть на вещи. Перспектива от сотрудничества может быть гораздо больше, чем развитие по отдельности.

Все больше компаний из РФ привлекают китайские частные и венчурные инвестиции. За четыре года наша компания привлекла инвестиции в шесть проектов из России и стран СНГ. Несколько компаний локализованы без участия китайского капитала. Все проекты адаптированы, и процесс коммерциализации идет полным ходом.

А в прошлом году произошел беспрецедентный случай получения китайского государственного гранта российской компанией. Как рассказывает директор i-Free Asia Евгений Косолапов:

Наш стартап Last.Backend выиграл правительственный грант программы по привлечению ученых и предпринимателей «Nanjing Plan 300» в размере один миллион юаней в первый год, если выполняются согласованные KPI, то еще 1,5 миллиона гранта, и, затем, еще можно получить беспроцентный кредит в банке Наньцзиня на три миллиона юаней.

Дополнительно предоставляется офис примерно 80 квадратных метров в центре Наньцзиня, квартира на три года. В общем, финансовое плечо можно обозначить под один миллион долларов. Для нас это не критичные деньги, но неплохое и приятное дополнение.

Вся процедура от заявки до подписания соглашения, получения финансов и офиса заняла примерно год. Заявка подавалась от частного лица — нашего технического директора, который и выступал с докладом. А получателем гранта является юридическое лицо в Нанкине.

То есть со стороны грантодателя это выглядит так: наш технический директор представляет зарубежную команду, создавшую интересный продукт, и он гарантирует, что если грант будет одобрен, эта зарубежная команда перенесет часть R&D в Нанкин, создав там новое юридическое лицо и наймет местных сотрудников. Цель грантодателя — привлечение инновационных компаний в их город.

Вся информация по программе и заявка, естественно, на китайском языке. Сама заявка — это не пара бланков, а мощнейший диплом на 50 страниц с описанием научной составляющей технологии, его маркетинговыми перспективами и так далее. Тому, кто пытался получить грант институтов развития в РФ, должно быть понятно. Так что иностранному стартапу нужна, как минимум, языковая поддержка

— Евгений Косолапов, i-Free

Это является очередным доказательством того, что сдвиги есть. Они не быстрые, но взаимодействие между Китаем и Россией в сфере высокотехнологического сектора на верном пути.

Как я говорил выше, Пекин (Китай) занимает второе место после Кремниевой Долины по развитию инновационной экосистемы и стартапов как таковых. В то же время Москва (Россия) занимает второе место после Кремниевой Долины по наличию талантов — новых Кулибиных, если угодно. Это открывает большие возможности для инновационных предпринимателей и высокотехнологичных компаний малого и среднего бизнеса.

На мой взгляд, консолидация инновационного потенциала России и Китая в рамках экономической кооперации и трансфера технологий способна дать крупномасштабный синергетический эффект и, как следствие, положительный результат. Главное начать, ведь «дорога в тысячи ли начинается с первого шага».

#Колонка #инвестиции #китай #венчурные_инвестиции #китайский_рынок #китайские_стартапы

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]