[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u0438\u0441\u044c\u043c\u043e_\u0432_\u0440\u0435\u0434\u0430\u043a\u0446\u0438\u044e"], "comments": 168, "likes": 19, "favorites": 5, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "21323" }
Редакция vc.ru
11 533

Письмо в редакцию: Почему мы отказались от сотрудничества с китайскими разработчиками

Читатель vc.ru Фахреддин Мирзоев прислал в редакцию письмо с рассказом о том, как он работал над интернет-проектом совместно с китайскими разработчиками и с какими трудностями столкнулся.

Китай — очень мощно развивающаяся страна, вторая экономика планеты, с самым большим населением и свыше 2000 иероглифов в языке. Приезжая в Китай, очень удивляешься, как можно развиваться такими темпами и удерживать такое количество народу в порядке и субординации.

Еще больше удивляешься, когда поработаешь с китайскими разработчиками, которые создают интернет-гиганты.

Предыстория

Я пришел в компанию, как раз в момент, когда запускался сайт — по задумке, главный канал сбыта. Сайт, сделанный китайцами на ASP.NET, в общем-то не представлял из себя ничего особенного — три вида пользователей, каталог товаров, система оплаты. Более или менее простой интернет-магазин и несколько несложных функций, заточенных специально под нашу модель.

Казалось бы, всё просто, но вот только разработкой на тот момент занимались пять китайских разработчиков уже на протяжении шести месяцев. Занимались — значит, подчеркиваю, писали с нуля. Вы, наверное, спросите, зачем, когда полно готовых решений. Об этом позже.

Моя задача состояла в локализации сайта, его продвижении и формировании местной команды. В первом варианте российская команда должна была состоять из двух программистов под ASP.NET и дизайнера. Во время взаимодействия китайских разработчиков и заказчиков (нашего руководства) не было никакой системы управления проектом. Все задачи писались в Excel-файле, который вечером обновлялся и отсылался через «ответить всем» в общую переписку.

И это вызвало у меня тихий ужас, так как я понял, что треть времени буду тратить только на то, чтобы разобраться в этом хаосе (мягко сказано). Когда я предложил ввести систему управления проектом, это вызвало бурю эмоций, потому что китайские разработчики о такой системе никогда не слышали. Про Google Sheets я спрашивать не стал.

Я понял, что никаких инновационных решений быть не может и что уровень среднего китайского разработчика раза в два ниже, чем у нас. Это можно заметив, просто посмотрев китайские сайты.

Первый рабочий день сайта начался с того, что я обнаружил, что после заполнения и публикации перевода страницы с английского на русский этот перевод исчезал в течение получаса. Почему? Этого никто не знал. Даже китайские разработчики. Дальше, 30% процентов функциональности работает через раз, шрифты на первой странице плывут, каталог товаров плывет.

Это не шутка, это должен был быть запуск рабочей, обкатанной версии, на которую через две недели мы уже должны были лить трафик. Про китайский дизайн я молчу, потому что никакого дизайна не было. Была картинка на первой странице и надпись белым текстом на картинке: Buy quality goods from China (не смешно).

На тот момент в нашей российской команде уже был старший программист Евгений и графический дизайнер. Второго программиста я выписал из Томска и заставил переехать в Москву, но об этом позже. Этот программист нам, кстати, потом чуть не завалила проект.

Качество работы оказалось очень низким, и я подозреваю, что именно из-за их представления о качестве. Никакой обкатки не было. Сайт сделали, а как он работает, это уже другой вопрос. В их понимании это выглядело именно так, потому что к тому, что работала только половина функциональности, они относились абсолютно спокойно.

Изначально планировалось четыре локальных версии: европейская, американская, российская и китайская для производителей, на разных доменах. Разработчики взяли первую необкатанную версию и скопировали еще три раза, соответственно, все ошибки вместе с ней.

Каждая версия работала по-разному. Например, тот же текст на нашей версии сохранялся на интервал около 30 минут, а на европейской мог висеть несколько дней, но потом тоже удалялся. Поэтому мои коллеги из Европы сначала тихо посмеивались над проблемами российского офиса, мол, у нас таких проблем нет, вы там сами с ними разбирайтесь. Но когда уже стало понятно, что их ждет та же участь, были срочно организованы переговоры с китайской стороной для обсуждения того, что нам дальше делать и как нам дальше жить.

Было видно, что организация труда очень плохая. Если они не могут координировать свои действия в таком простом вопросе, что там говорить о сложных.

На совместном совещании, посвященном проблемам с сайтом, мы с Евгением предложили помочь китайцам и запросили исходный код. Исходный код нам должны были предоставить давно, для локализации, но тянули.

И вот китайцы заявляют, что никакой помощи им не нужно и что никакого кода не будет, русские пускай сами пишут свой, отдельный сайт. На это у вас есть два месяца (вместе с формированием команды), сами как хотите, так и пишите.

Здесь сразу стало все понятно: полгода они занимались непонятно чем, тянули деньги из компании, а сейчас испугались, что мы либо быстро решим эти проблемы, либо посмотрим на исходник и скажем, что это полная фигня, и спросим, чем они шесть месяцев занимались. А два месяца нам дают специально, с надеждой на то, что мы ничего не успеем и нас уволят. Они увидели в нас конкурентов.

Это показалось мне проявлением той самой восточной хитрости, о которой меня предупреждали все, кто когда-либо работал с Поднебесной

Китайцы согласовали свою программу с руководством, в очередной раз убедив их в том, что они исправят все ошибки и в том, что русские пускай пишут свою систему, а в их им лезть не нужно. Руководство данную программу утвердило, с одним «но». Вечером, в тот же день, мой коллега, проджект-менеджер с европейской стороны, прислал мне письмо, в котором изливал душу, как сложно им дается работа с китайскими разработчиками. Что они уже не в первый раз срывают все сроки и что европейский офис вообще не может работать. Мол, вся надежда на вас, ребята.

В копии письма было все руководство. В итоге последовало еще несколько переговоров, где условия поменялись и свелись к тому, что мы пишем свою систему, китайцы обкатывают свою и через два месяца мы решим, какую использовать.

Мы взялись за работу. Первым делом я ввел систему управления проектом и пробил под нее деньги. Вторым делом следовало определиться, стоит ли делать все с нуля или брать готовое, и если готовое, то что, ведь оба наших программиста занимались разработкой на ASP.NET.

В итоге мы делаем ход конем: делаем выбор в пользу Magento и берем третьего человека с сильным знанием PHP. Оба наших программиста на ASP.NET согласились остаться и разобраться в PHP в очень сжатые сроки.

Далее нам активно начали помогать коллеги из Европы с детализацией ТЗ, так как китайцы это делать отказались. В общем, мы накидали задачи, условное время выполнения, чекпоинты и взялись за работу. Через 3 недели нас покинул первый ASP.NET-разработчик Евгений, который место того, чтобы работать, ходил и вешал всем лапшу.

Остались два программиста, а фактически один, потому что, как выяснилось позже, девушка из Томска взяла на себя сложные задачи, а сама занималась старой работой, на которой она перешла в удаленный формат в связи с переездом.

Однажды меня смутило, что легкие задачи решаются, а сложные висят, и я решил перепроверить сроки выполнения с компанией, которая занимается платной разработкой Magento.

Я начал давить со сроками на разработчицу, и она ушла спустя еще две недели под предлогом того, что ей нужно срочно по семейным делам в Томск. Реально сделав процентов 20 из того, то требовалось. В общем, остался я с Андреем. Несмотря на все трудности и бессонные ночи, мы успели закончить в срок и получили за это большую премию.

Спустя два месяца c китайским сайтом ничего не поменялось, он продолжал работать так же плохо, как и в начале. Акционеры, увидев наши результаты, поняли, что их полгода банально разводили. В итоге уволили не только китайских разработчиков, но и остальную команду в Китае (порядка 30 человек) которые занимались работой с производителями.

Всю работу этих отделов перевели в Россию, в наш офис. В Китае осталось несколько человек и представительство. В нашей ИТ-команде сегодня три разработчика, проджект-менеджер и дизайнер. Все местные.

Заключение

Развести могут в любой стране, однако у работы с китайскими разработчиками есть свои негативные особенности:

  • Знание языка и коммуникация. Китайцы в основном не говорят на английском языке. Из всей команды разработчиков говорил только проект-менеджер, который ничего сам не писал, и его помощница. То есть напрямую пообщаться с разработчиками мы не могли.
  • Другой часовой пояс. У китайцев другой часовой пояс (+5 к московскому времени), и когда нужно сделать что-то срочное, на работе никого нет.
  • Культурные особенности:
    • Китайцы не умеют говорить «нет», это у них воспринимается как проявление слабости. Они будут браться даже за те задачи, которые им не под силу. То есть планировать с ними очень сложно. Готовьтесь к постоянному срыву сроков.
    • Абсолютно вертикальная культура. Начальник — святое. Никакой инициативы. Про Scrum можно забыть.
    • Чтобы китайцы работали, над ними нужно постоянно стоять «с палкой» и периодически ее использовать. И чем жестче, тем лучше они будут работать.
  • Небрежное отношение к качеству. В моем понимании, высококонкурентная среда Поднебесной не оставляет времени для качества. Главное — сделать быстро и много, чтобы успеть раньше других и твое место не заняли.
  • Отсутствие культуры труда и низкоквалифицированная рабочая сила. Отношение к сотрудникам в Китае — как к рабам на галерах. Все очень жестко. Такое же отношение у сотрудников к своей работе.
  • Правовое регулирование. Когда у нас подрядчик завалит работу, с него можно спросить по договору. Понятно, куда обращаться и сколько это будет стоить. За границей ты на чужой территории, и это будет гораздо сложнее.

Добавлю, что это только мой личный опыт — не более. Я много раз был в Китае, мне там очень нравится и я съезжу туда с удовольствием еще раз. Там живут милые, добрые, открытые люди. Везде постоянное движение. Очень сильная динамика.

Закончу веселой историей из индустрии: на фабрике заказали выпустить тысячу игрушек в виде тигра. Распечатав партию, заказчики обнаружили, что место тигров им поставили лошадей. На вопрос: «Почему лошади?», производители ответили, что у лошади те же четыре ноги, хвост и она быстро бегает. Мол, разница небольшая.

#Письмо_в_редакцию

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления