Блокировка звонков в мессенджерах. Правовой беспредел или забота о гражданах?
Роскомнадзор (РКН) официально заявил, что им были ограничены функции аудио- и видео- звонков в мессенджерах Telegram и WhatsApp.*
Ведомство заявило, что мессенджеры являются «основными сервисами для мошенничества», однако данные Банка России показывают, что телефонные звонки и СМС-сообщения используются злоумышленниками втрое чаще.
По официальным данным за 2024 год, в 45,6 % процентов случаев мошенники связывались с жертвами через телефонные звонки или СМС-сообщения. И только 15,7 % приходится на мессенджеры. На третьем месте социальные сети с их 10,3 %.
Другой возможной причиной может быть лобби операторов связи. «Большая четвёрка» (МТС, МегаФон, Билайн, Tele2) ранее предлагала ограничить звонки в иностранных мессенджерах, поскольку трафик голосовых вызовов через сотовую связь упал на фоне популярности бесплатных звонков в Telegram и WhatsApp. Как отмечают операторы, им необходимы дополнительные доходы для поддержания подорожавшей инфраструктуры. И возвращение трафика в мобильную связь приведёт к увеличению доходов мобильных операторов.
Напомню, что, согласно данным Mediascope, по состоянию на 2025 год, WhatsApp является самым популярным мобильным приложением в России с охватом 96,2 млн человек старше 12 лет. На втором месте, согласно исследованию компании, находится Telegram с месячным охватом 89,8 млн человек. По показателю среднесуточного охвата эти мессенджеры также лидируют: хотя бы раз за день WhatsApp используют 81,8 млн россиян, Telegram — 67,4 млн.
Какие правовые основания для блокировки звонков использует РКН?
- на территории России отсутствуют официальные представительства мессенджеров (нет официально зарегистрированных юридических лиц). По закону зарубежные IT-компании с суточной аудиторией более чем 500 тыс. пользователей обязаны открыть в России филиал, уполномоченное юрлицо или представительство (ст. 5 Федерального закона от 1 июля 2021 года № 236-ФЗ — «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации»);
- мессенджеры не сотрудничают с властями по передаче данных пользователей, что не позволяет эффективно бороться с мошенниками и террористами (ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В связи с тем, что ни Telegram ни WhatsApp не соблюдает оба этих требования, то у РКН появились легальные основания для блокировки звонков.
Реальные причины блокировки могут включать как формальное несоблюдение мессенджерами российских законов, так и экономические интересы операторов связи. Причиной также может быть передел медиарынка, особенно на фоне появления отечественного мессенджера МАХ, который усилиями властей пытаются сделать основной площадкой для общения среди россиян. На мой взгляд, все эти причины имеют место быть.
* Принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России.
Подписывайтесь на «Право имею»