[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Vladislava Rakhmanova", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 56, "likes": 14, "favorites": 16, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "21652" }
Vladislava Rakhmanova
5 961

Легализация через автоматизацию: как государство усиливает контроль над ресторанами и магазинами

Новые кассы и система учёта алкоголя ЕГАИС

Поделиться

В избранное

В избранном

Эксперты компании Poster подготовили для vc.ru колонку том, какие перемены ожидают рестораторов и владельцев магазинов после ряда нововведений в законодательстве. Мнения об автоматизации сферы высказали эксперты и участники рынка.

Нет контрафактному алкоголю

ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система учёта алкогольной продукции) — пожалуй, один из самых трудных проектов нашей страны, который не раз корректировался, дополнялся, менялся.

Государство, наконец, всерьёз решило взять под контроль предприятия розничной торговли и общественного питания и исключить раз и навсегда контрафактную ликеро-водочную продукцию из оборота. По словам Людмилы Алямовской, коммерческого директора компании Tillypad, законодательство по ЕГАИС меняется крайне быстро, и это один из таких законов, за поправками в котором все участники рынка должны следить с большим вниманием.

Запуск ЕГАИС пришёлся на 2006 год, тогда декларировать оборот алкоголя обязали только производителей и импортёров. Компании, попавшие под раздачу, сдавали «Алкогольные декларации» раз в квартал, проверка данных проводилась условно, поэтому особых сложностей не возникало. Но этого властям стало мало, и в 2016 году они взялись отслеживать оборот алкоголя у розничных продавцов и предприятий общепита.

Согласно новым условиям, участники рынка обязаны фиксировать жизненный цикл каждой «бутылки» от завода до конечного потребителя, для этих целей предприятие должно быть оснащено электронными счётчиками, имеющими выход в интернет и связь с сервером Росалкогольрегулирования (РАР).

У компании есть всего 24 часа, чтобы отобразить движение продукции в системе, будь то закупка, продажа или списание, и передать данные с помощью мобильных сканеров со штрихкода и сети интернет, в случае проблем с соединением на это даётся три дня.

— соучредитель компании по автоматизации кафе, ресторанов и магазинов Poster Родион Ерошек

Основной итог введения ЕГАИС – массовая автоматизация. И его можно назвать позитивным. Организации с суммовым учётом, которые раньше считали автоматизацию ненужным или дорогим удовольствием, сейчас обязаны подключиться к ЕГАИС, обновить оборудование.

Основные затраты уже сделаны: предприниматели купили компьютер в торговую точку, подключились к интернету, скоро купят «умную» онлайн-кассу и фискальный регистратор. У таких организаций есть все предпосылки, чтобы постепенно автоматизировать товароучет, сделать бизнес-процессы проще и эффективнее.

— Елена Лобова, эксперт сервиса «Контур.Егаис» компании «СКБ Контур»

В результате государство получило удобный инструмент оперативного выявления контрафактной продукции. Теперь весь оборот алкогольной спиртосодержащей продукции контролируется Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (ФС РАР). Проверками компаний, торгующими алкоголем, занимается Роспотребнадзор и исполнительные власти региона.

Внедрение ЕГАИС было одной из мер борьбы нелегальной продукции в легальных магазинах, доля которой на конец 2015 года дошла до 25 %, что в переводе на деньги — 37 млрд рублей.

С нового 2017 года продажа алкоголя без соблюдения требований карается штрафом (до 200 тысяч рублей) с последующим лишением лицензии при повторном нарушении. Полностью завершить ввод ЕГАИС планируется 1 июля 2017 года — к этому времени в системе должны отображаться все данные об обороте алкоголя в стране.

По подсчётам аналитиков, благодаря системе с 2017 года государство будет получать дополнительно 30-40 млрд рублей акцизов

В Петербурге, по данным на июль 2016 года, к ЕГАИС подключись 94% розничных продавцов, в число которых входят представители ресторанной отрасли, на которых приходится примерно 40 % рынка розничной продажи алкогольной продукции.

До нового года практически все бары и рестораны работали с ЕГАИС по части подтверждения закупки, однако списание по-прежнему происходило вручную на основе журнала учёта алкогольной продукции. Однако в 2017 году требования ужесточились, теперь необходимо раз в три дня проводить списание остатков через систему.

— Людмила Алямовская

При этом есть и плюсы. Существенно облегчить учёт продукции и сократить издержки для общепита поможет разделение алкогольных лицензий для торговли и ресторанов. Запуск проекта намечен на апрель 2017 года.

Если раньше ресторан в центре города и сельский магазин платили за лицензию одинаково, то сегодня лицензирование дифференцировано с учётом того, что в ресторане алкоголь — это услуга, а в магазине — товар, что более справедливо.

Дифференциация позволит рестораторам нести меньше издержек. Работа баров-магазинов, где одновременно можно приобрести вино в розлив, и купить бутылку алкоголя, незаконна. Продавать закрытые бутылки в барах больше не получится. Теперь в заведении общепита с залом обслуживания можно будет торговать только вскрытыми бутылками.

— Елена Лобова

Ресторанному бизнесу есть куда двигаться, судя по примеру соседних стран, где достаточно сильно развита культура потребления алкоголя вне дома. «Например, в Западной Европе в барах выпивают около 40 % всего алкоголя, действующего в обороте страны, в России эта цифра меньше. И разделение лицензий создает благоприятные условия для развития именно такого сценария.

— Родион Ерошек

Начиная с 1 января 2017 года, ресторанам необходимо не только принимать поставки алкоголя в системе, но и проводить списания.

Но в отличие от магазинов, которым нужно с помощью сканера штрих-кодов фиксировать продажу каждой конкретной бутылки, в HoReCa достаточно зафиксировать факт раскупоривания бутылки и факт продажи, без считывания штрих-кода. Мы в Poster упростили процедуру — достаточно будет проводить инвентаризацию по бару и указывать количество закупоренных и раскупоренных бутылок. Poster сам позаботится о том, чтобы сделать необходимые перемещения и списания.

— Родион Ерошек

Облегчить перевод на новую систему учёта помогают автоматизированные сервисы.

Максим Платонов, владелец компании «ЗА Пивком», считает программную платформу ЕГАИС не слишком удобной. «Вся история с новой системой, с точки зрения глобальной конечной цели, я считаю, очень правильная, — поясняет эксперт. — Но вопрос в том, насколько технически и коммерчески адекватно всё сделано. Вся суть этого ПО в том, чтобы зафиксировать, сколько продукции ты закупил и сколько реализовал, по итогу квартала сформировать декларацию. Но пользоваться ей не слишком удобно, постоянно возникают ошибки».

Людмила Алямовская главным недостатком ЕГАИС для рестораторов считает ограничение по выбору поставщиков: «Из-за ЕГАИС закупать алкоголь в розничных точках рестораны больше не могут: все закупки осуществляются через официальных поставщиков, и данные обо всех перемещениях в обязательном порядке попадают в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.

Магазины с лицензией на розничную торговлю просто не могут продавать алкоголь ресторанам, исключение составляют сети, работающие с HoReCa по договорам в качестве оптовых поставщиков. Такой подход создал некоторым рестораторам неудобства, но абсолютно разумен с точки зрения заботы о потребителе. Можно предположить, что часть кафе, в меню которых отсутствовали алкогольные напитки, пересмотрят свои концепции. Требования для получения лицензии смягчаются, а стоимость госпошлины позволит включить в меню алкоголь даже тем заведениям, которые на это ранее не решались», —полагает эксперт.

Новые кассы

С 1 февраля вступают в силу дополнения к Федеральному закону № 54, регламентирующему использование контрольно-кассовой техники (ККТ). Суть изменений сводится к введению автоматизированной системы учета оборота всей продукции.

Главная проблема перехода на новые кассы состоит в том, что заводы не готовы в такие короткие сроки обеспечить всю отрасль новой техникой, при том что с 1 февраля 2017 регистрировать старые кассы уже нельзя. Полный переход на технику нового типа намечен на июль 2017 года. К этому сроку все старые кассы должны быть либо модернизированы, либо заменены новой контрольно-кассовой техникой. Таким образом, на переоснащение даётся лишь пять месяцев.

Участники рынка справедливо полагают, что это слишком маленький срок с учётом масштабов нашей страны, и дефицит техники и фискальных накопителей неизбежен.

Ввиду того, что стационарное оборудование стоит дорого, мы ожидаем массовый переход компаний на облачные виртуальные кассы, которые обладают тем же функционалом, что и привычные. Такой комплект (планшет, принтер, фискальный регистратор, сканер штрих-кода) стоит от 30 тысяч рублей.

Некоторые участники рынка ошибочно полагают, что облачные кассы предоставляют всем своим пользователям одинаковый продукт и медленно модернизируются. Наоборот, облачные сервисы могут значительно быстрее дописывать свое ПО под нужны клиента, чем те, кто поставляет стационарный продукт — конкуренция на рынке высока и компаниям нет смысла сдерживать развитие своих продуктов.

— Родион Ерошек

Что касается кассового ПО, то облачные решения обычно дешевле, чем привычные для ресторанов клиент-серверные аналоги. Стоимость подписки на подобный сервис составляет порядка 2 тысяч рублей в месяц. При этом у ресторатора появляется полноценный функционал для автоматизации работы его заведения: от управления складом, кухней, продажами и столами в зале до полноценных маркетинговых инструментов для работы с клиентами.

Страшно и дорого

Когда только начинали обсуждать закон, все было просто: кассу представляли в виде некого смартфона, откуда все данные мгновенно поступают в налоговую, а чек — на электронную почту клиента. Никаких бумаг, никакой отчётности, все автоматизировано.

Тогда ещё не было конкретных представлений об оборудовании и о том, как его защитить от взлома. Сегодня этой защитой служит фискальный накопитель. Какого-то более серьёзного контроля над несанкционированным вскрытием аппаратов пока нет. Между тем в надежной защите новых устройств от взлома убеждена Людмила Алямовская. «Данные надежно шифруются. К ККТ, к криптографическому устройству и фискальному накопителю, предъявляются обновленные, повышенные требования безопасности, включая защиту передачи данных», — подчеркивает она.

Кассы нового образца продаются уже со встроенным фискальным накопителем, а в старых — заложена возможность модернизации. Минимальная цена ККТ нового типа — 14,5 тысяч рублей. Модернизация старой кассы обойдется порядка 4—5 тысяч, при условии покупки фискального накопителя за 8,5 тысяч рублей получается сумма равная новой кассе.

Вместе с термином облачные или онлайн-кассы появилось и новое понятие ОФД — операторы фискальных данных, задача которых отслеживать движение товара и перенаправлять данные в налоговую. Появились и посредники, предоставляющие свои сервера для хранения и передачи данных. Минимальная стоимость годового обслуживания ОФД — 3,5 тысяч рублей. Любая дополнительная опция требует новых вложений. Например, SMS-чек — от 90 копеек с каждой покупки.

Эксперты обращают внимание на возросшие штрафы за нарушение правил работы с ККТ, которые вступят после наступления обязательного периода применения ККТ.

С 15 июля штраф за неприменение ККТ зависит от суммы расчёта, который был осуществлен без применения кассы. Для должностных лиц он составит от четверти до половины размера суммы расчета без применения ККТ (но не менее 10 тысяч рублей). Для юрлиц — от трёх четвёртых до одного размера суммы расчёта без применения ККТ (но не менее 30 тысяч рублей).

— Ева Сызрайская, эксперт сервиса «Контур.ОФД» компании «СКБ Контур»

Интересно, что № 54-ФЗ даёт возможность избежать этого наказания, если владелец ККТ добровольно сообщит в налоговую инспекцию о «проступке» — сможет доказать, что нарушение состоялось и что после оно было исправлено.

Также ФНС формирует новый алгоритм определения добросовестности налогоплательщика, применяющего ККТ. Он будет включать показатели передачи фискальных данных через ОФД и определять необходимость проведения налоговой проверки при превышении рисковых критериев.

Можно отчётливо увидеть желание властей отслеживать весь товарооборот страны. ЕГАИС, введение касс новых образцов, введение системы учёта НДС по новой системе — всё это звенья одной цепи. Нововведения носят комплексный характер и направлены на полную легализацию бизнеса, но для их корректного решения требуются усилия и со стороны регулятора, представителей власти, и со стороны участников рынка.

#Колонка

Статьи по теме
Трудности перехода: как новый закон об онлайн-кассах повлияет на российский бизнес с 1 февраля
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления