«С вас только финальный "ок", чтобы вы не думали, что ваше мнение ничего не стоит»: блогер Ян Топлес рассказал, как через ИИ-алгоритмы «расфорсил» «искусственный» мем за рубежом
Мем «Умный человек в очках» использовали Apple, британский KFC и другие бренды, а на канал «Топлес» за два месяца подписалось 700 тысяч человек.
- 26 июня 2025 года пользователь с ником mizzzerrrr выложил в TikTok первый ролик с фотографией автора научно-популярного YouTube-канала «Топлес» ( 7,66 млн подписчиков) и драматичной музыкой Atlantis. Видео набрало 2,9 млн просмотров. Популярность мема объясняли постиронией зумеров — чем абсурднее, тем смешнее.
Рэпер Канье Уэст устал видеть мем в американских соцсетях. Источник: TikTok
- Его используют как «русский аналог рикроллинга». В 2010-х фрагмент клипа Рика Эстли на песню “Never Gonna Give You Up” отправляли друзьям под видом других ссылок, чтобы застать врасплох — разыграть и «зарикроллить».
- Похожим образом фотографию «Умного человека в очках» стали вставлять в конце обрывающихся видео, выводить на экран во время вручения аттестатов в школах, добавлять в объявления на «Авито».
Популярность мема усилило и то, что сам блогер подключился к тренду как только «завирусились» первые видео. Источник: toplesofficial
- 19 августа Ян Лапотков (Ян Топлес) выложил выпуск «Как алгоритмы правят зумерами», где намекнул, что ролик в TikTok опубликовала его команда и распространение мема «было хорошо спланировано» для эксперимента.
Многие вообще впервые услышали обо мне из этого мема. Возможно, в будущем никто не вспомнит про YouTube-канал. Рекомендательные алгоритмы изменили то, как меня знает общество.
- Лапотков выделил три фактора «виральности»: каждый инфоповод был громче предыдущего; «нанятые» зумеры подсказывали, «что модно на их языке», команда постоянно мониторила ситуацию и корректировала стратегию.
- Для эксперимента она выкупила места на Таймс-сквер и в «Москве-Сити». По словам Лапоткова, в медиа «завирусился» только ролик с площади в Нью-Йорке.
Источник: toplesofficial
- Идея «сделать рейд» на зарубежных блогеров тоже принадлежала команде «Топлес». Статью о меме опубликовал англоязычный сайт Know Your Meme, западные и азиатские авторы и бренды начали вставлять картинку в свои ролики. Один из магазинов Apple в Нью-Йорке установил обои с Лапотковым на iPhone, выставленных на витринах.
Источник: TikTok
Фотографию и музыку использовал официальный аккаунт британского KFC в TikTok
Источник: официальный аккаунт Durex
- Лапотков связывает рост популярности «искусственного мема» с тем, что «простейшие» алгоритмы соцсетей вроде “If-Then” с 2010-х сменились ИИ-алгоритмами — «чем больше данных вы им дадите, тем точнее они срабатывают».
- Так и образовался «пузырь» для зумеров, в котором получилось распространить мем.
Алгоритмы запоминают о вас всё больше. Сегодня это уже годы ваших лайков и дизлайков. Неважно, что вы пишете и говорите, алгоритм смотрит только на действия. Вы можете сколько угодно ходить со стаканчиком bubble tea и общаться на «зумерском». Но нейронка-то видит, что вы слушаете «Наутилус Помпилиус». В переводе с нейросетевого вы бумер, и рекомендации у вас будут бумерские. Не алгоритмы будут решать, что вы будете есть и как проводить время, но они проанализируют вашу жизнь и принесут вам готовые подборки решений так, будто вы их сами и нашли. С вас только финальный ок, чтобы вы не думали, что ваше мнение ничего не стоит.
69 комментариев