{ "author_name": "Vladislava Rakhmanova", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f"], "comments": 9, "likes": 12, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "21735", "is_wide": "1" }
Vladislava Rakhmanova
3 054

Что ожидают инвесторы от выхода Snap на биржу

Разбор аналитиков «Фридом Финанс»

Поделиться

В избранное

В избранном

3 февраля компания Snap, владеющая приложением Snapchat, подала документы на проведение IPO. Инвестиционный аналитик компании «Фридом Финанс» Шамиль Курамшин поделился своим взглядом на то, чем нынешний «единорог» напоминает Twitter и каковы ожидания инвесторов.

Эван Шпигель, основатель и генеральный директор Shap

После месяцев ожидания Snap Inc., владелец популярного мессенджера Snapchat, подал публичную заявку, где раскрыл все основные финансовые и операционные показатели, которые долгое время интересовали инвесторов.

Дебют под тиккером SNAP на Нью-Йоркской фондовой бирже станет крупнейшим IPO на рынке ИТ с 2014 года. Объём размещения может достигнуть $3 млрд — именно за столько Марк Цукерберг в 2013 году хотел выкупить Snapchat, но получил отказ. Капитализация на IPO может достигнуть $25 млрд, что на 25% выше оценки по итогам последнего венчурного раунда в мае 2016 года, где Snap привлек $1,8 млрд.

Snap, как и другие «попсовые» единороги типа Uber и Airbnb, пользовался невероятной популярностью у венчурных инвесторов, которые стремились отхватить кусочек на всех этапах. Среди них такие именитые фонды как Benchmark, KPCB, Sequoia, T. Row Price, а также интернет-гиганты Yahoo!, Alibaba Group, Tencent и даже Королевский инвестиционный фонд Саудовской Аравии. Высокий интерес к Snapchat наблюдается и среди инвестбанков, ставших организаторами IPO: Morgan Stanley, Goldman Sachs, JPMorgan, Deutsche Bank, Barclays, Credit Suisse и другие.

Ажиотаж вокруг IPO объясняется в первую очередь темпами его роста: выручка за 2016 год превысила даже самые смелые прогнозы — она достигла $404,4 млн против ожидаемых $350 млн. Таким образом, прирост за год составил почти 700%.

На мой взгляд, это результат низкой базы: монетизировать сервис Snapchat начал лишь в конце 2014 года и не стоит ожидать сохранения темпов роста даже на горизонте пары лет. То же самое касается количества пользователей. На конец 2016 года их было около 158 миллионов — почти на 50% больше, чем годом ранее и в 2,2 раза больше, чем в конце 2014 года. Аналогичную динамику в преддверии своего IPO в 2013 году показывал Twitter, но через год после этого рост замедлился, а акции сервиса микроблогов начали затяжное падение.

Второй тревожный момент — прибыль. В 2016 году чистый убыток достиг $515 млн — на 60% больше, чем в 2015 году. И если сейчас инвесторы закрывают глаза на это, объясняя необходимостью «инвестиций в рост», то рано или поздно захотят увидеть улучшения динамики главного показателя бизнеса. Так происходит всегда: именно погоня за ростом и неспособность зарабатывать прибыль в своё время стали причиной краха доткомов в 2000 году, и не хотелось бы увидеть похожий исход. Снижение уже началось: в четвёртом квартале 2016 года рост выручки составил 400% против невероятных 1200% во втором квартале, а по итогам 2017 года ожидается лишь двукратный скачок.

Ситуацию осложняет конкуренция со стороны Facebook — компания активно расширяет функциональность своих сервисов аналогами Snapchat, что также в дальнейшем может сказаться на темпах роста последней. У Snap есть «умные» очки с камерой, есть идеи по развитию сервисов, но всё это лишь планы, которые добавляют оптимизма, но не гарантируют конкуретных преимуществ.

Несмотря на весь мой пессимизм, я ожидаю настоящего «ралли» акций после IPO — до двух раз, так устроен рынок. Однако если к моменту, когда хайп спадёт и инвесторы снимут розовые очки, Snap не сможет найти устойчивую бизнес-модель, способную приносить прибыль в долгосрочной перспективе, то, как это было с Twitter, рост быстро может смениться падением. Но в этом случае негатив может перекинуться и на другие ИТ-стартапы, которые с большой долей вероятности поспешат на биржу после первичного успеха Snapchat.

#Мнения

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]