[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Мария Федоришина", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 21, "likes": 22, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "21757" }
Мария Федоришина
13 205

Бизнес на чужом успехе: как в России делают деньги на известных фильмах и сериалах

Обозреватель vc.ru нашла примеры того, как предприниматели в нужный момент открывали собственный бизнес по мотивам всем известных произведений.

Калининградский Central Perk из сериала «Друзья»

В марте 2015 года в Калининграде открылась кофейня Central Perk — как та, в которой собирались герои сериала «Друзья». Интерьер, оформление, вывеска, коричневый диван — все как в шоу.

Владелец Максим Литвин не скрывает, что заимствовал идею из сериала: «Есть люди, которые смотрели его раз по восемь и пересматривают до сих пор, а я только раз в несколько лет, и то скорее для того, чтобы освежить воспоминания и подметить что-то новое: какие-то блюда из меню, какие-то детали интерьера. У меня к «Друзьям» уже профессиональный, практический интерес».

В кафе, как и в сериале, звучит много музыки — на том же самом месте перед окном, где играла Фиби Буффе, в калининградском Central Perk регулярно проходят концерты. Кроме того, посетители могут смотреть в кафе на плазменном экране эпизоды «Друзей».

Идея собственного дела возникла у Литвина 7 лет назад, тогда он был готов купить франшизу кафе, однако ответа на свою заявку он так и не получил. Дальше предприниматель решил зарегистрировать товарный знак, но после трех лет рассмотрения ему отказали, так как уже существовала международная заявка. «Но я как юрист нашел основание для того, чтобы оспорить международную заявку в суде в связи с тем, что правообладатель в нашей стране товарный знак не использует», — говорит Литвин.

Первыми посетителями кафе стали друзья Литвина, когда информация о знаменитой кофейне как в «Друзьях» появилась в интернете, в Central Perk потянулись поклонники сериала. Владелец отмечает особую атмосферу в заведении и настоящий свежесваренный кофе. Информацию о кафе можно найти в социальных сетях.

Само по себе открытие заведения «в честь» каких-то произведений не запрещено. Но вот использовать (воссоздавать) дизайн, отраженный в чужом произведении, запрещено.

То есть зал кафе не должен выглядеть так, как его создал дизайнер того помещения, где проходили съемки, или художник-постановщик, если соответствующие декорации были созданы специально для фильма.

Возможность размещения на стене текстовых цитат или, тем более, стоп-кадров из фильма должна оцениваться в каждом конкретном случае, а однозначного ответа быть не может. Пожалуй, я бы так сформулировал критерий, исходя из смысла закона: если владелец ресторана привлекает внимание к своему заведению за счет конкретного чужого произведения, то почти наверняка можно будет констатировать нарушение.

Помимо нарушения авторских прав в этом случае обязательно надо смотреть, а нет ли нарушения еще и прав на средства индивидуализации, в частности — товарные знаки. В качестве товарных знаков могут регистрироваться названия фильмов, песен, игр, логотипы, персонажи, отличительные знаки персонажей, имена персонажей (например, Супермен, Бэтмэн, покемоны и так далее).

юрист Вадим Колосов

Туристический маршрут «Реальных пацанов»

В начале декабря 2016 года пермское турагентство предложило клиентам новую экскурсию – туристический маршрут по местам, где снимался сериал «Реальные пацаны». Два часа автобусной экскурсии в группе до 40 человек стоили 7 700 рублей. За эти деньги поклонники сериала смогли бы увидеть дом одного из героев фильма Коляна или кафе, где встречалась другая героиня, Лера, с подругами.

Новость о заявленном маршруте была растиражирована в интернете и дошла до продюсеров ТНТ, правообладателей сериала «Реальные пацаны». Отрицательная реакция со стороны телеканала вынудила агентство закрыть туристический маршрут, едва запустив его.

Юридическая компания «Берегись автомобиля»

В Воронеже вот уже несколько лет работает юридическая компания « Берегись автомобиля», которая специализируется на помощи в борьбе со страховыми компаниями за компенсацию после ДТП. Например, фирма предлагает купить долг страховой компании, чтобы в дальнейшем самостоятельно добиваться компенсации ущерба. Кроме того, специалисты предлагают независимую экспертизу, оценку ущерба и многое другое.

За составление искового заявления компания возьмет от 4 тысяч рублей, за полное сопровождение в суде — от 12 тысяч рублей. Логотипом компании является та самая «Волга», которую угонял Юрий Деточкин в фильме «Берегись автомобиля». Впрочем, сам герой кинокомедии также присутствует на сайте, как и несколько кадров из картины.

Ресторан «Кавказская пленница»

В 2013 году после семилетнего перерыва в Краснодаре был открыт ресторан «Кавказская пленница». Вот как пишут сами о себе его владельцы: «"Кавказская пленница" — это ресторан, наполненный и юмором образами бессмертных комедий Гайдая, любовь к которым объединяет сразу несколько поколений».

Перед входом в ресторан стоит памятник знаменитой троице из одноименного кинофильма — героям Вицина, Никулина и Моргунова.

В зале можно найти и других героев кинокомедии, среди которых есть даже ослик Шурика. Сам интерьер напоминает кадры кинофильма, количество посадочных мест в ресторане до 100 человек, стоимость банкета на человека — от 1300 рублей.

Сайт для привлечения внимания использует кинокадры, само название ресторана выполнено в стиле названия фильма. На сайте нигде не указана информация, что это франшиза или владельцы являются правообладателями названия для ресторана.

Кроме того, рестораны «Кавказская пленница» есть в Москве, Ульяновске, Анапе и некоторых других городах.

В самом факте открытия заведения в честь любимого фильма нарушения нет. Однако стоит помнить, что при осуществлении своей деятельности заведение не должно допускать нарушения авторских прав на фильм или его часть. Дело в том, что согласно п.7 ст.1259 ГК РФ, авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонажи из произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора.

Мы все знаем историю с использованием в рекламе образов героев мультфильма «Трое из Простоквашино». Буквально недавно Палата по патентным спорам удовлетворила заявления ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм» о признании недействительной регистрации на ООО «АльтерВЕСТ XXI век» пяти товарных знаков с персонажами из мультфильма «Простоквашино».

При этом ООО «АльтерВЕСТ XXI век» ссылалось на договор с Успенским как с автором персонажей, но отстоять свою позицию не смогло. Кадр из фильма — это тоже часть произведения. Поэтому при оформлении сайта или интерьера его использование нежелательно — правообладатель может предъявить претензии. В рамках гражданско-правовой ответственности с нарушителя можно в судебном порядке взыскать компенсацию до 5 миллионов рублей

юрист по защите авторских прав Андрей Макаров

Копии кинореквизита

Точную копию волшебной палочки Гермионы, мантию учеников Хогвартса из саги про Гарри Поттера, часы или брошь с символом сойки-пересмешницы из «Голодных игр» и многое другое можно купить в десятках интернет-магазинов. Цены за лот варьируются от пары сотен рублей до нескольких тысяч.

Например, на официальном сайте лицензионного магазина Harry Potter Shop волшебная палочка Гарри Поттера стоит $42,95, она же на российском сайте обойдется в 1077 рублей.

Практически все подобные реквизиты, атрибутика (по крайней мере, в западных произведениях, на которые тратятся многомиллионные бюджеты) — результат творческой деятельности, а следовательно, они охраняются авторскими правами. Многие из них еще могут быть и товарным знаком

— Вадим Колосов

Кинорецепты

В 2013 году в Ростове-на-Дону была опубликована «Кулинарная книга киномана». Каждая глава посвящена фильму, где вкратце говорится о сюжете картины, далее дан пересказ момента, где идет речь о каком-то блюде и дополняют это непосредственно кулинарные рецепты. Также книга снабжена многочисленными рисунками, напоминающими раскадровку фильмов.

В издании можно найти рецепты как знаменитого коктейля Джеймса Бонда или любимого напитка героинь «Секса в большом городе» — космополитен, так и печенья Пифии из «Матрицы» или кролика на шампуре из «Крокодила Данди». Цена книги на Ozon составляет 153 рубля.

Нет единой позиции по поводу того, охраняются ли кулинарные рецепты. Все же большинство считает, что сами рецепты как таковые (грамовка и ингредиенты) не охраняются. Но может охраняться форма, в которой это подается (допустим, со сравнительными оборотами, литературно, с сопровождением картинками и/или комментариями и тому подобное).

Опять же, и тут следует помнить о товарных знаках. В принципе, если в книге используются зарегистрированные товарные знаки или книга продвигается за счет чужих брендов, чужой репутации, то и это можно признать нарушением.

— Вадим Колосов

Западный опыт

В 2013 году Кристофер Арчер и Герберт Каандроп открыли онлайн-магазин продажи одежды Looklive. Идея стартапа заключалась в том, что на сайте можно заказать вещи как у звезд шоу-бизнеса. Например, в магазине можно найти одежду, в которой появлялись любимые герои в сериалах «Дневники вампира», «Карточный дом», «Теория большого взрыва», «Милые обманщицы» и многих других.

На сайте есть ссылка на ту же вещь как на знаменитости, а также подобраны похожие вещи, но у других брендов, в более дорогом и в более дешевом вариантах.

За последний год выручка компании Looklive составила $4,9 миллиона. На компанию трудятся в настоящий момент 120 сотрудников.

В 2015 году в Стамбуле поклонники сериала «Во все тяжкие» открыли кофейню Walter's Coffee Roastery, названную в честь главного героя Уолтера Уайта. Кафе напоминает лабораторию, в которой напитки подают в колбах и банках, а позиции меню представлены в виде таблицы Мендлеева.

Чтобы не нарушать закон, в кафе не используют оригинальные логотипы, бренды, названия, кадры из фильма. Однако найти сходства не составляет труда (оригинальное название сериала Breaking Bad).

В 1992 году вышло продолжение фильма «Один дома». В одном из эпизодов герой «Один дома 2: Потерянный в Нью-Йорке» мальчик Кевин МакКалистер использует специальное устройство Talkboy для преображения собственного голоса из детского во взрослый.

После премьеры на студию обрушились звонки от желающих приобрести эту игрушку. На самом деле компания изготовила записывающее устройство специально для съемок фильма. Через несколько недель после премьеры Tiger Electronics выпустило Talkboy в продажу. Игрушка за $29,99 имела колоссальный успех. Вслед за ней было выпущено устройство Talkgirl для девочек.

«Какого-то государственного органа, контролирующего соблюдение авторских прав, не существует, — говорит Андрей Макаров. — За соблюдением своих прав следят сами правообладатели. Существуют авторские общества, объединяющие авторов и следящие за соблюдением их прав. Самое крупное и имеющее государственную аккредитацию — Российское авторское общество (РАО). Оно уполномочено предъявлять претензии от имени любых правообладателей — даже тех, кто не заключал с обществом договора. Но РАО действует лишь в рамках своей аккредитации и далеко не во всех случаях уполномочено представлять интересы авторов или иных правообладателей».

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления