[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Никита Евдокимов", "author_type": "self", "tags": ["\u043e\u0444\u043b\u0430\u0439\u043d"], "comments": 9, "likes": 13, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "22294" }
Никита Евдокимов
3 168

«Ты сталкиваешься с вещью из будущего, которая ведет себя не так, как должна»

Московские предприниматели создали устройство для нестандартного обучения музыке

Поделиться

В избранное

В избранном

Редакция vc.ru пообщалась с театральным продюсером Сашей Пас и куратором образовательной программы московского института «Стрелка» 2015-2016 года Андреем Манирко, которые создали устройство для нестандартного обучения музыке — Playtron. К нему можно подключить любые объекты, которые проводят ток, и, прикасаясь к ним, — извлекать звуки с помощью веб-приложения. Авторы рассказали о трудностях, которые возникли при создании продукта, а также о перспективах развития технологий на стыке ИТ, образования и искусства.

Андрей Манирко и Саша Пас

В 2013 году московский театральный продюсер Саша Пас заканчивал магистратуру в Испании. Там он познакомился с проектом университета Pompeu Fabra в сфере музыкального образования — Music Technology Group, в рамках которого студенты создавали работы на стыке ИТ и музыки.

Кроме того, он побывал на международном музыкальном фестивале Sonar, где были представлены интерактивные аудиовизуальные развлекательные активности для детей и взрослых. «Мне показалось очень любопытной задачей сделать что-то подобное для молодого поколения и, собственно, начался поиск технологии», — рассказывает Пас.

Пас обратил внимание на продукт двух инженеров из MIT Джея Сильвера и Эрика Розенбаума. В 2012 году они представили на краудфандинговой платформе Кickstarter устройство Makey Makey на базе контроллера Arduino, которое позволяло подключать к компьютеру любые проводящие ток предметы и использовать их в качестве игровых контроллеров. Проект привлек более $500 тысяч от жертвователей и был успешно реализован.

Вместе с куратором образовательной программы московского института «Стрелка» Андреем Манирко Саша Пас в 2013 году основал сообщество Playtronica, которое объединило образовательный проект, музыкальную группу и event-агентство. В феврале 2014 года он приобрел четыре платы Makey Makey и стал использовать их для организации образовательных и творческих мастерских, а также инсталляций, доработав идею использования устройства.

«Мы попросили знакомых музыкантов записать побольше звуков, из которых потом можно было бы собрать музыкальную композицию, принесли кучу мусора — коробки, провода, скотч. Мы ничего не объясняли людям. Они все сами интуитивно поняли и сделали свои, ни на что не похожие музыкальные инструменты. Под звуки некоторых из них даже можно было танцевать», — рассказывает Пас.

Меня поразило, что люди, никогда не ходившие в музыкальную школу, стали спрашивать, как строить композицию, как подобрать ритм. У них появился творческий запал, мотивация. Они вдруг осознали, что создание музыкальных произведений может быть увлекательным занятием.

— Александр Пас

Параллельно Playtronica создавала инсталляции совместно с российскими и международными творческими командами, используя в искусстве элементы ИТ. В 2015 году на фестивале московского Политехнического музея Polytech они превратили самолет Як-42 в музыкальный инструмент, прикрепив к фюзеляжу специальные датчики Mogees, которые считывали вибрации и превращали их в звуки, а музыканты при помощи ударов по корпусу создавали мелодию.

Изучив принцип работы других музыкальных hardware-устройств, Пас и Манирко решили доработать их и создать свое, сделав акцент на простоте использования, чтобы с ним мог управляться даже ребенок.

«Мы считаем, что в будущем все объекты будут интерактивны. Но сейчас мы об этом рассуждаем на уровне "интернета вещей". Это довольно скучно, потому что сценария у "интернета вещей" нет. Поэтому вместо того, чтобы придумывать полезные интерактивные гаджеты, мы поняли, что это классная игра и столкновение двух реальностей: будущего и настоящего», — рассказывает Андрей Манирко.

Вложив в проект 500 тысяч рублей из личных средств, они создали Playtron — игровое музыкальное устройство, которое позволяет пользователям создавать собственные музыкальные композиции, используя в качестве инструментов любые предметы, которые пропускают ток.

«Здесь используется принцип токопроводимости. Любой предмет, который может проводить незначительно малый и не опасный для человека ток, в нашем контексте может служить музыкальным инструментом: то есть извлекать ноту или сэмпл», — рассказывает Саша Пас.

Для этого собственное веб-приложение Playtron использует API Google Chrome для синтезирования и воспроизведения звука в браузере. «Наша цель была максимально уменьшить шаги для использования устройства: ты достаешь его из коробочки, вставляешь в компьютер, открываешь сайт и тебе не нужно ничего устанавливать, настраивать выбирать — все сразу работает», — рассказывает Манирко.

На разработку устройства Playtron ушло около двух лет. Не имея опыта в создании hardware-продуктов, Манирко и Пас пришлось искать инженера. «Нам очень повезло, что мы нашли специалиста, который занимался музыкальными устройствами. Это было его хобби, а сам он работал до этого на военном заводе», — вспоминает Манирко.

По словам сооснователей, работу осложняло отсутствие как свободного времени, так и постоянного источника финансов — параллельно они занимались работой в рамках сообщества Playtronica и вкладывали заработанные деньги в разработку устройства. Вложения были неравномерными и нерегулярными, поскольку доход проектов, входящих в сообщество, зависел от фактора сезонности.

«В России создается не так много новых устройств. Те, которые появляются — тот же Yotaphone, —делаются на основе существующих платформ. А здесь — это технологическое изобретение. Также мы хотели делать все красиво, поэтому совмещение работы с инженерной платой и создание дизайна — это совершенно неочевидный процесс, и он требует адаптации», — продолжает Манирко.

Устройство производится в Зеленограде на заводе «Резонит», основанном выпускниками Московского института электронной техники. К концу 2016 года сооснователи выпустили первую тестовую партию готовых устройств — 100 штук, которая была распродана в течение месяца.

«Сложности были и с оценками дедлайнов всего того, что происходит. Также и с поставкой деталей, потому что большинство мелких деталей приходит из Китая и не всё доступно в России. Поэтому налаживание общения с поставщиками тоже было новым опытом», — отмечает Манирко.

На сайте разработчиков комплект Playtron (плата, а также набор датчиков) стоит 4,5 тысяч рублей. Одним из первых обладателей устройства стал мальчик по имени Кеша, с которым сооснователи Playtronicа познакомились четыре года назад на одной из первых мастерских.

В образовательных мастер-классах Пас и Манирко используют холистический подход, когда ученик получает знания об окружающем мире не в рамках одной узкой дисципилины, вроде математики или физики, а комплексно, например на стыке естественных наук и искусства.

«Иногда его называют "подход 360 градусов" — мы привыкли смотреть на что-то с одного угла, с другого и с третьего, а холистический подход подразумевает все-таки попытку взглянуть со всех сторон. Если это музыкальное образование, то мы смотрим со стороны живописи, со стороны физики, со стороны физкультуры, математики», — рассказывает Пас.

Цель сооснователей — создать «формат нового образования» и внедрить его в систему государственного образования. Несколько лет назад они предприняли такую попытку, однако столкнулись с трудностями интеграции холистического подхдода в существующие учебные планы.

«В итоге мы решили, что будем продвигать проект в каких-то небольших школах, частных школах, в школах, связанных с программированием, и пока не будем внедряться в государственную систему», — рассказывает Пас.

Однако осенью 2016 года руководство московской школы №554 пошло навстречу Playtronica и согласилось проводить совместные проекты. «До этого, когда мы пытались, были люди, которые в нас верили, но в основном это все как-то холодно воспринималось. Но стоило нам провести пару мастер-классов на открытом уроке, к нам сразу же обратились и попросили это повторить», — поясняет Пас.

«Когда дети прикасаются к предмету, а он неожиданно начинает звучать, они удивляются. Ты сталкиваешься с разрывом реальности — с вещью из будущего, которая ведет себя не так, как должна. Поэтому для детей, особенно для маленьких, которые уже привыкли к iPad, и вдруг трогают вещь, а она ведет себя, как цифровая — для них это большая неожиданность».

— Саша Пас

Монетизировать продукт сооснователи планируют с помощью трех каналов — онлайн-продаж, ритейла и прямых продаж на мероприятиях. «Сейчас мы вышли в розничные сети, например в магазины "Республика". Надеемся расширять продажи. Также мы очень сильно фокусируемся на зарубежный рынок, наши соцсети направлены на международного покупателя, и мы думаем, что там больше для нас шансов», — поясняет Андрей Манирко.

Благодаря прямым продажам устройства на бесплатных образовательных мероприятиях они планируют сделать свои мастер-классы более доступными для широкой аудитории. «Проводя мастер-класс, мы будем рассказывать про Playtron, показывать принцип его работы, а после желающие участники смогут приобрести устройство. Зато мы не будем брать денег за образовательный формат», — рассказывает Пас.

Продукт пока не приносит прибыли, однако сооснователям удалось «выйти в ноль» и вернуть вложения. Отработав производственные процессы, они планируют раз в два месяца выпускать новое музыкальное устройство. Сейчас они разрабатывают продукт, который позволит играть музыку с помощью кожи.

«Наша бизнес-модель построена на том, что если мы сможем итерировать и создавать новые продукты достаточно часто, то сможем найти определенное устройство, или коллекцию устройств, которое станет драйвером нашего бизнеса», — заключает Манирко.

#Офлайн

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления