[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Никита Евдокимов", "author_type": "self", "tags": ["\u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0435"], "comments": 16, "likes": 28, "favorites": 40, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "22542" }
Никита Евдокимов
8 887

Почему успешные ИТ-компании будущего появятся вне популярных сегодня сфер

Мнение инвестора об экономике совместного потребления, виртуальной реальности и машинном обучении

Поделиться

В избранное

В избранном

Управляющий партнер фонда Founder Collective Дэвид Франкель опубликовал в блоге организации колонку о том, почему современные популярные категории, вроде машинного обучения и совместного потребления, мешают инвесторам увидеть необычные и нестандартные компании, которые перевернут индустрию в будущем. Редакция vc.ru публикует перевод материала.

Дэвид Франкель

Чаще всего инвесторы слышат один и тот же вопрос: «Какими компаниями вы интересуетесь?». У многих появились свои категории, которые они используют для условного обозначения типов сделок, на которых они специализируются.

Иногда такие категории полезны и помогают инвесторам предсказывать будущее. Например, фонд Union Square Ventures сформировал портфолио компаний на основе фразы «большие сети связанных между собой пользователей» и заработал $6 миллиардов. Или фонд The Foundry Group, который инвестирует в продукты в рамках простых категорий, вроде «протоколы» или «маркетплейсы».

Однако гораздо чаще (чем хотелось бы), инвесторы используют категории вроде «виртуальная реальность» или «экономика совместного потребления» для контент-маркетинга, журналисты — для создания фактуры, а предприниматели — для того, чтобы не думать своей головой.

Люди находят общую связь между успешными компаниями и экстраполируют ее. Это не всегда плохо. Стив Джобс говорил, что только оглянувшись назад можно увидеть цельную картину. Но если смотреть вперед — на категории, то можно сбиться с пути.

Почему категории — это плохой ориентир

Зачастую люди говорят и думают с помощью шаблонов. Однако оригинальным идеям сперва недостает прозрачности. Сейчас говорят, что Soundcloud — это «YouTube для аудио». Но с чем сравнивали YouTube, когда он только появился? За последние несколько лет возник целый ворох стартапов, которые вписываются в модель «Uber для Х», но даже два года назад обычным людям было сложно объяснить, что такое Uber.

Категории и тренды — это ловушки для предпринимателей и инвесторов. После появления Foursquare предприниматели основали десятки стартапов с функцией check-in и привлекли венчурные инвестиции. Но хоть один из них принес дивиденды?

«Тематическое инвестирование» — это не недавний феномен. Инвесторы тратили миллиарды долларов, а предприниматели — многие годы, развивая компании в области радиочастотной идентификации, нанотехнологий, «чистых» технологий и других растиражированных трендов.

И ни один из них так и не превратился в рынок. Но это касается не только стартапов: я помню время, когда журналисты настаивали, чтобы Apple создала свой «нетбук», иначе компания рискует потерять релевантность.

Как однажды сказал Марк Твен: «Всякий раз, когда вы оказываетесь на стороне большинства, то стоит остановиться и задуматься над этим».

Какая категория предсказала появление Airbnb и Uber?

В 2009-2010 году среди инвесторов были популярны проекты двух категорий «СоЛоМо» (социальный, локальный, мобильный) и «Веб в реальном времени». Они обе прекрасно описывают суть Airbnb и Uber, но ни одна из этих компаний не рассматривалась в таком контексте.

Для инвесторов это были просто два странных стартапа, которые испытывали трудности с привлечением финансов. После того, как они все же добились успеха, их стали считать основоположниками нового тренда — «экономики совместного потребления», в результате которого возникла другая волна похожих стартапов.

Не нужно бежать за лучом прожектора

К тому времени, как инвестиционный фонд начинает целенаправленно финансировать проекты в определенной области, то предприниматели уже не успеют создать эффективные компании в этой сфере. Это не значит, что новые компании будут прокляты.

Благодаря Facebook проблема с социальными сетями казалась решенной. Пока не появился Snapchat, создавший соцсеть для мобильных пользователей. LinkedIn и Twitter нашли свои ниши, и в результате их совокупная капитализация достигла $40 миллиардов.

Как только появляется категория, последующим стартапам нужно быть максимально креативными, чтобы в ней выжить. Kickstarter популяризовал краудфандинг, и многие пытались скопировать модель. Однако самые успешные конкуренты изменили границы: GoFundMe сосредоточился на сборе средств для лечения или помощи людям, а Patreon — на поддержке творчества.

Когда появляются необычные проекты

Мы обнаружили, что между появлением интересного проекта и волной общественного интереса проходит несколько лет. Для оценки мы использовали данные Google Trends.

Краудфандинг:

Виртуальная реальность:

Совместное потребление:

3D-принтеры:

Глубокое обучение и машинное обучение:

Как представлять необычные стартапы

Я понимаю, что совет набраться терпения и ждать, пока ваша отрасль станет многомиллиардным трендом, выглядит как рекомендация найти закопанное сокровище. Поэтому существуют вещи, которые помогут вам добиться преимущества. Я горжусь, что в нашем фонде не смотрят на категории, однако у компаний, которые получают наши инвестиции, есть много общего.

Сформируйте выдающуюся команду

Успех вашего бизнеса в гораздо большей степени зависит от ваших друзей и единомышленников, чем от кривой Гартнера. Самое важное решение в стартап-мире (да и в жизни тоже) — это выбрать, с кем вы хотите ассоциироваться.

Нам нравится инвестировать в проекты, которые создают необычные люди с необычным взглядом на мир. Мы вложили деньги в компанию лучшего в мире баристы, профессионального баскетболиста, и так далее. Не в последнюю очередь (а вернее, — благодаря) их нестандартному прошлому. Поэтому окружайте себя самыми яркими и необычными помощниками, которых вы только сможете найти.

Создавайте сообщество

Производитель 3D-принтеров MakerBot вырос из проекта с открытым исходным кодом. Гений сооснователя компании Бре Петтиса заключался в том, что он сформировал вокруг него активное сообщество «альфа-гиков», которые стали защитниками и проповедниками сырого продукта и помогли превратить его в настоящий бизнес.

Ищите пересечения

Восхитительные и необычные стартапы рождаются после долгих размышлений и интеллектуальных открытий. Они требуют от основателя глубоких знаний в определенной области, которые сложно получить благодаря чужому коду со Stack Exchange или Github. В случае компании Oculus, для разработки шлема виртуальной реальности потребовалось невероятное количество программных и аппаратных ресурсов, и даже знаний в области биологии. Зато сложные продукты дают вам преимущество.

Думайте о годах, а не месяцах

Компаниям, которые развиваются в нетипичных сферах, необходимо тщательно подумать о финансировании. Вкусы инвесторов непостоянны и зачастую от них сложно получить даже доллар. В некоторых случаях бизнес-ангелы и краудфандинг — это более привлекательные опции. Но самый лучший источник капитала — это выручка от платящих клиентов.

Для стартапов на венчурном капитале необходимо оптимизировать расходы так, чтобы денег хватило надолго. Практикуйте эффективное предпринимательство. Вам предстоит пережить четыре-пять лет до тех пор, пока рынок не обратит внимание на вашу сферу. А инновационные компании, у которых запасов денег хватит только на шесть кварталов, быстро закроются.

К всплескам роста лучше относиться осторожно, не рассматривая их как возможности для вложения больших сумм денег, чтобы преуспеть. И главное не упустить момент, когда СМИ и венчурные инвесторы станут интересоваться вашей сферой — будьте готовы обратить внимание себе на пользу.

#Будущее

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления