[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Дмитрий Кошельник", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0430\u043a\u044d\u0442\u043e\u0431\u044b\u043b\u043e"], "comments": 4, "likes": 31, "favorites": 37, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "22572", "is_wide": "1" }
Дмитрий Кошельник
8 291

От самурайского клана до одной из крупнейших финансово-промышленных групп Японии: история Mitsui Group

Обозреватель vc.ru изучил историю Mitsui Group, которая была создана самурайским кланом Мицуи, прошла путь от торговой компании до крупного финансово-промышленного конгломерата, оказала влияние на развитие таких компаний, как Toshiba и Toyota, долгое время конкурировала с Mitsubishi, сумела восстановиться после многочисленных войн и сейчас активно развивается не только на японском, но и на мировом рынке.

Японские компании можно разделить на два вида. Первый — это знаменитые технологические гиганты, созданные после Второй мировой войны. Второй — дзайбацу, до войны принадлежавшие самурайским кланам и восстановившиеся в виде кэйрецу. К последним относится и Mitsui Group, созданная родом Мицуи.

Компания ещё до войны стала одним из крупнейших дзайбацу, была разделена оккупационными властями, но смогла восстановить собственное положение, и сегодня считается одним из четырёх ключевых кэйрецу Японии.

Штаб-квартира Sumitomo Mitsui Financial Group в Токио

Клан Мицуи. От самураев к торговцам

Историю Mitsui принято начинать с самурайского клана Мицуи, существовавшего приблизительно с 1100 года нашей эры. Мицуи служили крупному феодальному роду Сасаки. В «Эпоху воюющих провинций» Ода Нобунага покорил клан Сасаки, а вот Мицуи повезло больше. Глава клана Такаяса Мицуи предугадал опасность и вместе с членами семьи успел сбежать. Остатки клана Мицуи вместе с некоторыми вассалами поселились в городе Мацузака в провинции Исэ.

Надежды восстановится в качестве самурайского клана не было, и Мицуи пошли другим путём, который в будущем позволил заложить основы одного из крупнейших дзайбацу страны.

После переезда на первый план вышел сын Такаяса — Такатоси Сокубэй. Он оценил особенности порта, находящегося недалеко от Исэ, и определённое время изучал обстановку в Японии, совершив несколько визитов в Эдо (старое название Токио).

Политическая ситуация в стране в тот момент стабилизировалась — началась эпоха сегуната Токугава, и самураи стали терять свои позиции как сословие. В 1616 году Такатоси Сокубэй объявил своим родным и слугам, что изменяет стандартную воинскую направленность клана Мицуи и переходит на занятие торговлей.

У него был необходимый капитал, он открыл мануфактурную лавку, нашёл себе помощников, а вот с делами справлялся не очень хорошо — торговать Такатоси Сокубэй не умел. Спасло бизнес клана то, что он не прогадал с женой. Сюхо была дочерью купца и в делах понимала гораздо больше мужа. Она спасла семейное дело и продолжила заниматься его развитием после смерти Такатоси Сокубэя в 1633 году.

У Сокубэя и Сюхо было четверо сыновей и дочерей. Однако открытием мануфактурных лавок «Этигоя» в Эдо и другими видами торговли занимались только мужчины. Самым видным деятелем из них стал Такатоси Хатиробэй. Он руководил всем семейным бизнесом и занялся ростовщическим делом.

Хатиробэй давал деньги в долг дайме (военным феодалам), которые вынужденно тратили целые состояния, живя в Эдо. Рассчитывались с долгами дайме не всегда, а Хатиробэй не мог повлиять на ситуацию. Дайме были на вершине социальной пирамиды Японии, а торговцы никак не защищались законом.

В 1673 году из-за того, что дайме неохотно отдавали долги, Хатиробэй перестал с ними работать и сосредоточился на обычных горожанах. Он некоторое время торговал тканями в Киото, а затем, передав этот бизнес старшему сыну, вернулся в Эдо, где продавал шелк и парчу. Его главными клиентами снова были самураи и дайме, которые платить по-прежнему не спешили. Предприниматель увеличивал оборот путём продажи товара путешествующим торговцам.

Хатиробэй заложил основы торгового дома Мицуи, много времени уделив рекламе и сотрудничеству с властями. Он предоставлял клиентам зонты в дождливые дни, финансировал деятелей искусства. Хатиробэй наладил дружбу с сегуном, поставляя ему ткани, драгоценности и оказывая другие услуги.

С 1683 года Хатиробэй начал открывать меняльные лавки клана. Первая появилась в Эдо, затем предприятия открылись в Киото и Осаке. Одной из предоставляемых услуг этих контор была пересылка денег по векселю, что открывало перед владельцами широкие возможности.

Дайме охотно поручали торговым домам сбывать рис и другую продукцию взамен на определённую плату или долю. Рис продавали в Осаке, после чего деньги пересылали в Эдо. Для уменьшения риска при перевозке вырученных сумм торговцы ввели новый способ расчёта с дайме, начав вместо золота или серебра отправлять им векселя, по которым можно было получить деньги.

Харитобэй умудрялся зарабатывать на этом бизнесе больше, чем конкуренты. Занимаясь пересылкой векселей, Мицуи брали деньги, полученные с продажи риса в Осаке, и покупали ткань. Затем успешно сбывали её в Эдо, а дайме передавали надлежащую сумму. Схема была возможной благодаря тому, что вексель выдавался на 60 дней, а срок пересылки из Осаки в Эдо занимал 15−20 дней.

Хатиробэй оставил наследникам отлаженный бизнес — многочисленные магазины и меняльные конторы в Осаке, Эдо и Киото. Новым главой Мицуи стал сын Хатиробэя — Такахира Хатироэмон. Человеком он был способным, и много времени уделял созданию системы управления и контроля деятельности клана. В Мицуи в начале 18 века входило девять семей, а впоследствии к ним присоединились ещё две — без организационных изменений руководить таким кланом было бы сложной задачей.

Хатироэмон внедрил систему омотоката — это ём­кое понятие, включавшее в себя и организационную структуру, и правовые отношения, и взаимоотношения между семьями, и контроль за всей финансовой деятельностью. Можно сказать, что омотоката была мозговым центром клана Мицуи, его высшим организационным достижением.

Говоря современным языком, взаи­моотношения между омотоката и каждой лавкой можно рас­сматривать как отношения меж­ду холдинговой компанией и её дочками. Предприятия сами решали, как использовать выделенные деньги, но возвращали 12% аванса раз в полгода. Главы входящих в клан семей несли ответственность перед омотоката за свои предприятия.

Структура дополнялась традиционно японскими чертами. Так, глава Мицуи получал родовое имя — Этигоя Хатироэмон. Он же управлял главными мануфактурными лавками клана в Эдо, Киото и Осаке.

Приход к руководству Ризаемона Минамуры. Основание Mitsui Bussan

В течение более 150 лет бизнес клана Мицуи процветал. В 1860-х годах появились первые финансовые проблемы. О причинах неудач история умалчивает, но зато демонстрирует, насколько Мицуи умели приспосабливаться к обстоятельствам. Оказавшись в сложной ситуации, клан пошёл на беспрецедентный шаг — пригласил «чужака» Ризаемона Миномура из другой компании в Эдо. Он был талантливым руководителем, умеющим налаживать взаимоотношения с правительством, и имел успешный послужной список.

Одним из главных достижений Минамуры стала помощь во взаимоотношениях с сегунатом Токугава. Последние, находясь в тяжелом финансовом положении, вынудили клан предоставить им 350 тысяч рю (старая японская валюта), что могло разорить Мицуи. Минамура использовал политические связи и вернул 320 тысяч рю. После этого Мицуи поспешили усилить положение служащего, повысив его до главы исполнительной власти.

Минамура продолжил использовать собственные связи в правительстве для защиты интересов Мицуи. Раньше других узнав о финансовом крахе сегуната Токугава, он использовал ситуацию на пользу клана. Минамура стал поддерживать оппозиционную партию «Реставрация», ставившую цель восстановить правительство Мэйдзи.

За поддержку Мицуи получили под своё управление все финансы партии. После поражения войск сегуната в 1868 году Минамура окончательно разорвал с ним связи. С этого момента Мицуи стали банкирами нового правительства, чем упрочили своё положение.

В 1873 году Минамура перенес штаб-квартиру из Киото в Токио. Члены клана Мицуи, несмотря на изначальное недовольство, всё же согласились на этот шаг. На то время уже начали формироваться первые дзайбацу, в числе которых и Mitsui. Суть этих концернов была во всесторонней диверсификации благодаря огромному капиталу и собственным банкам. Mitsui имел преимущества перед конкурентами, так как выполнял роль министерства финансов Японии.

В то время правительство Мэйдзи начало обширную программу национальной модернизации. Эта инициатива столкнулась с проблемами в промышленности — государственные предприятия не генерировали достаточно капитала для инвестиций, а их руководители не владели необходимыми знаниями.

Правительство нашло выход из ситуации, начав привлекать к модернизации предприятий дзайбацу. Mitsui, несмотря на своё преимущество, определённое время оставалась в тени, продолжая концентрироваться на банковском секторе.

Во время восстания Токугава в Сацуме правительство возложило на Мицуи предоставление 2/3 припасов для армии. Всего за год капитал компании вырос со 100 тысяч до 500 тысяч иен. Положение клана у власти всё больше упрочивалось. Его глава Хатироэмон Мицуи занимал около 15 руководящих должностей в государственных предприятиях. Исполнительную власть в клане по-прежнему удерживал за собой Минамура, постоянно работающий над развитием дзайбацу.

В 1874 году была предпринята попытка начать международную торговлю, но успехом она не увенчалась. Спустя два года Минамура окончательно разочаровался в этом направлении и собирался его закрыть. В это же время Каору Иноуэ, владелец компании Senshusha, выполняющей правительственные контракты, решил вернуться в политику.

Каору Иноуэ

Иноуэ необходимо было продать свой бизнес для привлечения средств и во избежание конфликта интересов. Компанией на то время управлял способный руководитель — Такаси Масуда.

Владелец решил продать Senshusha Mitsui. Этот поступок был всесторонне продуманным планом — Mitsui продолжила бы финансировать политическую карьеру Иноуэ, а он сам делал услугу Минамуре. Mitsui остро нуждалась в менеджере, имеющем солидный опыт в международной торговле, и Масуда был именно таким человеком. Так, Mitsui одновременно получала промышленное предприятие, государственные контракты и опытного руководителя.

В 1876 году в результате слияния Senshusha с Kokusangata Karihonten была создана компания Mitsui Bussan Kaisha. Она стала агентом по продаже угля, добытого в правительственной шахте Миике. Mitsui Bussan сосредоточилась на экспорте в Китай, построив собственный офис в Шанхае для упрощения этой задачи.

В 1877 году умер Минамура, и Масуда возглавил дзайбацу. В это время правительство попросило Mitsui обеспечить припасами правительственные войска в Кюсю, где началось очередное самурайское восстание. Конфликт принёс Mitsui 200 тыс иен прибыли и позволил открыть филиалы в Гонконге и Нью-Йорке.

В 1882 году агент Osaka Textile Company выбрал Mitsui для закупки текстильных машин у двух британских компаний. Дело оказалось прибыльным, и Масуда продолжил приобретать текстильную технику у британских компаний. Mitsui отдавал предпочтение торговле с Platt & Company. Торговля текстильными машинами приносила в 1885−1877 годах в среднем от 25 до 46 тысяч иен. В 1888 году этот показатель увеличился и достиг 270 тысяч иен.

В конце 1880-х годов компания начала заниматься импортом хлопка в Японию, воспользовавшись ростом спроса на него. Сначала хлопок ввозился из Шанхая. Затем руководство Mitsui обратило внимание на дешёвый и высококачественный индийский хлопок. Вскоре был запущен офис компании в Бомбее. Следующим пунктом стал американский хлопок, импорт которого начался лишь в 1900 году.

Борьба с судоходной монополией Mitsubishi. Диверсификация Mitsui

Говоря о 1880-х годах, сложно обойти вниманием войну в судоходной отрасли с Mitsubishi. Последняя на то время монополизировала судоперевозки. Mitsui определённое время терпела, не имея особых альтернатив, но Mitsubishi продолжала повышать тарифы, и число недовольных росло. Тем временем враг Ятаро Ивасаки (основателя Mitsubishi) Эйити Сисубава обратился к Mitsui, предложив составить конкуренцию и положить конец монополии.

Первое их совместное начинание — Tokyo Fuhansen — было вытеснено из бизнеса всего за год.
Подобный исход ни Mitsui, ни тем более Сисубаву не устроил, а потому последовала очередная попытка. На этот раз к Масуде и Сисубаве присоединился ещё и Каору Иноуэ, который уже стал одним из самых могущественных людей в стране.

Общими усилиями была создана компания Kyodo Unyu Kaisha, которая представляла собой объединение Fuhansen и целого ряда небольших судоходных компаний.

Поначалу у компании всё складывалось отлично. Mitsubishi потеряли главного защитника в правительстве, это упрочило положение Kyodo Unyu Kaisha и позволило с помощью властей увеличить капитализацию на 75%. К тому же компания получила подготовленные транспортные команды.

Такаси Масуда

Дальше началась ценовая война, в которой не было победителей. Сибусава пытался протолкнуть в правительстве идею о необходимости регулирования отрасли, но Mitsubishi добилась своего быстрее. Существует несколько версий того, как Ивасаки сумел победить в войне. Среди них — угроза сжечь собственные корабли, чтобы не признавать поражения, и тайная покупка более половины акций компании. В итоге в 1885 году Kyodo Unyu Kaisha провела слияние с Mitsubishi, а Масуда и Сисубава потеряли свои руководящие должности.

Затяжная война привела к весьма отрицательным последствиям. Mitsui получила ощутимый финансовый ущерб и нуждалась в дополнительных инвестициях. К счастью, Иноуэ смог добиться получения государственного кредита для банка Mitsui. Однако было условие: Масуду во главе компании должен был заменить Хикоджиро Накамигава, прошедший путь от преподавателя до президента железнодорожной компании Sanyo. Зажатый в угол Масуда согласился, хотя не покинул компанию совсем.

Накамигава, придя в дзайбацу, принялся за восстановление его позиций. В первую очередь речь шла о выходе в новые направления. В 1893 году он присоединил к Mitsui Tanaka Seisaku-sho, занимающуюся производством телеграфного оборудования. В Японии она была первой в своём роде и под руководством Mitsui не только успешно заработала, но и сменила название на Shibaura Seisaku-sho. В 1890 году была присоединена прядильная компания Kanegafuchi Boseki.

Активно расширяясь, Накамигава жёстко обошелся с бывшими союзниками. В 1873 году Эйити Сибусава, заручившись финансовой поддержкой Mitsui и Shimada, создал производящую бумажную продукцию компанию Shoshi-Gaisha, позже изменившую название на Oji Paper.

В 1890 году она монополизировала эту отрасль в Японии. Сибусава нуждался в дополнительных инвестициях и обратился к Mitsui Bank. Намакигава имел свои планы относительно дальнейшего развития Shoshi-Gaisha, поэтому следом он увеличил долю Mitsui Bank в капитале компании и вытеснил из управления Сибусаву и его племянника Окаву.

В 1892 году была создана добывающая компания Mitsui Mining. Благодаря правительственным связям она не только приобрела целый ряд рудников, начав добычу цинка, серебра, золота, свинца и других металлов, но и использовала низкооплачиваемый труд заключённых, военнопленных, женщин и даже детей.

В 1896 году Mitsui снова вышла на рынок судоходства. Под эту деятельность в компании было выделено специальное направление, которое занималось промышленной перевозкой добытых Mitsui ископаемых. В 1898 году Mitsui вышла на рынок доставки. Намикагава также вывел Mitsui в сферу страхового бизнеса и складских услуг.

Период правления Намикагавы закончился с его смертью в 1901 году. Дальнейшим развитием Mitsui снова занимался Масуда. Его усилиями было запущено сахарное производство в Тайване, что положило начало работы Mitsui в колониях. В 1910-х годах Mitsui была крупнейшей японской торговой компанией, контролирующей 20% рынка. Масуда отстранился от управления в 1913 году. На этом посту его заменил Такума Дэн.

Mitsui в период мировых войн. Разделение дзайбацу

В период Первой мировой войны Mitsui отлично зарабатывала, воспользовавшись ростом промышленного сектора Японии. Конгломерат брал ссуды до востребования у других банков и вкладывал деньги в новые направления или расширял уже имеющиеся.

В 1917 году была создана компания Mitsui Engineering & Shipbuilding Company. Она занимается судостроением. После войны Япония стала сильным промышленным государством, а дзайбацу заполучили достаточную финансовую мощь для более активной работы в других странах. Главным направлением стали владения в колониях, где строилась промышленная инфраструктура для Японской империи.

Такума Дэн, помимо увеличения количества компаний, входящих в Matsui, и её расширения, занимался ещё и международным продвижением. Он стремился к более тесным отношениям между Японией и западными государствами. В том числе Дэн был главой миссии японских бизнесменов, посетивших Великобританию, США и Францию. Эта инициатива позже окажет весьма печальное влияние на судьбу предпринимателя.

Такума Дэн

Во главе Mitsui Такума Дэн проявил себя талантливым и ответственным руководителем. Он добился четырехкратного увеличения количества компаний, входящих в дзайбацу. Появилась дочерняя компания Mitsui Chemical, которая позже занималась разработкой бактериологического и химического оружия.

В 1932 году Такума Дэн, получивший титул барона от императора, был убит группой офицеров-националистов Ketsumeidan. Им не нравилась западная ориентация Дэна и его роль в качестве символа демократического истэблишмента Японии.

Новым главой Mitsui стал Сэйхина Икеда. Деятельность правых офицеров, предпринявших несколько попыток переворота и убивших видных предпринимателей, общественных деятелей и политиков сильно повлияла на дальнейшее развитие дзайбацу. В 1936 году после очередного мятежа правых офицеров клан Мицуи официально объявил, что прекращают участвовать в управлении Mitsui Bussan.

После прихода к власти противников демократического индустриализма дзайбацу начали переориентироваться на военное производство. Вложения правительства в тяжёлую промышленность положительно повлияли и на развитие Mitsui.

В конце 30-х годов Mitsui использовала военное производство себе во благо. В 1937 году было запущено две новых компании — Showa Aircraft Industry и Toyota Motor. Toyota Motor занималась выпуском автомобилей, а Showa Aircraft работала в авиастроительной отрасли, что для Японии в период войны было одним из ключевых направлений. Обе получили инвестиции от Mitsui.

В 1939 году произошло слияние Shibaura Seisakusho и Tokyo Electric Company. Совместная компания получила название Tokyo Shibaura Denki. Сейчас она известна под названием Toshiba и является частью Mitsui Group.

В 1937 году Mitsui принадлежало около 9,5% всех акций, выпущенных в Японии. В 40-х годах Mitsui имела почти 3 миллиона сотрудников, справедливо считаясь одним из крупнейших конгломератов мира.

В это время Mitsui и Mitsubishi имели нерушимые позиции, подкрепляя их влиянием в других направлениях, в том числе и в армии. Mitsui в военно-воздушном флоте, а Mitsubishi — в морском. Благодаря этому оба конгломерата имели равные силы и, несмотря на старую вражду, временами действовали совместно.

В центральном банке марионеточного государства Маньчжоу-Го оба дзайбацу владели большей частью капитала. Mitsui имела около 230 филиалов и 160 из них в других странах. Mitsui наряду с другими дзайбацу обычно обвиняется в вывозе рабочей силы и ресурсов из Китая и других государств, подчиненных Японией.

Mitsui причастна и к наркотизации Китая. Дзайбацу производило сигареты Golden Bat, в мундштуке которых находилась небольшая доза опиума или героина. В Японии торговать ими было запрещено, а в Китае и Маньчжурии распространение находилось под контролем японской секретной службы во главе с генералом Кенжи Дойхара.

Он считается организатором и вдохновителем этого плана. В 1948 году Дойхара за cвои преступления был казнён по решению Международного военного трибунала. Mitsui не понесла наказания. Оценка годового дохода от наркотизации Китая и Маньчжоу-Го противоречива — в ходе судебных процессов по военным преступлениям было установлено, что этот показатель составлял 20−30 млн иен, хотя встречается и сумма в $300 млн.

В то же время компания работала в судоходной отрасли, авиапроизводстве, строительстве железных дорог, горнорудной и тяжелой промышленности, химической отрасли и производстве электроэнергии. В 1943 году произошло слияние Mitsui Bank и Dai-Ichi Bank, и был сформирован крупнейший банк Японии — Teikoku.

Успехи Mitsui в период войны cложно выразить в цифрах из-за широкой диверсификации. В 1943 году военный оптимизм в Японии начал иссякать, а промышленные объекты активно бомбардировались американской авиацией. Mitsui от этого сильно пострадал. К концу войны были потеряны филиалы в других странах Азии.

В 1945 году война закончилась, и империя Mitsui находилась в руинах. В 1947 году оккупационными властями был введен антимонопольный закон. Под его действие попадали все дзайбацу, а потому Mitsui была раздроблена на 180 компаний. Каждой из них было запрещено использовать довоенный логотип. Концом истории Mitsui это не стало — во многом из-за американцев.

В конце 40-х годов началась «холодная война» с США, и союзникам была очень нужна лояльная и сильная Япония. Политика относительно островного государства изменилась, и в 1952 году наступил конец оккупационному периоду. Антимонопольное законодательство никто не отменил, но главы бывших составляющих компаний Mitsui нашли способ его обойти.

В Японии стал действовать новый особый тип корпоративного конгломерата — кэйрецу. Они представляют собой компании, строящиеся вокруг крупных банков. Между собой они связаны общей историей и перекрестным владением акций — практически каждая компания владеет долей акций во всех остальных, входящих в кэйрецу.

Восстановление Mitsui Group в виде кэйрецу

Формирование кэйрецу Mitsui было начато в 1947 году. Ранее разделённая на почти десять частей центральная компания Mitsui Bussan, теперь называющаяся Nitto Warehousing, начала поглощать свои части обратно. В 1952 году она изменила название на New Mitsui Bussan.

Daiichi-Bussan (ещё одна составляющая прежней Mitsui Bussan) также начала поглощать части в ранее принадлежащих ей компаниях. В 1954 году Teikoku Bank изменил название на Mitsui Bank и стал частью кэйрецу.

В 1958 году New Mitsui Bussan и Daiichi-Bussan объединились. Единая компания вернула прежнее название Mitsui Bussan. Подобным образом воссоединились и другие части бывшего дзайбацу, сформировав Mitsui Group. Официальной датой создания кэйрецу считается 1961 год.

Как и положено кэйрецу, у Mitsui Group нет единого главы — руководство представляет собой собрание глав центральных компаний. В Mitsui Group два совета — Nimoku-kai и Getsuyo-kai. В Nimoku-kai входят президенты и председатели крупнейших компаний кэйрецу. Членами Getsuyo-kai являются исполнительные директора 75 компаний Mitsui Group.

В 2015 году Nimoku-kai состоял из представителей 26 компаний, работающих в самых разных отраслях — начиная от финансовых услуг и заканчивая торговлей и производством бумажной продукции. В Nimoku-kai входят и компании, не являющиеся полноправными членами кэйрецу и являющиеся скорее союзниками Mitsui Group.

Разумеется, не каждая из 26 компаний, входящих в Nimoku-kai, представляет интерес, но значительная их часть занимает лидерские позиции не только в Японии, но и на мировом уровне. Тремя главными компаниями считаются Sumimoto Mitsui Banking Corporation, Mitsui&Co и Mitsui Fudosan.

Sumimoto Mitsui Banking Corporation

Начать стоит с главной части кэйрецу — банка, вокруг которого строится её деятельность. Долгое время он назывался Mitsui Bank. В 1972 году баланс банка составлял $11,8 млрд. В 1974 году был создан Mitsui Bank of California. В 1981 году Mitsui был поглощен Manufacturers Bank. В целом Mitsui Bank занимал прочные позиции в Японии и был надёжной опорой для всей компании.

В 1989 году Mitsui Bank, желая стать вторым по величине банком в мире, пошёл на слияние с Taiyo Kobe. В 1992 году банк сменил название на Sakura Bank. Он стал одним из крупнейших корпоративных и розничных банков на территории «Большого Токио». Постепенно его положение ещё больше укрепилось. В 1990-х годах Sakura Bank смог стать крупнейшим розничным банком Японии в целом ряде направлений, в том числе в сфере жилищных кредитов.

В 1998 году банк оказался в тяжелой ситуации из-за крупного списания кредитов. Sakura Bank, пытаясь справится с трудностями, обратилась за помощью к одному из своих крупнейших клиентов — Toyota. Руководство последней отказало банку в поддержке, что, кстати, отлично характеризует положение Toyota в кэйрецу. Банк выбрался из сложной ситуации самостоятельно.

В 2001 году Sakura Bank возглавил создание первого интернет-банка Японии — Japan Net Bank.

В том же году произошло слияние Sakura Bank с Sumimoto Bank. Совместно они создали Sumitomo Mitsui Banking Corporation. Управляет им основанная в 2002 году Sumimoto Mitsui Financial Group. Общий размер активов Sumimoto Mitsui Financial Group составляет $1,5 трлн.

Mitsui&Co

На втором месте в Mitsui обычно упоминается наследница Mitsui Bussan — Mitsui&Co. Сегодня она считается основной компанией кэйрецу. В период войны Mitsui&Co была крупнейшей торговой компанией в Японии, но оккупационные власти её закрыли и разделили. Начала воссоединение она в 1947 году под руководством бывшего сотрудника Тадзуо Манаками.

В 1959 году компания изменила название на более привычное для всего мира Mitsui&Cо. На то время она успела захватить контроль над ещё несколькими торговыми компаниями и вовсю стремилась к выходу на мировой уровень.

Mitsui&Cо работает во многих направлениях, начиная с добывающей отрасли и заканчивая инвестированием. Даже без кэйрецу она представляет собой сильный международный конгломерат. Наиболее прибыльным направлением компании является добыча нефти и газа. Следующим по этому показателю выступает добыча металлов.

В конце 50-х компания усилила своё положение в химической отрасли. Этим начало заниматься специальное подразделение Mitsui Koatsu. В его деятельность входит производство и торговля химической продукцией, продажа оборудования и технологий. Это направление активно работает в других странах, создавая совместные проекты.

В 70-х годах был начат один из наиболее неудачных проектов компании — Ирано-Японский нефтехимический комплекс в Бендер-Хомейни. Он должен был стать крупнейшим нефтехимическим заводом в Средней Азии.

Mitsui&Co и иранской государственной компанией National Petrochemical Co было создано совместное предприятие. Сооружение началось в 1973 году, а в 1979 было готово уже 85%. Казалось, всё идет по плану, но тут вмешались особенности политического устройства Ирана — дальнейшая работа была заморожена из-за революции и смены власти.

Mitsui согласилась продолжить работу только после финансовой помощи японского правительства, которое выделило $100 млн. В 1980 году началась Ирано-Иракская война, и Бендер-Хомейни стал отличной целью для авиации. Недостроенный комплекс сильно пострадал. Закончилось всё в 1989 году выходом Mitsui&Co из совместного предприятия, в обмен японская компания выплатила $900 млн и предоставила еще $500 млн в виде кредита. Частью соглашения стала покупка иранской нефти на сумму в $300 млн.

В 1980−90-х годах Mitsui&Co, столкнувшись с проблемами в привычных областях, начала расширяться на другие отрасли. Приоритетным направлением стал рынок электроники и информационных технологий.

В 2000-х годах компания успешно добывает нефть и полезные ископаемые в Азии, США, Африке и на Ближнем Востоке. Mitsui&Co продолжает инвестировать в строительство заводов, продаёт корабли, самолеты и другую продукцию конгломерата. В 2014 году приоритетным направлением её деятельности стали отрасли питания, здравоохранения, моды, недвижимости и лесного хозяйства. В 2016 году её выручка составила 4,6 трлн иен.

Mitsui O.S.K Lines

Официальная история этой компании началась в 1964 году. Mitsui O.S.K Lines сформировался с помощью слияния Mitsui Steamship и OSK Lines. Основная сфера деятельности компании — судоходство. В 1974 году она владела 152 кораблями. Mitsui O.S.K Lines работала в сфере контейнерных перевозок и доминировала на рынке руды. В 60-х годах интересным для Mitsui O.S.K Lines стал рынок доставки автомобилей.

В 1965 году был построен корабль Oppama Maru. Он получил систему горизонтальной загрузки-разгрузки Roll-on / Roll-off, или RO/RO. Благодаря ей скорость загрузки автомобилей составляла 100 машин в час. В 1973 году Mitsui O.S.K Lines совместно с Honda запустили компанию Act Maritime. Деятельностью стала доставка автомобилей из Японии в США.

Oppama Maru

В 1970-х годах популярность обрели корабли типа PCTC. Основным грузом были крупные автомобили, трейлеры, автобусы, строительная техника и сельскохозяйственное оборудование. Первый корабль этого типа, принадлежащий Mitsui O.S.K Lines, появился в 1971 году. В 1970 году была запущена дочерняя компания Mitsui OSK Passenger, занимающаяся пассажирскими перевозками.

Из-за начавшегося в 1973 году нефтяного кризиса — Mitsui O.S.K Lines прекратила строительство танкеров. В этом году, вопреки опасениям, компания заработала 327, 5 млрд иен. За ним последовало пять кризисных лет со стабильным спадом доходов. В этот период Mitsui O.S.K Lines сумела запустить две совместные компании с принцем Саудовской Аравии — AMOCO и SASCO.

Cделано это было в надежде получить преимущество после национализации нефтяной промышленности в Саудовской Аравии в 70-х годах. Надежды оправдались лишь в 1979 году.
В кризисный период компания занималась снижением издержек и концентрировалась на контейнерной доставке.

В 1979 году начался второй нефтяной кризис. Mitsui O.S.K Lines столкнулась со слишком большими расходами на персонал и предприняла меры по его сокращению. Был уменьшен флот компании с 127 до 82 судов. Для удешевления было увеличено количество кораблей под «удобными» флагами. Методом борьбы с расходами стало строительство в сотрудничестве с Mitsui Engineering & Shipbuilding энергоэффективных кораблей и суден с требуемым экипажем в 18 человек.

В середине 80-х Mitsui O.S.K Lines организовывала консорциумы с другими судоходными компаниями в ключевых маршрутах Тихоокеанского региона. Когда в Японию начались поставки сжиженного природного газа, Mitsui O.S.K и ряд других компаний создали совместные предприятия Arun и Badak LNG Transport. Они занимались доставкой сжиженного газа из Индонезии.

Mitsui O.S.K. Lines успешно работала и в других отраслях, поставляя оборудование, автомобили, руду, нефть и другие грузы. В 1991 году прибыль компании составляла 5,9 млрд иен.

В 90-х годах компания продолжила работать в избранных отраслях и занималась обучением персонала. С этой целью в 1993 году была создана школа подготовки экипажей на Маниле. В 1998 году Mitsui O.S.K Lines использовала 360 судов и имела 1112 сотрудников.

В 1999 году Mitsui O.S.K Lines провела слияние с японской судоходной компанией Navix Line. Капитал общей компании составил 64,9 млрд иен. Главной целью Mitsui O.S.K Lines стал рынок энергетики и сырья — Япония традиционно зависела от импорта в этой сфере, а потому обеспечивала компанию работой.

В 2004 году были оглашены планы по увеличению флота компании на 243 судна в период с 2004 по 2009 годы. Mitsui O.S.K Lines уже владела 720 судами, и расширение объяснялось рыночной необходимостью. В 2014 году было объявлено о планах по увеличению количества газовозов компании с 66 до 120 к 2020 году. Причиной стало ожидание увеличения рынка сжиженного газа с 250 млн тонн в 2012 до 400 млн тонн в 2020.

В 2016 году из-за реформирования некоторых подразделений компания получила убыток в 179,3 млрд иен.

Mitsui Real Estate (Mitsui Fudosan)

Mitsui Real Estate считается одной из крупнейших строительных компаний Японии. Она была создана в 1941 году. Как и остальные части дзайбацу, компания была отделена оккупационными властями, но стала частью кэйрецу. Считается одной из главных компаний в Mitsui Group. В конце 50-х годов занималась дноуглубительными и мелиоративными работами в префектуре Чиба, строительством пригорода Токио и развитием прибрежных земель.

В 1961 году Mitsui Real Estate начала разработку земли под жильё, а также приобретала здания в Токио. Занималась строительством первого небоскреба Японии — Kasumigaseki Building, открытого в 1968 году. В здании 36 этажей и два подземных уровня. Сегодня Mitsui Real Estate остаётся в числе владельцев Kasumigaseki Building.

Kasumigaseki Building

В 1969 году была основана дочерняя компания Mitsui Real Estate Sales, занимающаяся продажей сборных домов. В 1974 году компания построила небоскреб Shinjuku Mitsui Building — до 1978 года он был самым высоким зданием Японии и Азии.

В 70-х годах Mitsui Real Estate вышла на международный уровень. Известность ей принесло приобретение недвижимости в США. В 1986 году она купила Exxon Building за $610 млн. Также были приобретены отель Halekulani в Гонолулу и 24-этажный небоскреб в Сан-Франциско — 505 Montgomery Street.

С 1981 года было начато строительство кондоминиумов, офисов и коммерческих зданий по всей Японии. Для этого была запущена специальная программа «Let's».

В 1981 году в пригороде Токио был построен торговый центр Lapaport Funabashi. В 1984 году компания занялась отельным бизнесом, открыв Mitsui Garden Hotel в Осаке. В будущем компания увеличит количество японских отелей под брендом Mitsui Garden до 18. В период 80-х годов были построены и другие объекты недвижимости, а Mitsui Real Estate работала по всей территории Японии и доминировала в отрасли.

В начале 90-х годов компания занялась строительством курортов и мест для отдыха. В их числе открытый в 1993 году первый в Японии крытый лыжный склон в городе Фунабаши — LaLaport Skidome. Стоимость строительства составила $400 млн. Оптимистические прогнозы он не оправдал в силу экономических сложностей. В 2002 году курорт был закрыт, а на его месте построен магазин IKEA.

В 90-е годы компания продолжила расширять собственный портфель недвижимости за счёт кондоминиумов, офисных зданий и торговых центров. В 1995 году Mitsui Real Estate cтала издателем игры Snoopy Concert.

В 2000-е годы компания построила целый ряд зданий в Японии. В 2003 году был открыт комплекс Shiodome City Center в Токио. В 2007 году был построен комплекс Tokyo Midtown. Стоимость проекта составила $3 млрд. Центральная башня комплекса Midtown Tower на момент открытия была самым высоким зданием Токио. В 2009 году закончилось возведение кондоминиума Park Court Akasaka The Tower. Это 53-этажная башня, находящаяся в одном из элитных кварталов Токио.

Shiodome City Center

Компания также успела построить ряд зданий в Великобритании и США. В 2012 году Mitsui Real Estate стала вкладываться в строительство логистических центров в Японии. В 2016 году компания вышла на рынок Тайваня, построив в Тайбэе торговый центр Mitsui Outlet Park Linkou.

В планы Mitsui Real Estate входит возведение отелей по всей территории региона, работа в сфере жилья, строительство логистических центров и других видов недвижимости. В 2016 финансовом году операционный доход компании составил 125 млрд иен.

Каждая компания, входящая в Mitsui Group, заслуживает отдельной истории. Выше описаны наиболее известные из них. При желании список можно расширить. Достойны упоминания Japan Steel Works, Oji Holdings Corporation и Toshiba.

Japan Steel Works была создана в 1907 году благодаря инвестициям Mitsui, Vickers и Armstrong Whitworth. Japan Steel Works занималась производством стали. Постепенно диверсифицировалась на целый ряд отраслей — производство вооружения, гидравлического и химического оборудования и ядерную энергетику.

Oji Holdings Corporation является одним из ведущих производителей бумажной продукции в мире. Специализируется на выпуске бумаги для печати, письма и производит упаковку.

Toshiba cчитается одним из лидеров мирового рынка электроники. Конгломерат производит широкий ассортимент продуктов, начиная с рисоварок и заканчивая роботами. Именно масштабы Toshiba заставляют скромно описать её в статье о Mitsui — холдинг заслуживает отдельного рассмотрения его влияния на развитие отрасли электроники.

В Mitsui Group также входят торговые сети, добывающая компания Mitsui Mining and Smelthing, производитель пива Sapporo Brewery, крупнейшая японская страховая компания Mitsui Sumimoto Insurance и многие другие. В этот cписок обычно включают имеющих тесную связь, но не считающихся частью кэйрецу Toyota и Sony.

Mitsui Group — японский конгломерат, сформированный ещё самурайским кланом. Кэйрецу охватывает практически все ключевые отрасли в Японии и стремится к успешной работе на мировом уровне. Судить об успехах Mitsui Group сложно, учитывая особенности её структуры, но можно с уверенностью утверждать, что весомая часть входящих в неё компаний занимает сильные позиции в избранных отраслях.

#КакЭтоБыло

Статьи по теме
От дзайбацу до кэйрецу: история и структура Mitsubishi Group
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления