Что такое «лайвы» и как внедрить видеотрансляции в жизнь компании Статьи редакции

Колонка руководителя по продвижению в социальных медиа Rambler&Co

Руководитель направления по продвижению в социальных медиа Rambler&Co Игорь Денисов написал колонку, в которой рассказал об особенностях подачи прямых видеотрансляций в социальных сетях, о выборе гостей, привлечении и удержании аудитории, сложностях, которые могут возникнуть во время эфира, и способах из решить.

Мы начали системную работу с прямыми трансляциями в социальных сетях Rambler&Co летом 2016 года, а подготовку к ней — ещё весной. В 2017 году «лайвы» называют одним из главнейших трендов SMM. Благодарить за это стоит, прежде всего, сами социальные сети. На глобальном уровне этот тип контента продвигает Facebook, активно выбивающий почву из-под ног у Periscope. В России популярнейшие социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники» вступили в соперничество и в прошлом году успели даже выпустить пользовательские мобильные приложения.

Давайте разберёмся в ключевых особенностях формата и в том, что стоит от него ожидать, а что — нет.

1. Прямая трансляция — ещё один формат видео. При больших трудозатратах основное предназначение «лайва» — быть увиденным, причём не обязательно в момент трансляции. В этом и заключается основная прелесть интернета по сравнению с классическим телевидением. При правильном планировании дистрибуции видеоконтента бренд может получить гораздо большее количество просмотров эфира в записи, нежели в прямой трансляции. Такому планированию мы всегда уделяем особое внимание.

После нескольких пробных эфиров мы запустили «Афиша-Рестораны Live» — первую регулярную «лайв»-рубрику в Facebook и «ВКонтакте», где мы знакомим пользователей сервиса «Афиша-Рестораны» с теми, кто двигает вперёд ресторанную индустрию.

Нашим первым героем стал Сергей Минаев, зарекомендовавший себя не только как писатель и ведущий, но и как основатель сети «Хлеб и вино», а также «Духless Bar». Прямая трансляция и запись эфира собрали на Facebook около пяти тысяч просмотров. Отрывки трансляции на разных площадках собрали в сумме более 50 тысяч просмотров, включая эпизод, где Минаев высказался о скандале на Патриарших.

При планировании этого интервью мы составляли список вопросов таким образом, чтобы по итогам беседы подготовить нарезку моментов, которые будут популярны и за пределами «тусовки» интересующихся ресторанным бизнесом. Также мы опубликовали отрывки на YouTube, всё ещё являющимся лучшим видеохостингом с точки зрения SEO, на сайте «Афиша-Рестораны» (в своём плеере) и в других официальных группах проектов.

2. Правильное анонсирование — залог успеха. Просто сообщить о предстоящем прямом эфире, и ждать вала зрителей — неверно.

К примеру, push-уведомления подписчикам страницы о начале эфира это хоть и приятная, однако не критично важная функция, помогающая привлечь внимание к трансляции. Подавляющее большинство вашей аудитории не сидит в ожидании того, чтобы появиться в сети к определённому времени. Push-уведомление — хороший способ напомнить о начале эфира и заинтересовать тех, кто оказались в онлайне прямо сейчас или в течение пары часов после начала трансляции.

На этапе планирования эфира важно понимать привычки аудитории. Прежде всего, стоит взглянуть на самих себя: «А мы будем готовы оказаться в онлайне в строго определённое время?». При выборе даты и времени проекты Rambler&Co опираются на то, в какой день и в какой временной промежуток подписчики того или иного сообщества показывают наибольшую активность. Анонсы на сайтах и в сообществах можно опубликовать хоть за месяц, однако самыми эффективными являются всего два: за день до прямого эфира и за два часа до него. Хорошо работает и история с распространением самой трансляции по сообществам-партнёрам.

Хотя иногда от технических неполадок не спасает даже наиболее продвинутая аппаратура с самой опытной командой, и все усилия по «разогреву» аудитории идут прахом. От самого очевидного «фэйла» вроде внезапно отключившегося интернета на выездных съёмках мы спасаемся просто — мобильным роутером. Правда, при этом придётся поступиться качеством картинки: уйти от Full HD-потока к HD, вести съёмку с меньшего количества камер, а в крайнем случае — поставить на штатив смартфон кого-либо из членов команды.

От неприятных сюрпризов, не связанных с техникой, застраховаться сложнее, и шаблонное решение тут уже не придумаешь. Когда московские пробки задержали одного из наших гостей более чем на два часа, SMM-команда проекта за четверть часа подготовила креативы, нашла призы и запустила конкурс, чтобы благодарная публика за время ожидания не разбежалась, проклиная гостя, SMM-команду и весь проект.

3. Регулярность трансляций и выбор удобного для аудитории времени помогают собрать «зрительское ядро» — тех, кто будет снова и снова смотреть трансляции и участвовать в их интерактивных составляющих.

Осенью 2016 года стартовал новый проект «Рамблера» — еженедельное информационно-аналитическое шоу Rambler/live с опорной площадкой на Facebook. После ряда экспериментов мы выбрали вечер четверга как постоянное время начала трансляций. И от раза к разу аудитория постоянных зрителей, которые ставили «реакции», писали комментарии и задавали вопросы ведущему Александру Плющеву, росла и становилась активней.

Ничего не напоминает? Правильно. Этот же принцип регулярности используется при контент-планировании для собственных сообществ любого бренда.

4. «Звёзды» — один из самых очевидных и логичных способов привлечения внимания к прямому эфиру. Однако на роль «звезды» в обычном смысле этого слова и «звезды» для интернет-аудитории часто не подходят одни и те же люди.

К выбору гостя или ведущего, на которого вы рассчитываете как на «звезду», нужно подходить с учётом того, насколько высок уровень лояльности к рассматриваемой персоналии в социальных сетях.

Простой пример из нашей практики — сравнение двух прямых эфиров с Владимиром Познером и Михаилом Лабковским. С самого начала системной работы с «лайвами» мы смотрим на уникальную для этого формата метрику — «зрители в пике» (Peak Viewers в Facebook), самое большое число зрителей, одновременно смотрящих трансляцию. Разговор известного телеведущего Владимира Познера с редакторами и подписчиками «Авторамблера» в пике собрал 324 зрителя. При этом на сайте и в соцсетях Владимира Владимировича анонсы публиковались по обговоренной заранее схеме. Эфир с психологом Михаилом Лабковским в пике смотрели более 800 зрителей. Лабковский чрезвычайно популярен среди женской аудитории, и его команда прекрасно справляется с активным ведением его групп в соцсетях, блогах и на сайтах, формируя лояльные сообщества. Неудивительно, что на оповещения на его площадках аудитория отреагировала активнее, чем ответила на анонсы от Познера, который хоть и имеет большее число подписчиков и в целом гораздо более известен, но обладает интернет-аудиторией, настроенной на пассивное потребление его интервью, мнений и анонсов выступлений.

5. У прямой трансляции может быть великое множество форматов, как и у телевизионных шоу. Ообъединяет их все одно - наличие интерактивной составляющей, вовлекающей зрителей в процесс.

Уникальность прямых трансляций в социальных сетях состоит в сочетании опыта телевизионных и радио-шоу. Из практики телевизионных шоу можно позаимствовать картинку и некоторые развлекательные элементы. Из опыта разговорных радиостанций можно почерпнуть немало навыков, связанных как раз с интерактивной составляющей. Третьим «источником вдохновения» являются SMM и контент-маркетинг в социальных сетях, поскольку на стыке этих экспертиз рождаются новые интересные истории.

Опыт Rambler&Co начинался с достаточно очевидного формата интервью, где вопросы могут задавать не только ведущий, но и зрители. Оказалось, не так просто сочетать возможность для ведущего полноценно вести разговор с гостем и одновременно отслеживать вопросы аудитории. Получалось, что ведущий может либо поддерживать беседу с гостем, либо зачитывать поступающие от зрителей комментарии. Чтобы преодолеть это затруднение, мы разработали две схемы:

  • Если имеется возможность разместить в кадре сразу двух ведущих, то происходит разделение обязанностей между ними.
  • Если ведущий должен быть всё-таки один, то за кадром размещается редактор, отбирающий наиболее интересные комментарии и вопросы, чтобы сразу же с помощью какого-либо мессенджера переслать их ведущему.

Через некоторое время WMJ.ru запустил шоу LiveTime — своеобразные квартирники, где наиболее активные подписчики сообщества проекта во «ВКонтакте» получают шанс попасть в студию и лично задать вопрос кумирам. К примеру, перед эфиром с Mband рядом с нашей видеостудией творилось нечто невообразимое.

«Чемпионат» в своей группе во «ВКонтакте» теперь размещает прямые включения с различных спортивных мероприятий, а сайт Eda.ru запустил в конце 2016 года во «ВКонтакте» шоу «Ващпе!», где ведущие «Нормик» и «Шикоз» в каждом выпуске лично дегустируют необычные продукты и блюда, рекомендованные им подписчиками сообщества. К запуску готовятся ещё несколько форматов, в этой области простор для фантазии безграничен.

Прямые трансляции в соцсетях имеют большое количество нюансов, и над некоторыми из них нам всё ещё предстоит поработать. Вполне очевидно, почему сами соцсети продвигают этот формат — ведь это всё то же знакомое и любимое видео, только с реверансом в адрес монетизации. Однако для брендов и медиа это действительно новый тренд, над которым стоит начинать работу.

С точки зрения SMM, прямые трансляции — определённо важный шаг в эволюции видео. Поскольку этот формат позволяет достигнуть гораздо большего внимания аудитории к информации с интерактивной составляющей, нежели это возможно в случае с текстом или фотоконтентом. Обязательно учитывайте эту особенность, когда начнёте системную работу с прямыми трансляциями.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда