[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 45, "likes": 40, "favorites": 32, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "22632", "is_wide": "1" }
Редакция vc.ru
22 025

Какая музыка повышает или не повышает продуктивность — эксперимент американского блогера

Издание «Идеономика» опубликовало перевод заметки автора блога A Life of Productivity Криса Бэйли о том, в каких случаях и какая именно музыка помогает работать эффективнее, а какая мешает.

На днях мне довелось пообщаться с одним из прославленных музыкантов нашего времени. В мире продается более 100 миллионов копий его альбомов — больше чем у Бейонсе, Боба Дилана, Принса, Бритни Спирс, Джастина Бибера, Адель или Backstreet Boys. Миллионы роликов с его песнями разлетаются в YouTube, не успеешь глазом моргнуть. Многие люди переносятся в другой мир, слушая его музыку.

Но даже если вы знаете его музыку — возможно, вы даже слушали её часами, как многие люди, которых я знаю, — вы, скорее всего, не знаете его имени.

Так что вернемся к Джерри позже.

Эксперимент

Я пишу эти строки среди легкого шума полупустой кофейни.

Сегодня теплый февральский день, что не характерно для Оттавы. Три недели спустя после самого снежного месяца идет дождь. Большая часть снега смыта, и люди, проходящие за окном, не одеты в типичную для начала февраля громоздкую одежду.

Если бы меня попросили выбрать саундтрек к этому утру, я в первую очередь поставил бы Adele — When We Were Young. Она медленная и спокойная, и, на мой взгляд, очень похожа на этот день.

Музыка может улучшать наше окружение и, по моему мнению, лучше всего сочетается с чем-то ещё: игрой в карты, танцевальной вечеринкой, свадьбой, выпивкой после работы или утренним ритуалом в дождливый день вроде этого. Иногда я работаю под инструментальную музыку, но сегодня я написал больше 1500 слов, слушая песни, похожие на When We Were Young. Чаще всего я включаю музыку, которая подходит к этому дню, и как только начинаю концентрироваться на работе, музыка сливается с окружающим фоном, и я совсем не замечаю, что слушаю её.

Это наблюдение заставило меня задаться вопросом: как музыка влияет на производительность и влияет ли вообще? Могут ли конкретные песни, жанры или темпы улучшать концентрацию? Зависит ли это от личности, в частности, от того, экстраверт ли человек или интроверт? Могут ли определенные песни мешать работе над конкретными задачами? Зависит ли это от того, как вы себя чувствуете в этот день? Что говорит наука?

Мне захотелось понять. И ради забавы в течение месяца я включал самую разную музыку — чтобы не только понять связь между музыкой и продуктивностью, но и испытать это на себе.

В этом месяце я слушал:

В первую неделю инструментальную музыку. Во вторую неделю медленные композиции. В третью неделю — поп-музыку. В четвертую неделю — рок-музыку. И абсолютно ничего — в пятую неделю.

Самый продуктивный саундтрек в мире

Перед тем, как я поделюсь результатами своего эксперимента, давайте вернемся к Джерри.

Скорее всего, вам неизвестно имя Джерри Мартина — хотя он создал то, что можно считать самым продуктивным саундреком всех времен.

Джерри известен созданием музыки для видеоигр вроде The Sims и SimCity, более 100 млн копий которых были проданы по всему миру. Произведения Джерри отлично подходят, чтобы понять, как музыка влияет на нашу производительность. В конце концов, его композиции создавались для того, чтобы прослушиваться часами, пока вы сконцентрированы на игре. Музыка Джерри должна оставаться фоном, пока вы работаете, не отвлекая вас от стоящей задачи. Она счастливая и жизнерадостная, в ней нет слов, которые отвлекали бы вас.

Пока музыка играет, она чертовски продуктивна.
Джерри согласен, что его музыка помогает поддерживать концентрацию, а не перетягивает одеяло на себя. «Когда музыка слишком сложна, приходится фокусироваться на ней. Лучшая музыка та, которая идет фоном — там не так много чего происходит, если внимательно слушать. Музыка линейна, она меняется незаметно для вас и поддерживает ваши старания в игре».

Эта идея адаптирована под каждую игру — в саундтреке SimCity, например, больше поверхностных звуков, — но каждая композиция создана в минималистичном стиле.

Джерри также адаптировал этот музыкальный стиль для рекламы. Он написал музыку для роликов Apple, Toyota, EA, AT&T и NBA. В обоих случаях, как он утверждает, «музыка вторична по сравнению с видеорядом».

Что говорит наука

Исследования о связи музыки и производительности говорят о том же самом: работа на первом месте, музыка — на втором.

Музыка не должна быть объектом внимания. Есть много других объектов, которые требуют вашего внимания каждую минуту. Вот почему музыка наподобие той, что пишет Джерри, помогает нам сосредоточиться. Благодаря тому, что линейный, минималистичный стиль музыки Джерри содержит куда меньше элементов, чем более сложные композиции, она удивительно хорошо поддерживает нашу работоспособность.

Обдумывая эту статью, я полагал, что будет довольно просто написать часть про науку, ведь существует бессчетное количество статей, рассказывающих, как музыка улучшает продуктивность. Однако оказалось, что большая часть этих статей — полнейшая ерунда. Я так ничего и не узнал, изучая их. До сих пор не было проведено формального мета-анализа, чтобы суммировать все исследования по этой теме. Это затрудняет понимание истинного влияния музыки на производительность, потому что многие исследования плохо проработаны, а те, что проведены хорошо, зачастую противоречат друг другу.

Пять основных мыслей проходят красной нитью через все исследования. Я изложил их в порядке уменьшения важности.

1. Музыка (и фоновый шум) отвлекает внимание. Чем менее сложна музыка, тем лучше мы можем сосредоточиться

Звук похож на расстояние, время или деньги: он относителен. Бывает, что прослушивание музыки — самая продуктивная вещь, которую вы можете сделать, например, работая в шумном офисе или читая книгу в кофейне рядом с болтающей парочкой. Бывают случаи, когда музыка менее продуктивна — если в офисе довольно тихо или болтовня в кофейне сливается в единый гул.

С точки зрения химии прослушивание музыки создает ощущение большей продуктивности, так как мозг выграбатывает больше дофамина, но в целом вы успеваете меньше, так как песня, которую вы слушаете, отвлекает внимание.

В качестве иллюстрации представьте, что вы ведете машину и слушаете классическую музыку. Внезапно ситуация на дороге ухудшается. Скорее всего, вы выключите звук, чтобы лучше сосредоточиться на дороге, даже если вы слушали простую и успокаивающую музыку. Не имеет значения, насколько минималистична музыка — она всё равно отнимает часть вашего внимания.

2. Музыка помогает справляться с привычными задачами

Несмотря на то, что музыка мешает выполнению задач, требующих абсолютного внимания, она помогает в повторяющихся и монотонных привычных делах. По мнению автора книги «Это ваш мозг под музыку» Даниэля Левитина, это объясняется тем, что при привычных задачах «легко становится скучно, поэтому музыка может поднять вашу заинтересованность и помочь стать более внимательным к работе».

К тому же привычные задачи не требуют абсолютного внимания, а значит, остается свободное мыслительное пространство. Я убедился в этом в своем эксперименте. Мне требуется выключать музыку во время напряженной работы, но повторяющиеся задачи прослушивание музыки делает более приятными.

3. Музыка может заметно улучшить настроение

Как уже говорилось, прослушивание музыки заставляет наш мозг вырабатывать больше дофамина — гормона удовольствия, который улучшает настроение и делает нас счастливее. Возможно, не стоит обращать внимание на то, что музыка отвлекает, если вы хотите зарядиться энергией — в особенности, если ваша работа в основном рутинная или требует не так много внимания.

Удобно слушать музыку в перерывах: настроение улучшится, и вы сможете лучше работать. Счастливые люди на 31% продуктивнее.

4. Чем лучше вы знаете музыку, тем меньше внимания она отвлекает

Во время эксперимента я заметил, что мне гораздо проще сконцентрироваться при прослушивании медленных композиций и инструментальной музыки, — того, что я слушаю чаще всего. Исследование подтверждает: мы предпочитаем знакомую музыку, и она меньше отвлекает.

Знакомые песни также улучшают настроение и мозговую активность больше, чем незнакомые. Для меня оказалось чрезвычайно полезным слушать известные мне песни снова и снова — даже сложная музыка в этом случае не была такой уж отвлекающей.

Музыка прямо не влияет на нашу продуктивность — она влияет на настроение и энергию, которые в свою очередь влияют на то, насколько мы производительны. Вот почему я с удовольствием слушаю инструментальную и медленную музыку целыми днями (и делал это во время эксперимента): она помогает мне быть более спокойным, сознательным и сконцентрированным.

5. Экстраверты, кажется, лучше работают под музыку, хотя она всё же ставит под угрозу их производительность

По данным исследования, фоновый шум — телешоу, музыка или разговор, — почти всегда понижает продуктивность интровертов сильнее, чем экстравертов. Это говорит о том, что эффект умеренный, но не экстремальный, и экстраверты также теряют в производительности. Музыка слишком отвлекает интровертов, которые более тревожны, чем люди в среднем.

Мой месяц музыки

Когда вы просите кого-то оценить свою продуктивность за день, они часто ищут конкретные знаки. Знаки эти часто основываются на количестве потраченной энергии или на том, насколько они были заняты. Но это вовсе не показатель того, как много они сделали.

Не стоит их осуждать: трудно оценивать производительность, когда ты зарабатываешь на жизнь знаниями. Выяснить, насколько вы продуктивны, куда сложнее, если вы не можете подсчитать, сколько безделушек собрали на линии сборки.

Именно по этой причине исследования о связи музыки и производительности могут вводить в заблуждение. Люди, которые слушают музыку весь день, почти всегда говорят, что были более продуктивны, чем обычно, — не обязательно потому, что сделали больше, а просто потому, что музыка, которую они слушали, давала им больше энергии.

Трудно было не попасть в эту ловушку в моем эксперименте. Я могу запросто сказать, что достиг больших результатов в те недели, когда слушал медленную и инструментальную музыку: в эти дни я написал огромное количество слов, сделал больше интервью и в целом эффективнее работал. Но это больше говорит о силе простой и привычной музыки, чем об этих конкретных стилях. Для меня неделя поп-музыки была наихудшей — музыка была сложной и незнакомой, а если я слышал «Hit Me Baby One More Time»… С рок-музыкой было нормально — несмотря на то, что музыка была сложной, она была знакомой.

Неделя совсем без музыки была ужасной. Музыка интегрировалась в мою жизнь годами — настолько сильно, что я и не замечал, что слушаю её. В ту неделю я чувствовал, будто брожу перед витринами без гроша в кармане — осознание, что я не могу послушать музыку, заставляло меня хотеть её ещё сильнее, что отрывало меня от текущих задач (не говоря уж о навязчивых мелодиях в голове, которые преследовали меня всю неделю). Большинство дней я слушал музыку с момента пробуждения и до отхода ко сну — мой день неполноценен без музыки. Я выключал её только на время сложной работы.

Как и говорится в исследовании, я был более продуктивен, слушая привычную и простую музыку, и только во время той работы, которая не требовала абсолютного внимания.

Вывод прост: независимо от контекста, если вам нужно слушать музыку, слушайте несложные, известные вам песни. Мне нравится слушать композиции Джерри во время работы — они блокируют отвлекающие факторы окружающей среды, помогают улучшить настроение и не требуют активного внимания. Впрочем, я по-прежнему выключаю их, если мне нужно по-настоящему сосредоточиться на работе.

Если работа позволяет, слушайте знакомую вам музыку — особенно если вы экстраверт. Это улучшит ваше настроение, позволит получить больше удовольствия от работы, а производительность не сильно пострадает. Стоит, впрочем, выключать музыку, если вы занимаетесь умственным трудом и окружающая среда не отвлекает. Такое повышенное внимание обязательно принесет плоды.

Статьи по теме:

  • Лео Бабаута: «Работайте с почтой только 20 минут в день!»
  • Теория непраздного класса: почему модно быть вечно занятым.
  • Чувства как товар: зачем общество заставляет нас быть счастливыми.
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления