[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Vladislava Rakhmanova", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 16, "likes": 14, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "22636" }
Vladislava Rakhmanova
2 912

«Открытие рынка Ближнего Востока лучше начинать с Дубая»

Сооснователь стартапа Ecoisme о своём опыте внедрения бизнеса в ОАЭ

Поделиться

В избранное

В избранном

Сооснователь и операционный директор украинского энергетического стартапа Ecoisme Александр Дятлов написал для vc.ru колонку, в которой рассказал об участии в дубайском акселераторе Dubai Future Accelerators и о том, как при помощи этой программы компании удалось подписать пилотный проект с главным провайдером воды и электроэнергии — Dubai Electricity and Water Authority.

Многие при развитии бизнеса смотрят на Запад, при этом забывая про другие рынки — такие, как Ближний Восток. Мы тоже до недавнего времени смотрели только на американский и европейский рынки, пока не оказались в Dubai Future Accelerators.

Сооснователь Ecoisme Александр Дятлов (слева) во время подписания пилотного проекта с главой Dubai Electricity and Water Authority и шейхом Мохаммедом ибн Рашидом Аль Мактумом

Летом 2016 года мы узнали про программу для инновационных компаний Dubai Future Accelerators. Её нам порекомендовал американский акселератор 1776, который специализируется на зарегулированных отраслях (энергетика, медицина, образование и так далее).

Dubai Future Accelerators (DFA) — это инициатива шейха Дубая, созданная для внедрения инноваций в государственный сегмент города и развития стартап-экосистемы в ОАЭ.

В дубайском офисе акселератора 1776

Мы прошли всю программу и можем сказать, что DFA — не обычный акселератор. Тут почти нет лекций и менторства. Вся программа — это ряд встреч и нетворкинга, а 80% времени можно проводить, работая в коворкинге. Всей команде находиться в DFA не обязательно. В течение трёх месяцев, которые мы провели в Дубае, у нас и у других команд были ротации. В Дубае в основном находился или я, или наш менеджер по развитию бизнеса Мария Короленко.

Александр Дятлов и Мария Короленко в офисе DFA

DFA делится на несколько подразделений. В нашем наборе были следующие направления: энергетика, транспорт, здоровье, образование, бизнес и муниципалитет. Всего было 30 компаний. Причем масштабы стартапов были совершенно разными.

На одной программе с нами были такие гиганты, как Honeywell — компания, чьи термостаты используют по всему миру. Также были знаменитые Hyperloop One, которые создают вакуумный транспорт. Были компании, работающие с блокчейном, создающие самоуправляемый транспорт и даже модные «умные» аксессуары. Полный список можно посмотреть здесь.

На демо-дне в DFA

Акселератор полностью поддерживается правительством. Соответственно, все стартапы работали с государственными организациями, и основной целью программы было внедрить инновации в муниципалитет. В конце программы была предусмотрена практическая консультации о том, как открыть компанию в Дубае: в «свободной экономической зоне» или в обычных условиях.

В итоге мы подписали пилотный проект с Dubai Electricity and Water Authority, а также заключили ряд сделок с частными компаниями в Дубае.

DFA помогает компаниям задержаться в Эмиратах как можно дольше, а в идеале — навсегда. Каждую неделю проходили нетворкинги с различными инвесторами и компаниями. Сотрудники и организаторы DFA помогали в бюрократических и организационных вопросах. Жильё, перелёт и оформление виз организовывалось за счёт DFA, они же компенсировали и все расходы.

Во время записи интервью в офисе DFA

Нам были предоставлены все удобства: хороший четырёхзвёздочный отель в самом центре города и современный коворкинг неподалеку. Проживая три месяца со 130 людьми в одном отеле и деля с ними коворкинг, приобретаешь много новых контактов и даже друзей.

В ОАЭ проживает около 6 миллионов человек, из них примерно 3 миллиона — в Дубае. То есть рынок в общем-то небольшой. Но в Дубае есть ряд преимуществ, которые привлекают предпринимателей со всего мира.

  • Дубай — это финансовая столица Ближнего Востока. Если что-то внедряется в Дубае, то это привлекает внимание всех других стран региона: Саудовской Аравии, Омана, Катара, Кувейта и других.
DFA находится в самом центре деловой части Дубая
  • ОАЭ — страна с самым здоровым бизнес-климатом в регионе. Если вы хотите выйти на рынок Ближнего Востока, то начинать лучше всего с Дубая. Имея хороший кейс внедрения вашего решения здесь, вам будет намного проще пробиться на рынки других стран Ближнего Востока. Поэтому, если вы хотите выйти на самый большой (и в то же время самый медленный) рынок Ближнего Востока — Саудовскую Аравию, — реализация проекта в Дубае будет иметь намного больший вес, чем, например, реализация похожего проекта в США или Европе.
Тестирование Ecoisme в одной из «зеленых» дубайских вилл в районе The Sustainable City
  • В Дубае 90% населения — экспаты, то есть граждане других стран. Это, конечно, имеет как плюсы, так и минусы. Из плюсов — вы можете опробовать ваш продукт в очень интернациональной среде и вам не нужно серьёзно подстраиваться под особенности местного менталитета. Из минусов (для нашего продукта) — аудитория очень разнообразная и не воспринимает Дубай как город, где они будут жить всю жизнь (в среднем, приезжие живут тут по пять лет).
  • Большинство топ-менеджеров дубайских компаний — европейцы или американцы (это не относится к госсектору, где большая часть сотрудников — эмиратцы). Соответственно, с ними можно вести переговоры в привычной форме, не подстраиваясь под восточный менталитет.
  • Шейх эмирата Дубай Мохаммед Аль Рашид — сильный политик с ясным пониманием того, как быстро и эффективно развивать свой эмират, делая его лидером инноваций в регионе. Поэтому внедрение новых технологий активно поддерживается на государственном уровне. А монархическая система правления позволяет принимать решения и внедрять новые технологии чрезвычайно быстро (по сравнению с западными странами).
  • Дубай открыт для инновационных компаний. Раньше Дубай славился своими инфраструктурными проектами, куда они приглашали корпорации — лидеров в своих областях. Наиболее громкими проектами являются самый высокий небоскреб Бурдж Халифа, самый дорогой отель Бурдж Аль Араб, самый большой торговый центр Дубай Молл и другие. В такие проекты очень сложно пробиться небольшим компаниям. Но сейчас Дубай стал активно внедрять инновации в различные сферы жизни, и в этой области они открыты к сотрудничеству со стартапами.
Один из офисов DFA, полностью напечатанный на 3D-принтере

Особенности ведения бизнеса в Дубае

  • Несмотря на то, что в Дубае на топ-менеджерских позициях в основном европейцы и американцы, зачастую финальные решения принимают коренные жители Эмиратов.
  • На Ближнем Востоке темп жизни зачастую более плавный и размеренный, чем на Западе. Поэтому не стоит ожидать и требовать от партнёров на Ближнем Востоке ответа за пару дней. В Дубае это свойство не так заметно, но всё же местным нужно давать время, чтобы принять решение. К слову, наши дубайские партнёры оказались самыми ответственными в плане соблюдения договоренностей.
  • Культура инвестиций в стартап ещё не до конца сформирована. В Дубае экосистема для стартапов находится в стадии развития. До недавнего времени эмират Дубай и инвестиционные структуры в нём вкладывали деньги в масштабные, зачастую строительные и инфраструктурные проекты. Локальные фонды и ангелы признают, что тут ещё нет такой культуры инвестировать в стартапы, как, скажем, в Европе или США. При этом Дубай активно привлекает менторов из 500 Startups, Techstars, 1776 и других лидеров отрасли, что позволяет городу развиваться очень быстро.
Лекция с участием Дейва МакKлюра, управляющего партнёра 500 Startups
  • Общаясь с различными компаниями в Дубае, я заметил, что они часто забывают ответить на твоё письмо. Такое поведение в Европе или США зачастую возникает, когда у партнёров нет особой заинтересованности в продолжении деловых отношений. Но в Дубае такой тенденции не прослеживалось — после моих повторных писем мы зачастую продолжали общение и в итоге заключали сделку.
  • При коммуникации с бизнес-партнёрами в Дубае намного эффективнее звонить, чем писать письма. Также установите себе WhatsApp — этот мессенджер широко используется в Дубае как чат для бизнес-переписки.
На DEWA Innovation Week. DFA и партнёрские компании вместе с правительством способствуют продвижению продукта на рынках Ближнего Востока, давая стартапам возможность участвовать в локальных выставках.
  • На встречах с эмиратцами рекомендуется передавать и брать визитку правой рукой и не сидеть так, чтобы подошва обуви была повёрнута на собеседника. Конечно, сейчас эти правила постепенно теряют свою актуальность, но тем не менее считаются признаками хорошего тона.
  • На Ближнем Востоке очень слабо развит общественный транспорт. В Дубае есть неплохая сеть метро и ездят автобусы. В других же городах ОАЭ и в целом по всему региону общественного транспорта (как городского, так и международного) практически нет. В основном все передвигаются или на такси, или на собственных автомобилях. Общественным транспортом преимущественно пользуются бедные слои населения.
Так выглядит дубайское метро
  • Такси в Дубае — государственное, машин очень много, и оно сравнительно недорогое. Но будьте готовы к тому, что вы будете рассказывать водителю, как доехать, так как они часто не знают дорогу. Или же пользуйтесь Uber или Careem (ближневосточный конкурент Uber): они чуть дороже, но водители точно довезут вас до места назначения.

Юридические аспекты ведения бизнеса

В Дубае очень специфическая система юридического оформления. В стране нет налогообложения, но есть ряд особенностей. Компании делятся на зарегистрированные во free zone и non-free zone. Компании во free zone проще открыть, и 100% акций компании может принадлежать нерезиденту.

Но такие компании не имеют права совершать продажи внутри страны, a ввоз товаров облагается таможенной пошлиной. Компания же в non-free zone должна иметь в составе соучредителей гражданина ОАЭ, которому принадлежит 51% доли в компании. Оба типа компаний должны оплачивать ежегодную лицензию на торговлю, которая зачастую довольно дорогая (в районе $10 тысяч в год). Сейчас Дубай начал внедрять льготные лицензии для стартапов, мотивируя предпринимателей открывать компании в Дубае.

В ОАЭ очень непривычная система виз. Все происходит онлайн — от момента подачи на визу до момента её получения. Вам не нужно ничего вклеивать в паспорт: на почту приходит документ, который нужно распечатать и предъявить на въезде. Эмиратская виза — недешевая.

Краткосрочная виза с одним въездом стоит около $100, долгосрочная мультивиза — $900. При этом для бизнес-визы (если у вас нет компании) нужно, чтобы документы подавал спонсор. Как правило, это клиент, который приглашает в Дубай. Оформлением же туристических виз обычно занимается или ваш отель, или ваша авиалиния.

Мифы

  • Алкоголь запрещён. Да, алкоголь категорически запрещено употреблять на улице, но тем не менее в барах вы можете пить спиртные напитки, хотя и по заоблачным ценам.
  • Одежда должна быть консервативной и закрывать всё тело. В деловом круге приветствуется официальный стиль одежды. При этом надевать традиционные одежды экспатам считается признаком дурного тона. Во внерабочее время никто не запрещает носить обычную туристическую одежду. Но нужно учитывать, что в шортах и юбках вас не пустят в мечети и в некоторые государственные здания.

Эмиратцы очень толерантны и гостеприимны. В большинстве случаев вам не сделают замечаний относительно одежды или других аспектов, и вы не будете ловить укоризненные взгляды местных. Но в любом случае стоит уважать традиции страны, в которой вы находитесь, и не вести себя вызывающе.

В целом Эмираты — это совершенно новый мир для стартапов, где, безусловно, есть свои подводные камни. Начиная тут бизнес, лучше знать кого-то, кто поможет «влиться» и наладить контакты с нужным людьми, как сделал для нас Dubai Future Accelerators.

#Колонка

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления