«Работа» вашего продукта должна начинаться с того шага, где вы можете добавить какую-то ценность для пользователя. Для нашего примера это, скорее всего, шаг номер 3. Мы, конечно, можем влезть и раньше: например, если пользователь обычно встает в 7:00, а уже 12:00 вечера, и телефон активен, наше приложение отправит напоминание: «А не хотите ли поставить будильник и пойти спать?».
Можем пойти ещё дальше: сделать фитнес-браслет, который будет фиксировать пульс и активность пользователя и рекомендовать ему лучшее время, чтобы пойти спать (и будить его, соответственно, тоже в лучшее время для подъёма).
Нужно ли это? Испытывает ли пользователь «нужду», соответствующую масштабам исследований и разработки? Это и нужно понять и решить продуктовой команде в самом начале.
Маша поправилась после родов и хочет прийти в форму, но заниматься может всего два раза в неделю1. Но, чтобы похудеть надо в первую очередь поменять структуру питания а не заниматься спортом. #зануда
2. Поправилась она, скорее всего не после родов а во время беременности. #зануда
Очень важные замечания по теме статьи.
Очень странно противопоставлять персон и JTBD. В «методе персон» есть кроме собственно персон и цели, и сценарии. То есть задается и контекст, и мотивация, и результат. Что такого уж добавляет JTBD, кроме модной формулировки в стиле BDD — непонятно.
Разница в том, что в user stories ты идешь от пользователя с какими-то характеристиками. Да, у него есть цель и мотивация, но это такой узкий срез. Вот спортсменка Алевтина, и для нее мы делаем такую фичу.
Job stories начинается не с "кто?", а "зачем?", и это очень сильно меняет подход. Мы делаем фичу, чтобы, например, пользователь мог поделиться своим маршрутом пробежки с друзьями и почувствовать себя социально значимым ("прокачать" авторитет). И в этом контексте персоны вообще не требуются, они только добавляют ненужную информацию и вносят шум.
Спасибо большое за статью.
Оказывается, ещё кто-то использует персоны.