[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Никита Евдокимов", "author_type": "self", "tags": ["\u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0435"], "comments": 18, "likes": 31, "favorites": 26, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "23406" }
Никита Евдокимов
8 333

«Мы объединили желания родителей и детей: так у нас получился интересный продукт»

Тульская студия Devar открыла производство детских книг с дополненной реальностью и вышла на рынки 34 стран.

Поделиться

В избранное

В избранном

Объем инвестиций в индустрию виртуальной и дополненной реальности в России за 2016 год вырос в 3,5 раза — с 200 миллионов рублей до более чем 700 миллионов рублей. Также выросло и количество разработчиков: с 61 до 183 компаний. Однако немногим удается создавать коммерчески успешные продукты, особенно в узких сегментах рынка, таких как, например, издательский бизнес.

Согласно отчету Goldman Sachs 2016 года, одной из ключевых сфер применения технологий дополненной реальности в ближайшем будущем станет образование. Здесь примерная прибыль от продажи программного обеспечения к 2025 году составит до $700 млн.

Компания Devar считается одним из пионеров AR-индустрии в книжном сегменте, где пока что мало успешных бизнесов. Она специализируется на производстве типографской продукции с технологией дополненной реальности: детских раскрасок, развивающих книг, энциклопедий и других продуктов.

Компания была основана в 2015 году в Туле тремя партнерами — Анной Беловой, Виталием Аверьяновым и Андреем Комиссаровым. Уже в 2016 году она вышла на месячный оборот в 15 миллионов рублей. Сегодня у издательства есть партнеры в 34 странах, а продукция локализована для 26 языков, включая китайский, японский и корейский.

Анна Белова. Фото с личной страницы в Facebook

Как пришла идея

Выпускница Тульского педагогического университета Анна Белова познакомилась со своими будущими бизнес-партнерами Андреем Комиссаровым и Виталием Аверьяновым на одном из молодежных образовательных форумов в Туле.

На тот момент специалист по поисковой оптимизации Виталий Аверьянов участвовал в ИТ-проектах, а Андрей Комиссаров занимался бизнесом. «Мы поняли, что хотим сделать вместе что-нибудь интересное», — рассказывает Белова.

Слева направо: Андрей Комиссаров и Виталий Аверьянов. Фото с личной страницы в Facebook

Они открыли компанию «Лаборатория 24» и стали заниматься созданием сайтов и автоматизированных систем. По словам Беловой, проект не приносил высоких доходов, и база клиентов была небольшой. Однако все изменилось после того, как студия выиграла тендер на разработку сайта для Кремлевского дворца, предложив за свои услуги самую низкую цену — 1 рубль. «Понятно, что это стоило далеко не рубль, но зато мы получили в портфолио интересное имя», — говорит Белова.

Далее появились крупные клиенты, и веб-студия стала принимать заказы на разработку систем электронного документооборота. К концу 2013 года выручка «Лаборатории 24» достигла нескольких десятков миллионов рублей.

В 2014 году компания получила предложение — создать программное обеспечение для роботов, изучающих атомные реакторы. Это был один из первых проектов, связанных с компьютерным зрением. В «Лаборатории 24» сделали программное обеспечение для робота, который с помощью дополненной реальности показывал оператору данные об изменениях в реакторе.

Предприниматели решили создать потребительский продукт и стали развивать AR-технологию дальше, рассказывает Белова: «Мы много экспериментировали: у нас были различные проекты в сфере культуры, маркетинга, промышленности».

Например, команда участвовала в выставке недвижимости MIPIM во Франции, где сделала приложение с дополненной реальностью — оно воссоздавало проект будущей постройки прямо на макете. Для музея-усадьбы Льва Толстого в Ясной Поляне сделали приложение, с помощью которого можно пролистать рукопись «Войны и мира».

В 2015 году предприниматели решили сделать проект в издательской сфере и выпустили первую AR-раскраску. Сперва ребенок закрашивает изображение, а затем наводит на него камеру смартфона или планшета, и с помощью специального приложения оно «оживает», и с ним можно взаимодействовать — например, «сажать» к себе на руку.

Сооснователь Devar Group Анна Белова называет две причины, по которым она и ее партнеры выбрали именно детскую книгоиндустрию: во-первых, команда увидела, что дети с удовольствием раскрашивали героев и играли с ними, ведь «дети — то самое поколение, восприимчивое к новым технологиям». Во-вторых, AR-книги решали важную проблему, которая волнует родителей в разных странах: дети проводят много часов с планшетом.

«Мы объединили желания родителей и детей: так у нас получился интересный продукт», — рассказывает Белова.

Для родителей в первую очередь важно, чтобы книги развивали и обучали их детей: с героями Devar можно играть, они могут вести диалог с ребенком, рассказывать истории и стихи, а также выходить за пределы книги. Так, в серии энциклопедий «Космос» можно отправиться на любую планету и исследовать её с помощью дополненной реальности.

«Мы не хотели становиться издательством»

По словам Беловой, выпуск книг с дополненной реальностью обходится в несколько раз дороже, чем обычное издание. Чтобы реализовать проект, команда использовала прибыль, полученную от предыдущих разработок. В разработку AR-книг Белова и ее партнеры вложили около $2 миллионов.

AR-продукт Devar состоит из двух частей: бумажной книги и приложения. Если приложение компания могла разработать самостоятельно, то книги нужно было печатать в издательстве. Однако их руководители скептически отнеслись к новым технологиям: «Мы сказали, что AR-книги точно будут на пике популярности и войдут в повседневную жизнь. Нам не поверили, сказали, что им это не интересно», — рассказывает Белова.

Основатели зарегистрировали бренд Devar Kids и открыли свое дочернее издательство в Туле в январе 2015 года. Первая версия книг была отпечатана спустя пять месяцев.

Компания начала с небольшого штата разработчиков, но к 2016 году расширила его до ста человек. Сперва разработчики сами обучали специалистов в области дополненной реальности. Сегодня в компании проводятся внутренние брифинги и разные мероприятия, на которые ездят ИТ-специалисты, чтобы развить свои навыки. Главное, чтобы у специалиста была мотивация обучаться самостоятельно, ведь часто им приходится конкурировать между собой на международном уровне. «Кто не получает удовольствие от своей работы, не может рассчитывать на хороший результат», — уверена Белова.

Поэтому в составе Devar Group несколько подразделений: «Лаборатория 24» — технологическая компания, расположенная в Туле, Санкт-Петербурге и других городах; Devar Media — российское издательство, которое занимается реализацией и распространением продукции на территории России и СНГ; Devar Solution занимается развитием на международных рынках.

Предприниматели начинали с развлекательной продукции для детей, затем постепенно перешли к выпуску развивающей и обучающей литературы для подростков и взрослых. Сейчас под брендом Devar выпускается свыше ста разных продуктов — это сказки, раскраски, азбуки, серии энциклопедий (динозавры, анатомия, космос), а также развивающие книги.

Приложение, с помощью которого оживают фигуры, ежемесячно пополняется новыми функциями. Например — функцией распознавания, благодаря которой виртуальные персонажи различают реальные предметы и могут взаимодействовать с ними.

«Книги с AR — не совсем классические книги, и для их производства должна быть своя технологическая компания, разрабатывающая приложение», — продолжает Белова. У многих издательств не было возможности разрабатывать собственные приложения и AR-продукты. «Поэтому они не смогли создать продукт, который полностью отвечал бы всем возможностям мировой AR-индустрии», — утверждает Анна Белова.

Рост

Когда продукт был готов, основатели не рискнули сразу обращаться в книжные и сетевые магазины: спроса на новинку еще не было, и им предстояло его создать. «Мы поняли, что не нужно вставать на полки сетевых магазинов, потому что пользователь совершенно не знает, что такое AR-книга», — продолжает Белова.

Чтобы читатели узнали о продукте, Devar решила развивать франшизную сеть. Компания предлагала открывать лицензионные магазины либо свои региональные представительства с паушальным взносом от 350 тысяч рублей. Сейчас Devar сотрудничает с 80 франчайзи от Санкт-Петербурга до Улан-Удэ.

Одним из каналов продвижения был YouTube — компания делала мастер-классы с инструкциями к раскраскам, а кроме того — мультимедийные проекты. Например, благотворительный проект «Азбука 2.0» с участием Армена Джигарханяна, Гоши Куценко, Геннадия Хазанова и других знаменитостей. О компании и ее продуктах стало узнавать все больше пользователей. «Единственное, что пока не делали — это не запускали рекламу на ТВ», — отмечает Белова.

Только после этого основатели Devar начали выстраивать взаимоотношения с сетевыми магазинами. Сейчас Devar работает примерно с 150 ритейлерами — Hamleys, Ozon, «Лабиринтом», Wildberries, «Дикси», Metro, «Лентой», «О'кей» и другими.

В 2016 году Devar Group вышла на оборот, который окупил инвестиции компании — $2 миллиона. Вырученные средства компания снова инвестировала в бизнес. «Мы развиваемся и делаем все очень быстро», — рассказывает Белова. За все время работы в этой отрасли компания продала около 3 миллионов AR-книг. «Тираж одного издания превышает 15 тысяч единиц в месяц», — делится Анна Белова.

Для выхода за рубеж сотрудники компании стали изучать специфику книжного рынка в разных странах. Основатели осваивали международный рынок с помощью нескольких способов: создавали собственный контент, который может быть интересен для детей из разных стран (например, раскраски). Во-вторых, они работали с момента основания бренда с лицензионными компаниями, такими как Hasbro (Transformers, My Little Pony и другие).

Параллельно с экспансией в России компания вела переговоры с партнерами об открытии своих офисов в Германии, Польше, Чехии, Эстонии, Финляндии. «Для Европы наша продукция была такой же новинкой, как и для России», — говорит Белова. Уже в сентябре 2015 года Devar вышла на международный уровень. После книжной выставки в Китае компании стали предлагать сотрудничество в других странах.

Перед основателями компании возникли новые трудности: как локализовать продукт, проводить тестирование приложения в разных странах и улучшать качество перевода.

Например, чтобы сделать корректный перевод книг и приложения, команда привлекала корректоров и носителей языка. Компания также открывала новые центры тестирования продукции в других странах.

В Европе у Devar были разные условия старта: одни страны начинали с небольших партий книг — от 5000 единиц, некоторые делали закупки на десятки тысяч, рассказывает Белова: «Если в начале 2016 года процентное соотношение по продажам в России и мире было примерно 65% к 35%, то сейчас практически наоборот: доля международных продаж постоянно растет».

В начале 2016 года Devar столкнулась с копированием продукта. Так было в Китае и Корее, когда спустя полгода после презентаций на выставках в этих странах появлялись похожие книги. Однако компания за это время расширила линейку товаров и новых функций в AR, что позволило удержать позиции на мировом рынке.

К 2016 году Devar все же смогла выйти на китайский рынок. Сперва это было невозможно из-за специфики местного законодательства, поясняет Белова: «В Китае нельзя просто выйти и опубликовать иностранное мобильное приложение». К тому же требовалась серьезная локализация продукта, в которую входили перевод внутреннего контента и учет культурных особенностей страны.

В конце 2016 года компания наладила отношения с партнерами из США, Канады, Индии, Пакистана и ряда стран Азиатского-Тихоокеанского региона.

Будущие проекты

Компания Devar занимает в России около 0,5-1% от рынка книжной продукции. Цель Беловой — занять 2% от мирового рынка в течение нескольких лет и выпустить более 130 млн книг.

В 2017 году компания Devar Group готовится к выпуску продукции с обыкновенными игрушками. «Мы собираемся оживить привычные ребенку мягкие, пластмассовые игрушки», — говорит Белова.

Чтобы не отставать от мировых тенденций в AR, компания скоро запустит на ключевых рынках (США, Индия и Китай) новый проект. Devar готовит курсы по физике, математике, географии и другим дисциплинам, которые будут востребованы в европейских и азиатских школах.

Цель проекта — интересно рассказать об окружающем мире и том, как он устроен, при помощи новой технологии. Например, в курсе по химии ребенок сможет проводить химические опыты, смешивать любые реактивы и благодаря дополненной реальности видеть, какая произойдет реакция.

«Мы считаем, что дополненная реальность приведет образование на совершенно новый уровень. Начиная с того, что с помощью наших книг дети начинают учиться чуть лучше, заканчивая тем, что эта технология позволяет ребенку получить образование через опыт», — заключает Анна Белова.

#Будущее

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления