Редакция vc.ru
16 125

Веб-дизайн и странности Страны восходящего солнца

До сих пор не понимаете особенности японской современной культуры с их Death Note, автоматами по продаже использованного женского белья и модой на марлевые повязки в метро круглый год? Добро пожаловать в мир дизайна, который вреден для нестойкой психики. Здесь Артемий Лебедев с криком «Что за %слово-которое-не-пропустила-редакционная-цензура%» убегает и прячется, а все рунетовские представления о юзабилити растворяются в туманной дали токийских рассветов. RandomWire сделала исследование японского веб-дизайна, которым редакция «ЦП» не могла не поделиться с вами.



Если отвлечься от всяких проявлений современности вроде манга, хэнтай, хиккикомори и Аум Сенрикё, то при слове «Япония» вспоминаются еще сады камней, дзэн, архитектура старинных пагод, каллиграфия и картины на шелке. Вся эта историческая красота и богатые традиции визуальной культуры с трудом вписываются в веб-дизайн, который и в 2013-м выглядит так, как будто на дворе 98-й, и в моде у девушек до сих пор ярко-синие нейлоновые лосины.

Вот несколько популярных японских сайтов: GooRakutenYomiuriNicoNicoOKWave@cosme:

— много, очень много текста
— низкокачественные картинки очень маленького размера
— такое число колонок на 1 экране, что больно смотреть
— мигающие баннеры и яркие кричащие цвета
— патологическая любовь к Flash

Никакого минимализма в духе хайку, короче говоря. Нет числа теориям, почему у них всё вот так, но есть как минимум пара причин:

Лингвистические особенности


Удобство чтения – японский язык относится к числу тех, где один символ может передавать целое множество значений. Для глаза западных потребителей такое нагромождение символов выглядит странно и запутанно. Но зато все, кто говорят по-японски, могут спокойно читать и потреблять много полезной информации на небольшом клочке пространства (кстати, то же справедливо и для китайского языка).

Нехватка символов – у японцев нет курсива или заглавных букв в привычном понимании этого слова. Поэтому визуально разграничить структуру текста трудно. Иерархических контрастов нет, вот и приходится японским дизайнерам тулить баннеры, всякие картинки и прочие мигающие штуки, чтобы украсить простыню из иероглифов и разделить сплошной текст на блоки.

Языковой барьер – языки программирования, разметку и теги придумали носители английского языка. Англоязычные и просто западные компании определяли и направление развития сайтостроения в целом. Поэтому в итоге и документация вместе с образовательными ресурсами по веб-дизайну и верстке – тоже на английском языке. Кое-что переводится на японский, но в массе своей тренды и технологии англоязычного веб-мира добираются в Японию медленно.

Японский веб-дизайн такой японский

Культурные особенности


Нежелание рисковать – в японской деловой культуре не принято высовываться и идти против течения. Если установился тренд, обычай или правило делового поведения, то все должны им следовать, и нечего обсуждать это. Даже если есть более удобное и современное решение. Субкультура деловой Японии находится под сильным давлением конформизма и правил (достаточно посмотреть на деловой этикет и дресс-код японских компаний, правила приема на работу и поведения на рабочем месте и т.д.)

Поведение потребителей – потребители в Японии хотят знать в деталях все технические характеристики, параметры и особенности гаджетов и сервисов ,которые покупают. Поэтому правило красивых картинок, броских заголовков и минимализма, которое сейчас популярны в обычном интернете, в японском сегменте Сети попросту не работает.

Японский веб-дизайн

Особенности национальной рекламы – японцы по-прежнему воспринимают интернет как площадку, где каждый должен как можно громче и ярче рекламировать свой товар. Интерактивность здесь не в почете; а «простыни» из иероглифов и рекламных баннеров – на первом месте.

Урбанизация – если прогуляться по деловому Токио, зайти в район Шибуя (Shibuya), то можно увидеть столько неоновой рекламы, футуристической архитектуры, ярких патинко (это такой гибрид японских игровых автоматов и караоке – прим.ред.) и салариманов (наемных офисных менеджеров – прим. ред.) со школьниками, что у вас будет настоящий культурный шок. Хаос, яркость и суета с японских городских улиц перемещаются в интернет. К тому же, японцы верят, что пространство пустовать не должно.



Особенности трудоустройства – если посмотреть на японские сайты с вакансиями, то там можно найти множество объявлений с поиском «Веб-мастера» или «Администратор всей сети», прям как в старые добрые времена до взлета социальных сетей, когда один парень должен был кодить, админить, танцевать с бубном над серверами и помогать безграмотной секретарше пользоваться электронной почтой. А еще на досуге сверстать сайт для компании. Во многих японских фирмах такая практика сохраняется и теперь, даром что 2013-й на дворе. Творческие люди с нестандартным мышлением и навыками вместо традиционной японской компании пойдут работать куда-нибудь еще.

Tехнические особенности


Царство мобильных телефонов – японцы пользовались мобильным вебом задолго до того, как Стив Джобс придумал айфон. А персональные ПК и ноутбуки лет 15 -20 назад у них были в большем количестве, чем у нас всех в 2010-м. Правда, диагонали экрана были маленькие, вот и сайты изначально верстались так, чтобы заполнять все эти экраны. Диагонали выросли, а привычка верстать так, чтобы текст и картинки были в куче, – привычка эта осталась.

Шрифты для веба – для языков, которые не используют латиницу и кириллицу, в мире есть не так уж много шрифтов. Разработка шрифтов для японского и китайского обычно занятие достаточно долгое, дорогое и скачивать такие шрифты тоже надо долго. Дизайнеры потому компенсируют недостаток красивых шрифтов собственной графикой.

Windows XP и IE 6 – хотя в мире осталось не так уж много тех, кто пользуется этим древним майкрософтовским софтом, но к нашему и вашему удивлению, в Японии полным-полно пользователей именно этих ОС и браузера, в особенности в корпоративной среде. Думаем, не нужно объяснять, к чему это приводит.

Японские сайты

Чтобы японский веб не казался таким уж печальным, вот напоследок немного японских дизайнерских фирм и компаний, которые пытаются делать современный дизайн, а не привет из кислотных 90-х: UNIQLOMUJICookPad и Kinokuniya.

Если решите делать свой стартап в Японии, пожалуйста, не делайте традиционный японский веб-сайт: не преумножайте скорбь в этом мире.

Прим.ред.: Когда-нибудь мы соберем решимость в кулак и напишем текст о японской рекламе.

#Кейсы #веб_дизайн #их_нравы #Япония #визуальный_ад_по_японски

{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0435\u0439\u0441\u044b","\u0432\u0435\u0431_\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d","\u0438\u0445_\u043d\u0440\u0430\u0432\u044b","\u044f\u043f\u043e\u043d\u0438\u044f","\u0432\u0438\u0437\u0443\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439_\u0430\u0434_\u043f\u043e_\u044f\u043f\u043e\u043d\u0441\u043a\u0438"], "comments": 0, "likes": 25, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "2364", "is_wide": "1" }

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]