Vladimir Zimogorov
4 349

Реалити-шоу «Дорога к IPO» на примере стартапа Meanwhile, часть 7

В процессе создания стартапа кажется, что успех уже совсем где-то рядом, инвесторов море, а конкуренты если и имеются, то они как минимум лет на 10 позади вас. Хотя всё, что у вас есть, -  это пока ещё только идея на грязной салфетке. Вы день и ночь сидите над проектом, потихоньку идея оформляется в прототип. Вашего энтузиазма хватает, чтоб заразить шальной мыслью о покорении мира еще парочку ваших знакомых-программистов, которые, бросив все, вдруг тоже начинают активно стартапить на пару с вами.


Момент истины — долгожданный релиз проекта! Вы уже в предвкушении первых толп пользователей и просчитываете, какой cloud-хостинг выгоднее, а для СМИ заготовлена пара жизнерадостных фотографий команды. Но проходит неделя, месяц, другой, база пользователей состоит почти что исключительно из друзей и родственников, а представители СМИ не торопятся брать у вас комментарии. Где-то вы явно совершили ошибку и, возможно, придется начинать всё сначала.


И вдруг возникает вполне резонный вопрос: а как себя мотивировать дальше? И даже знаменитый Лебедевский ответ как-то несильно помогает.


А что если это уже ваш не первый стартап, и вам давно не 19?


Вы окончательно теряете веру в людей и себя, погружаетесь в кризис среднего возраста уже лет эдак в 25, и до старости живете с комплексом непризнанного гения вкупе с синдромом завсегдатая пансионата «Потерянная невинность».


Вы уже, наверное, догадались, — в эфире снова, как и каждую пятницу, «Дорога к IPO», совместный проект ЦП, Спарк и стартапа Meanwhile — и сегодня мы поговорим о том, почему совершать ошибки — это хорошо и совсем не повод для демотивации.




«Успех — это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма»


-Черчилль



Только за последнюю неделю у нас в Meanwhile было не меньше десятка таких моментов, когда возникало желание если не закрыть проект и забыть все, как страшный сон, то по крайней мере закутаться в теплый клетчатый плед и пролежать так до весны.


tumblr_mkf0dbfPPj1ro66c2o1_1280


Началось всё с того, как во время попыток оптимизировать базы данных наш системный администратор Илья удалил ВСЁ подчистую и восхищенно прокомментировал в Скайп «Вот это я отжог!». И если бы не вовремя принятые антикризисные меры в виде бутылки Мартини, скорее всего, этих строк вы бы сейчас не читали. Базы мы в итоге восстановили, а всю систему настроили таким образом, чтоб случайное удаление было невозможным в принципе.


Второй шок нас ожидал, когда мы наконец-то начали изучать нашу потенциальную аудиторию.


Ключевыми городами для развития любого бизнеса в России, а тем более для стартапов, являются Москва и Питер. И не потому, что жизни за МКАДом нет, а по вполне объективным причинам — в Москве более развита бизнес-инфраструктура, ее плотность на квадратный километр просто зашкаливает, да и исторически так сложилось, что все смотрят на столицу, и если там появляется какой-то тренд, то рано или поздно он придет в регионы, но не наоборот.


Для нас выбор Москвы и Питера как отправных точек для экспансии был обоснован двумя факторами. Во-первых, население одной только Москвы составляет почти столько же, сколько население всех остальных городов-миллионников вместе взятых, а вместе с Питером мы имеем практически половину, если не больше, всей активной аудитории рунета. Во-вторых, в столицах всегда больше городских событий (для тех, кто забыл, наше мобильное приложение как раз о жизни в большом городе здесь и сейчас, ярких событиях, новых местах, важных локальных новостях) и тем самым больше контента.


Мы были готовы к покорению столиц, тем более, сроки к выходу на IPO начинают поджимать, и из трех месяцев на раскрутку остались только 2. А учитывая надвигающиеся праздники и туман новогодне-рождественского веселья, наши шансы подбираются к критическим показателям. Самым пугающем во всем этом было то, что мобильное приложение мы запустили только на Андроиде, и в сжатые сроки выпустить клиент под iOS технически нереально. Но, по идее, проблем с этим не должно было быть, ведь по общероссийским данным почти 70% продаж приходятся на мобильные устройства на базе ОС Андроид. Для Москвы и Питера эти показатели, как мы думали, должны не сильно разниться с данными по России в целом. Каково же было наше удивление, когда мы, внимательно изучив статистику конкурирующих проектов, обнаружили, что 65% всех мобильных заходов по Москве производятся исключительно с айФонов и айПадов.


kzFqRtFD8I0


А после того, как ЦП опубликовал свою мобильную статистику, где почти 60% сидят c продукции Эппл, стало совсем грустно (мы-то хитро рассчитывали переманить к нам всех читателей ЦП). Куда делись все пользователи Андроида? Почему, если 70% всех продаваемых в России смартфонов - Андроиды, - у всех повально айФоны?..


Должно ли было это нас демотивировать? Конечно! Но только в первый момент, а потом мы продолжили работать. Пересмотрели план развития, в приложение начали внедрять функции, которые были бы больше востребованы у пользователей Андроида. Придумали, как можно вовлечь и айФонщиков, пока приложения для iOS еще нет. Пришлось подкорректировать и планируемый размах рекламной кампании, и каналы.



Завтра сегодня станет вчера


К сожалению, прописная истина про учебу на чужих ошибках для стартапов не сильно подходит (кроме, конечно, наших пятничных посиделок на ЦП).


Причина в том, что среда, в которой вы развиваете свой продукт, меняется ежесекундно - и заранее все распланировать без постоянного активного взаимодействия с этой средой просто невозможно. Поэтому, скорее всего, не получится создать второй ВКонтакте, Твиттер или Инстаграм — условия уже будут совершенно другими, вы столкнетесь с другими проблемами, другими конкурентами, у вас будут другие партнеры и каналы, другая аудитория, и вы банально не сможете применить «советы бывалых предпринимателей» и «успешных икон ай-ти тусовок». И все эти «10 шагов к успеху от Олега Тинькова» интересны разве что с биографической точки зрения. Не больше.


Вы знаете хоть одного человека, который прочел книжку успешного человека и ВНЕЗАПНО разбогател, не выходя и из дома? Я — нет.


47547


Но это не отменяет того факта, что общаться с успешными людьми крайне необходимо. Не потому, что они расскажут вам, как из точки А дойти до точки Б (вам это не подойдет), а потому что они просто-напросто вдохновляют своим примером, как никто другой. Заражают позитивной энергетикой и энтузиазмом. Вы видите, что у других людей тоже были трудности, они тоже совершали ошибки, и они смогли вопреки всему!


Почему-то неудачи и ошибки всегда воспринимаются как что-то негативное. На самом деле, любая ошибка - это бесценный источник опыта. Чем больше ошибок вы делаете, тем опытнее становитесь, тем шире ваш дальнейший взгляд на проблему, тем больше возможных путей решения вы видите.


Развитие стартапа — это постоянный процесс совершения ошибок. И если вы начали свое дело и тут же столкнулись с какими-то проблемами и ошибками — вы на верном пути! По-умному это называется «проверка гипотез», и если ваши гипотезы неверны, вы просто их меняете и проверяете снова. И так до тех пор, пока они не начнут подтверждаться. Вероятность того, что вы сразу найдете верную гипотезу, стремится к нулю, и если вдруг у вас всё пошло хорошо, то самое время перекреститься и перепроверить всё ещё раз.


Удивительно, но самый эффективный способ постоянно себя мотивировать — это не прекращать работать. В тот момент, когда останавливаешься, возникает время для сомнений,тоски, печали, грусти. Начинаешь жалеть себя, бояться, успокаивать.


И главное — не бойтесь совершать ошибки. Возможно, ваш первый проект не взлетит, возможно, не пойдет и второй, и даже третий. Опыт бесценен, а для всего остального есть Мастер-банк MasterCard.


С вами были Владимир Зимогоров. Время делать ошибки!

rickross

#Стартаперы #стартапы #инвесторы #реалити_шоу #meanwhile

{ "author_name": "Vladimir Zimogorov", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0435\u0440\u044b","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u044b","\u0440\u0435\u0430\u043b\u0438\u0442\u0438_\u0448\u043e\u0443","meanwhile"], "comments": 0, "likes": 13, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "2410", "is_wide": "1" }

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]