[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Мария Федоришина", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 20, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "24153", "is_wide": "" }
Мария Федоришина
3 473

Viva Bacardi: история производителя самого известного кубинского рома

Легенда основания, конфликт с Кубой и знаменитые коктейли компании.

Поделиться

В избранное

В избранном

Бренд Bacardi был основан испанским эмигрантом на Кубе. Остров Свободы сначала подарил возможность семье Бакарди построить бизнес и добиться впечатляющих результатов, а затем отобрал дело и вынудил бежать в США. Историю бренда-мигранта, признанного везде, кроме родной страны, изучала обозреватель vc.ru.

Семья Бакарди переехала на Кубу из Испании в 19 веке. Четыре брата, сыновья каменщика — Майн, Хуан, Хосе и Факундо — упорно трудились и на всём экономили, чтобы открыть магазин товаров для повседневных нужд в городе Сантьяго. К 1843 году один из братьев — Факундо — вместе с женой и партнером накопил на собственное дело — алкогольный магазин. Компания называлась «Факундо Бакарди и Компания». Дела шли настолько хорошо, что ему удалось даже открыть второй магазин в соседнем городке.

Все изменилось в 1852 году: землетрясение уничтожило половину Сантьяго, а последовавшая за ним холера унесла жизни каждого десятого жителя города (в эпидемию погибли двое из пятерых детей Факундо). Тогда бизнесмен перевез семью обратно в Испанию, а сам вернулся, чтобы восстановить дело.

Однако разрушенный магазин в полуживом городе не давал ни единого шанса на возрождение, и Бакарди был вынужден закрыть свой бизнес. Окончательно не опустить руки ему помог брат Хосе, в магазине которого продолжил работать Факундо.

В то же время для Кубы произошло знаменательное событие — страна стала главным производителем сахара в Карибском бассейне, отобрав это звание у Гаити, восстания и неспокойная обстановка в которой не позволили ей сохранить мировое лидерство.

Вместе с Кубой поставлять сахар стала Ямайка, где уже давно под влиянием французов сложилась традиция производства рома. Среди испаноговорящих стран в производстве напитка выделялась только Аргентина, однако её ром был настолько плохого качества, что его чаще использовали в медицинских целях, а не для питья.

Главной причиной, почему ромом не занимались в испанских колониях в Карибском регионе, был запрет Мадрида на производство или экспорт дистиллированных напитков. Чтобы защитить испанскую винодельческую и коньячную промышленность, император Карл II запретил производство рома в колониях Испании. Несмотря на то, что указ в конце 18 века был отменен, ограничения на экспорт рома оставались и в 19 веке.

Кроме того, в то время ром считался напитком рабочего класса и пиратов, был грубым и плохо обработанным, оттого его вкус был резким и обжигающим. Так у Факундо Бакарди родилась идея сделать «цивилизованный» ром для высшего общества.

Однако не имея ликероводочного оборудования, которое вообще в то время было большой редкостью для Кубы, это было бы невозможно — бизнесмену требовался партнер.

Основание и развитие бренда

Француз Хосе Леон Бутелльер производил в Сантьяго коньяк и конфеты. Заключив с ним договор, Бакарди смог использовать его оборудование и помещение. Факундо потребовалось десять лет, чтобы создать свой фирменный ром.

​Основатель компании вместе со своим компаньоном разработал уникальную технологию производства, очистки и выдержки рома из мелассы, которая существенно повысила качество, но была относительно дешевой. Технология Бакарди дала возможность наладить промышленное производство, ром начал успешно конкурировать с виски и коньяком на международном рынке не только по цене, но и по качеству.

На основании близкого к коньячным видам штамма дрожжей дон Факундо разработал метод непрерывного брожения (используется до сих пор), который одновременно увеличивал выход дистиллята из мелассы и улучшал его качество.

Для очистки и смягчения вкуса Бакарди использовал активированный уголь, полученный из древесины тропических деревьев и кокосовый скорлупы. А благодаря методике выдержки рома в бочках из белого дуба продукция компании начала конкурировать в элитном сегменте выдержанных напитков.

В результате Бакарди удалось охватить сразу два главных рынка — качественный, но недорогой белый ром для рабочих, моряков и крестьян, а выдержанный в бочках — для элиты.

— Юрий Билявец
эксперт по рому сайта «АлкоФан»

Его ром был мягче, чище, он был не похож не только на другие сорта рома, но и вообще на другие спиртные напитки. Бакарди стал первым производителем светлого рома в мире.

Новинку Факундо начал распространять через магазин брата. Хорошие отзывы клиентов и высокие продажи привели к тому, что в 1862 году появилась компания «Бакарди, Бутелльер и Компания», которая приобрела небольшой спиртоводочный завод.

В 1877 году, через много лет после того, как Бутельер ушел на пенсию, от дел отошел и Факундо. Он передал дела своему старшему сыну — Эмилио Бакарди. В то время на Кубе началась борьба за независимость от Испании. Эмилио выразил поддержку протестующим, за что на четыре года отправился в тюрьму.

Революция загнала компанию в непростое положение. Фактически бизнес был построен на использовании рабского труда на плантациях сахарного тростника. Однако Эмилио Бакарди выступал за отмену рабства, так как это было одним из основных требований борцов за свободу. С другой стороны, протестующие грабили плантации, ставив под угрозу бизнес и жизнь семьи Бакарди.

Выйдя из тюрьмы, Эмилио Бакарди стал первым мэром Сантьяго, которого выбрали напрямую жители города. Однако политическая карьера не помешала ему продолжать успешно руководить семейным бизнесом. Эмилио вывел ром Bacardi за пределы страны — в Испанию и США.

Америка сыграла огромную роль в популяризации рома и развитии бренда Bacardi. В 1919 году в США был введен «сухой» закон — продажа и производство алкоголя были запрещены. Компания Bacardi воспользовалась моментом и приглашала американцев весело провести выходные на Кубе.

Тысячи американцев устремились в Гавану, перелет стоил около $24. Люди предпочитали пить и веселиться на Кубе, не боясь быть арестованными.

В 1927 году на волне популярности Бакарди запустил регату Bacardi-Trophy, ради которой туристы дольше оставались на Кубе — а продажи росли. Ежегодное мероприятие проводится до сих пор. За это время оно было отменено всего три раза, два из которых — во время Второй мировой войны и Кубинской революции.

В 1931 году компания построила завод в Мексике, в 1936 году — в Пуэрто-Рико, где ром производился и откуда беспошлинно ввозился в США. В 1957 году на заводе в Мексике выпускалось 28 тысяч литров рома в день, в Пуэрто-Рико — 75 тысяч литров.

Потеря бизнеса и «второй старт» бренда

Бренд Bacardi стремительно набирал обороты, однако в конце 50-х годов 20 века всё изменилось. В семье произошел раскол по политическим соображениям. Одни поддерживали проамериканский режим Фульхенцио Батисты, другие — революционное настроение Фиделя Кастро. Чтобы сохранить семейное дело, руководство приняло решение перевести регистрацию компании Bacardi в Нассау на Багамские Острова. Этот шаг впоследствии спас бренд от разорения.

Пришедшее к власти революционное правительство Кубы было настроено против крупных торговцев. Оно издало закон, который положил конец частной собственности. Семья Бакарди была вынуждена эмигрировать в США, активы компании были конфискованы. По некоторым подсчетам, за один день бренд потерял $76 млн.

От окончательной потери бизнеса семью Бакарди спасла ошибка кубинских морских пехотинцев. Им был выдан документ на конфискацию, на котором был указан неверный адрес офиса. Чтобы добраться до правильной штаб-квартиры, им понадобились сутки, за это время руководство бренда уничтожило все заготовки на заводе и спрятало секретные формулы изготовления напитка. В тот день Бакарди потеряли всё, что строили в течение почти ста лет, единственное, что им удалось сохранить, — семейный рецепт приготовления рома.

Новое правительство запустило на конфискованных заводах производство рома Bacardi, но без секретной формулы напиток имел совершенно другой вкус. Подделка не заинтересовала рынок. Тогда же семья начала борьбу за свое имя и подала в суд. В результате поддельный ром был изъят, а торговая марка и права на компанию были возвращены семье Бакарди. Ставший легендой кубинский ром Bacardi на Кубе официально не продаётся до сих пор.

Чтобы восстановить разрушенный бизнес, компании пришлось выставить 10% акций на биржу. Внутри семьи Бакарди продолжались разногласия, которые привели к тому, что несколько членов клана продали 12% акций от общего объема канадскому производителю виски Hiram Walker.

Несмотря на это, новая жизнь бренда за пределами Кубы складывалась вполне удачно. В 70-х годах 20 века ром Bacardi в премиальном сегменте вышел на первое место в рейтинге продаж алкоголя в США. В 1979 году бренд опередил конкурентов в мировом масштабе, реализовав 16 миллионов девятилитровых бочек. В 2005 году рыночная доля рома Bacardi в США составила почти 40%.

В начале 80-х годов компания приобрела бренд Martini&Rossi и стала одной из крупнейших корпораций по производству алкогольных напитков в мире. В конце 90-х годов в арсенале альянса появились новые торговые марки — виски Dewars, джин Bombay, амаретто DiSaronno.

До сих пор бренд борется за еще одну ранее приобретенную марку — Havana Club. Правительство Кубы считает, что этот бренд принадлежит государству. Права компании отстаивал бывший юрист, руководитель бренда с 1996 года Джордж Рейд — первый, кто занял эту должность не из семьи Бакарди. Споры ведутся и сегодня.

Символы Bacardi

Чтобы отпраздновать регистрацию бренда Bacardi, друг семьи подарил компании кокосовую пальму. 14-летний сын Факундо Бакарди посадил её прямо перед заводом. С ростом производства и марки росло и дерево, и оно стало своего рода символом процветания и связи компании с Кубой и Карибским полуостровом. Сложилась легенда, что компания Bacardi будет существовать ровно столько, сколько будет расти дерево.

К началу 20 века производство разрослось настолько, что было принято решение снести старое здание и построить на его месте новый ликеро-водочный завод. Пальму не тронули, все строения расположились вокруг дерева. Оно пережило ураганы, пожары, войны.

В конце 50-х годов 20 века пальма начала засыхать, именно тогда к власти на Кубе пришел Фидель Кастро. В то время как бизнес Бакарди был конфискован, а семья уехала в США, дерево окончательно засохло и умерло. Однако семья сохранила традицию, и теперь везде, где появляется завод или офис бренда, высаживается или отображается кокосовая пальма.

Появление логотипа Bacardi — летучей мыши — представители компании приписывают жене Факундо Бакарди. Однажды она приехала на завод, купленный мужем, и заметила летучих мышей на карнизах крыши. Так как большая часть населения Кубы в то время была безграмотной, напитку нужен был запоминающийся логотип, по которому клиенты смогли бы опознавать любимый бренд. Жена предложила летучую мышь.

Кроме того, в фольклоре Испании (откуда родом Бакарди) и Кубы летучая мышь олицетворяет крепкое здоровье, благосостояние, верность — всё то, с чем хотел бы ассоциироваться любой бренд. Также летучие мыши играют не последнюю роль в индустрии сахарного тростника — опыляют культуру и охотятся на насекомых, которые её повреждают.

Как и предсказывали владельцы, в годы становления компании мало кто читал и понимал написанное на этикетке, поэтому напиток получил название «Ром из летучей мыши». Когда Факундо Бакарди начал разливать свой ром, на каждой бутылке красовалась личная подпись хозяина как доказательство подлинности напитка.

Многие годы компания использовала логотип в маркетинговых кампаниях. Например, во времена «сухого» закона в США, чтобы стимулировать американцев летать на Кубу, бренд выпустил рекламу с изображением дяди Сэма с коктейльным бокалом в руке по пути из Флориды на Кубу. Американский символ висел на задней лапе летучей мыши. Надпись гласила: «Полет из пустыни».

Логотип летучей мыши за эти годы претерпел некоторые изменения. Первая версия была реалистично выглядящей черной летучей мышью на красном круговом фоне. Позже была добавлена фраза «marca de fábrica» (товарный знак). Далее реалистичные черты стали более стилизованными, добавлены золотые акценты и золотая рамка. Уже в 21 веке летучая мышь стала смотреть вправо, что символизирует взгляд в будущее.

Знаменитые коктейли Bacardi

Ежедневно более 6 миллионов человек наслаждаются коктейлем Cuba Libre. Сочетание рома и колы считается самым популярным в мире. Согласно истории компании знаменитый коктейль появился в 1900 году. В то время Куба сражалась за независимость от Испании, и помогали ей в этом американские солдаты. Один из них и придумал коктейль, заказав в баре ром Bacardi и Coca-cola.

Вслед за ним и другие солдаты попросили бармена повторить напиток. Вкус коктейля настолько понравился собравшимся, что вскоре разгоряченная публика начала произносить тосты. Один из них был за свободную Кубу «Cuba libre». По подсчетам компании, с 1900 года было подано более 80 млрд коктейлей.

1898 год принято считать датой рождения другого коктейля с ромом Bacardi — Daiquirí. Американский инженер, руководящий добычей меди на шахтах Дайкири на Кубе, хотел сделать какой-нибудь освежающий напиток, использовав лайм, растущий неподалеку. Для своей команды он придумал смешать лайм, сахар, дробленый лед и Bacardi Blanca. Коктейль стал любимым напитком Джона Кеннеди и Эрнеста Хемингуэя, появился в романе Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

Созданный незадолго до «сухого» закона в США коктейль, сделанный как вариация Дайкири, — фраппе с добавлением гренадина вместо сахарного сиропа — стал предметом юридического разбирательства. В 1936 году компания Bacardi подала в суд на Barbizon Plaza Hotel в Нью-Йорке, когда узнала, что бармен в напитках заменяет их ром на другие бренды.

Вердикт гласил: если в коктейле нет рома Bacardi, он не может называться Bacardi Daikuiri. Или, например, Bacardi Pina Colada согласно закону должна быть приготовлена только с использованием рома Bacardi. Бренд до сих пор защищает свои права как ключевого ингредиента коктейлей.

Самый старый кубинский коктейль Mojito был представлен публике еще в 15 веке. Однако всемирную популярность напитку принес ром Bacardi. Именно этот бренд рома упоминается в первом записанном рецепте Мохито. К 20-м годам 20 века коктейль был назван неофициальным национальным напитком Кубы.

Реклама бренда

С 1939 года писатель Эрнест Хемингуэй жил и творил на Кубе. Здесь в 1952 году он написал повесть «Старик и море», за которую позже был удостоен Нобелевской премии. В произведении неоднократно упоминается Hatuey — наиболее известное кубинское пиво. Варилось оно на пивоварне, принадлежащей компании Bacardi.

Как известно, автор отказался от награды Нобелевского комитета в пользу острова Свободы, который вдохновлял его все эти годы. Игнорируя все мероприятия в честь награждения, писатель не смог отказать компании Bacardi, которая закатила вечеринку неподалеку от виллы, где жил автор.

Герои произведений Хемингуэя так же, как и сам писатель, предпочитали пить ром Bacardi. Например, герой романа «Иметь и не иметь» Гарри Морган плавал на своей яхте между Флоридой и Гаваной и с удовольствием употреблял Bacardi Carta Blanca. Бренд упоминается и в романе «По ком звонит колокол». Особое предпочтение Хемингуэй отдавал коктейлю Дайкири.

На протяжении многих лет рекламная кампания Bacardi была выстроена вокруг известных коктейлей. Рекламные плакаты сопровождали слоганы: «Самый продаваемый ром в мире» и «Все нации согласны». В 1956 году компания впервые использовала в рекламе крепких напитков женский образ. Реклама также обещала книгу рецептов, которую можно было заказать по почте. Книга «Новые и простые способы готовить с использованием рома» стала бестселлером.

«Как превратить "Что у нас сегодня на ужин?" в "Вау"»

Когда реклама кулинарной книги появилась на страницах журнала LIFE, миллионы заявок обрушились на офисы Bacardi по всему миру.

Не забывала компания и про социальную ответственность. В начале 30-х годов 20 века в Мексике бренд презентовал программу осведомленности об избыточном потреблении и вождении в нетрезвом виде. Слоган кампании гласил: «Bacardi хочет продать свой товар, но компания не хочет, чтобы вы потратили на него последние деньги». В 70-х годах рекламная кампания продолжилась слоганом «Bacardi можно смешивать с чем угодно, кроме вождения».

Сегодня бренд продвигает кампанию под девизом «Пей ответственно». В рекламной акции «Чемпионы знают меру» приняли участие победитель «Формулы-1» Михаэль Шумахер и легенда тенниса Рафаэль Надаль.

Bacardi и по сей день остаётся крупнейшим в мире производителем рома. За свою почти 155-летнюю историю компания получила более 550 наград за качество и инновационный маркетинг — больше, чем любой другой бренд рома.

Ежегодно продается около 200 млн бутылок рома Bacardi, а оборот составляет $3,3 млрд. Сегодня компания работает в 160 странах, Кубы в этом списке по-прежнему нет.

Бренд успешно представлен во всех сегментах рынка рома: от дешевых «коктейльных» белых ромов до выдержанных. Благодаря широкому ассортименту целевая аудитория компании — все ценители рома и напитков на его основе (продаются готовые коктейли Bacardi Pina Colada и Bacardi Mojito).

По объему продаж и широте ассортимента достойно конкурировать с Bacardi на всем рынке, а не только в отдельных сегментах, может лишь марка Captain Morgan, принадлежащая алкогольному концерну Diageo.

— Юрий Билявец
эксперт
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления