[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Никита Евдокимов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 25, "likes": 22, "favorites": 24, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "24686", "is_wide": "" }
Никита Евдокимов
4 740

«Если вы всё ещё переживаете, попробуйте сами что-нибудь скопировать»

Партнер фонда Kima Ventures о том, почему не стоит бояться воровства идей.

Поделиться

В избранное

В избранном

Жан Рошеброшо, партнер фонда Kima Ventures

Научная фантастика пробуждает в наших умах самые яркие идеи. Но однажды она нас обманула, чрезмерно упростив клонирование: будто для этого требуется всего лишь вытащить фрагмент ДНК и тут же получится точная копия организма.

На самом деле, на выращивание жизнеспособного клона уходит вся жизнь. Однако благодаря научной фантастике страх быть скопированным подобрался слишком близко к зоне комфорта ИТ-предпринимателей.

На прошлой неделе один мой хороший знакомый обратился ко мне за советом: конкуренты скопировали код его стартапа, и он не знал, что делать дальше. Это казалось ему большой проблемой. Но я уже знал, что ему скажу:

«Да, тебя действительно обошли. Тебе кажется, что будущего нет, это неизбежно. Но в чем проблема?»​

Действительно, проблемы нет. Ее и не должно было быть. Но даже если она возникла, у вас есть дела поважнее, чем пытаться предотвратить копирование. Потому что к сожалению, ни ваша идея, ни ваш код не представляют ценности.

«Всё это — копии копий копий»

Помимо мотивации, эта цитата из «Бойцовского клуба» отрывает великую правду. Идеи не появляются и не распространяются в вакууме. Любая идея, которая приходила к вам в голову — это следствие жизненного опыта и оценки других идей.

Чтобы вы ни создавали — «киносервис для собак» (микс Netflix и Barkbox) или Airbnb (маркетплейс для существующей индустрии) — всегда существует ключевая идея, изъезженная вдоль и поперёк.

Это касается не только мира стартапов. Вселенная Гарри Поттера? Всего лишь мономиф Джозефа Кэмпбелла. Похожая концепция лежит в основе «Звездных войн» и «Железного человека».

Комиксы — очень хороший пример для этого утверждения. Вы когда-нибудь слышали о парне в голубом трико с большой красной буквой S на груди? Да, это старый добрый Супермен.

Его неоднократно копировали даже собственные создатели, создав злую версию по имени Ультрамен, а также «борца за Сталина, социализм и интернациональную экспансию, выходца из рабочего класса» по имени Красный Сын.

​Не остались в стороне художники Marvel, придумавшие таких персонажей, как Часовой, Гиперион и Гладиатор. А также художники Icon Comix и Image Comix, нарисовавшие Супериора и Суприма. Список можно продолжать бесконечно. А теперь вопрос: комиксы о каком из этих персонажей продолжают печататься до сих пор​, не менее трех номеров в месяц?

Расставим все точки над i: во вселенной DC всех этих персонажей зовут Супермен

Супермен — это прекрасный пример того, почему два идентичных рецепта никогда не дадут один и тот же продукт. Единственная причина, почему издатели соглашались публиковать все эти комиксы, заключается в том, что все они предлагали альтернативную интерпретацию проверенного сюжета — достаточно интересную, чтобы ненадолго «выстрелить».

Если в мне не верите, попробуйте копировать мотивирующие цитаты из Snapchat или Instagram и публиковать их в Whatsapp.

Природа против воспитания: почему невозможно просто копировать идеи

Еще одна причина, из-за которой копии Супермена никогда не превзойдут оригинал — это срок. Оригинальная серия публикуется с 1933 года, за это время она стала фундаментом для вселенной комиксов. Ее влияние на популярную культуру огромно: смерть Супермена в одном из выпусков 1992 года освещалась во всех главных СМИ.

Как сказал один известный археолог: «Дело не во времени, дело в пробеге». Я уже вижу, как вы начинаете негодовать: «Какое нам дело до Индианы Джонса и Супермена? Уже завтра конкурент выпустит свою копию нашего продукта».

Не паникуйте, просто попробуйте скопировать что-нибудь сами. Чтобы оправдаться перед клиентами, опубликуйте статью в Medium, назвав этот шаг попыткой «начать новую авантюру».

Если уж это могут сделать ваши конкуренты (которые явно не блещут талантами, в отличие от вашей Команды А), то у вас это тем более получится. Вот несколько идей.

Все мы знаем, что любой разработчик со знанием Swift может за неделю сделать клон GPS-локатора Zenly. Только в этом случае в App Store появится очередное приложение для «опустошения аккумулятора с поддержкой карт». Ведь этот разработчик не потратил три года на эксперименты с геолокацией и аппаратной частью iPhone, чтобы создать продукт, который использует GPS, но практически не тратит заряд батареи — в отличие от команды Zenly.

Бытует мнение, что копировать не настолько сложно

К черту мобильные приложения. Можно просто арендовать пару серверов, сделать красивый дизайн и выпустить свой видеосервис YouTubis. Только сперва нужно потратить время и выучить все, что за 12 лет узнала о сжатии и трансляции видео команда YouTube. И тогда можно стать устрашающим конкурентом.

К черту технологии. Обратитесь к инвесторам, закройте сделку и откройте свою компанию по ремонту электроники, вроде Save. Это же не так ​сложно, как транслировать видео, правда? Правда. Только в этом случае необходимо изучить сегмент розничной торговли и разобраться, как превратить локальный бренд в сеть из 168 точек в семи странах.

Нет, все должно быть проще. Просто воспользуйтесь приложением Prestashop, заплатите $10 за домен вроде mercitwohandsy.com и откройте свой интернет-магазин по продаже гигиенических средств вроде Merci Handy. Только для этого придется разобраться в производстве гигиенических средств и почитать исследования о создании необычных ароматов.

Производство — это все равно слишком сложно, я понял. Тогда потесните SoShape на рынке «умной» еды. Для этого всего лишь нужно купить оптовую партию порошка вроде Soylent сойлентов и разобраться с законодательством в сфере розничной торговли продуктами питания.

​Все еще слишком сложно? Хорошо, вернемся к идее с Prestashop. Смените название магазина на что-то в духе AfriKopy и продавайте товары дизайнеров из Африки. Чтобы начать зарабатывать миллионы, вам потребуется быть частью сообщества африканских дизайнеров — как создатели Afrikea.

Людей нельзя скопировать

На тот случай, если вы еще не распродали серверы, взгляните на них напоследок. У вас был хороший проект, и в процессе работы вам наверняка было интересно и весело.

Не менее интересные вещи скрываются в каталоге ​/var/log. Найдите файлы nginx_кое-что.log. Вбейте в консоль wc -l /var/log/nginx_*.log. Увидели число? Это количество посещений с того дня, как ваши разработчики в последний раз чистили логи.

Если вы повнимательнее изучите информацию, то найдете интересные вещи: какие страницы посещали чаще всего, с каких устройств — стационарных или мобильных — и так далее.

Вы только что узнали то, что неизвестно вашим конкурентам: как много посетителей вернутся и заплатят за ваш продукт. Даже если они не заплатят — это все равно самая ценная информация.

Двигайтесь дальше. Врут все, кроме чисел. Остались ли где-то комментарии? Какая-то обратная связь от клиентов? Проанализируйте все данные с помощью алгоритмов — какие части вашего продукта им нравились, а какие — нет? Сопоставьте это с данными о наиболее и наименее посещаемых страницах, и вы узнаете все то, что не узнают конкуренты в ближайшие несколько месяцев.

Едва ли это можно сравнить с ракетостроением или анализом «больших данных»: все расчеты можно сделать автоматически с помощью Google Analytics. Это секретный ингредиент, который превратил вчерашние стартапы в сегодняшних гигантов — пользователи.

Данные о пользователях — это ваша золотая жила. Как думаете, почему «взлетели» Instagram, Whatsapp и Tumbler? Ответ прост — пользователи. Больше пользователей. Еще больше пользователей.

Никто не может превзойти человека, который знает все о своих клиентах

Добиться расположения ваших клиентов тяжелее всего. Вы это прекрасно знаете, потому что потратили несколько месяцев, адаптируя продукт под их потребности и вкусы. Иногда оказывается, что в процессе вам удалось получить немного их любви, а иногда и денег.

Я знаю, что уже завтра конкурент выпустит свой продукт, и он обещает представить функцию, которой у вас нет. Не беспокойтесь — если вы сделали все, как надо — у вас появится туз в рукаве: самая лучшая функция, которая только может быть у продукта на этом рынке.

Вы знаете своих клиентов. ​Теперь двигайтесь дальше по циклу привлечения: пользователи → данные → анализ потребностей пользователей → улучшение UX → больше пользователей → больше данных и так далее.

С этого момента у ваших пользователей будет самый лучший опыт, который только может быть от продукта на этом рынке. Продукт будет адаптирован к их особенным потребностям, о которых вы узнавали на протяжении развития.

И теперь у вас есть нечто оригинальное, что нельзя просто так взять и скопировать. Возьмите образец договора о неразглашении и выбросьте его. Уберите капчу и любые ограничения с публичных страниц кроме тех, которые могут предотвратить самое наглое копирование или DDoS. Если хотите завоевать авторитет среди разработчиков — опубликуйте код вашего продукта на GitHub.

Все равно никто не сможет его скопировать. Вы уникальны не благодаря строчкам кода, магическим формулам или публичным данным. Уникальным вас делает тот путь, который вам пришлось пройти, чтобы создать продукт, и те инсайты, которые получили в процессе. Даже если узнали, какие клиенты не употребляют алкоголь, а какие — пользуются iPhone.

Но если у вас ничего этого нет, если работая над продуктом вы не приобрели уникальный опыт​, если не пробовали узнать пределов рынка, если не пытались позаботиться о пользователях и предложить им лучший опыт, то тогда вас заменит лучшая копия вашего продукта.

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления