[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Дмитрий Кошельник", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0430\u043a\u044d\u0442\u043e\u0431\u044b\u043b\u043e"], "comments": 3, "likes": 18, "favorites": 24, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "24990", "is_wide": "" }
Дмитрий Кошельник
3 429

Финансовая империя Alibaba Group: от одного платёжного сервиса до гиганта китайского рынка

История развития «дочки» корпорации — Ant Financial.

Поделиться

В избранное

В избранном

Создание Alipay

Торговая площадка Alibaba.com начала работать в 1999 году. Несмотря на возникшие на первом этапе существования компании сложности, в 2003 году Джек Ма запустил Taobao — площадку для c2c-торговли.

С этого момента начала формироваться экосистема Alibaba, к которой впоследствии добавился ряд сервисов. Её центром стала платежная система Alipay, появившаяся в 2004 году. Изначально она была посредником между продавцами и покупателями на Taobao. Главным преимуществом Alipay стало условное депонирование: продавец не получает средства от покупателя до тех пор, пока получение заказа не будет подтверждено.

Alipay, несмотря на первоначальную задумку, активно росла и вскоре стала использоваться другими предприятиями. В 2009 году количество зарегистрированных в Alipay пользователей достигло 200 млн. Конечно, успех сервиса был связан не только с функциональностью, но и с популярностью Alibaba. Также на рост повлияли особенности рынка КНР, известного своей закрытостью и огромной потенциальной аудиторией.

К концу 2010 года сервис стал ключевой частью операций Taobao и обрабатывал около 8,5 млн транзакций в день. Стоимость Alipay оценивалась в $1 млрд. В 2011 году Alipay была отделена от Alibaba Group. Её новым владельцем стала китайская национальная компания Zhejiang Alibaba E-Commerce Company. 80% в ней контролировал Джек Ма, а остальную долю — сооснователь Alibaba Cаймон Се.

Джек Ма

В отчете Yahoo говорится, что Alipay была переоформлена под полный контроль китайской национальной компании с целью ускорить процесс получения обязательной нормативной лицензии на ведение платежного бизнеса. В будущем это подтвердилось, Alipay одной из первых получила упомянутую лицензию в 2011 году.

Однако в то время у Джека Ма не заладились взаимоотношения с руководителем Yahoo Кэрол Бартц, а потому вскоре появились слухи, что предприниматель подобным образом провоцирует американскую компанию на продажу доли в Alibaba.

Об отделении Alipay инвесторы узнали только из квартального отчета. Подобная неосведомленность привела к неприятным последствиям. Акции Yahoo в течение двух дней упали на 13% — конгломерат потерял $3 млрд в капитализации.

Джек Ма утверждал, что предпринятые действия относительно Alipay были абсолютно легальными и прозрачными. Alibaba утверждала, что проинформировала Yahoo и Softbank о переводе контрольного пакета Alipay в китайскую собственность в 2009 году. Однако у акционеров и общественности оставалось много вопросов относительно сделки.

Позже стало известно, что продажа была осуществлена двумя транзакциями в 2009 и 2010 году. Общая сумма сделки составила $51 млн. Из-за такой непрозрачной схемы под критику попали и руководство Yahoo, и Джек Ма.

В 2010 году Alipay возглавила Люси Пенг (входит в число влиятельнейших женщин мира по версии Forbes). В 1994 году она окончила Джедзянский университет бизнеса по специальности «Деловое администрирование». Затем пять лет преподавала в Университете экономики и финансов. В 1997 году Пенг вышла замуж за Сана Тонгю — одного из бизнес-партнеров Джека Ма в его первой компании (интернет-справочник китайских организаций China Pages).

В 1999 году Люси Пенг вместе с мужем присоединились к Джеку Ма и вошла в число сооснователей Alibaba. В компании Пенг возглавляла отдел кадров. Джек Ма весьма лестно отзывался о её работе. И когда в 2013 году Джек Ма решил оставить руководство компании, Люси Пенг называли в числе первых кандидатов на его пост.

Люси Пенг

Возглавив Alipay, Люси Пенг быстро доказала, что не только умеет работать с кадрами, но и понимает, как развивать один из наиболее популярных платежных сервисов КНР. Её усилиями количество пользователей Alipay достигло 300 млн.

Создание новых финансовых платформ и сервисов. Развитие Ant Financial в период 2013-2015 годов

В 2013 году Пенг стала директором Alibaba Small and Micro Financial Services Company — дочерней компании конгломерата, в которую, помимо Alipay, постепенно вошел и ряд других финансовых сервисов Alibaba Group. В 2014 году компания сменила название на Ant Financial. Люси Пенг сохранила должность главного исполнительного директора.

Важным элементом развития Ant Financial (как и Alibaba Small and Micro Financial Services Company) cтал запуск новых финансовых платформ и сервисов. Первые шаги в этом направлении были предприняты еще в 2013 году.

Тогда же был запущен мобильный кошелек Alipay Wallet. Одной из отличительных особенностей Alipay Wallet стало использование технологии Sound wave payment. С помощью белого шума, создаваемого телефоном, она позволяет двум находящимся рядом устройствам с установленным Alipay Wallet обмениваться информацией.

Помимо основных функций (оплата покупок, денежные переводы, возмещение средств), в системе предусмотрена оплата коммунальных услуг. С помощью Alipay Wallet можно осуществлять и офлайн-платежи в POS-терминалах.

В 2014 году появилась информация о проекте от разработчиков Alipay Wallet под названием «Больницы будущего». Его планировалось реализовать в три этапа. Первый (продолжительностью в одни-два года) нацелен на помощь больницам в создании мобильных систем, которые позволяли бы в онлайне записаться на прием к врачу, оплатить услуги, пообщаться с медицинским персоналом и ознакомиться с медицинским заключением.

Второй этап (продолжительностью в три-пять лет) заключается в создании медицинской мобильной экосистемы, предоставляющей услуги заполнения и обработки страховых претензий, получения медицинских назначений и так далее. Главная задача — устранить потребность в многочисленных повторных посещениях больницы.

Последний этап (пять-десять лет) заключается в создании организационной платформы, в которой будут использованы возможности Alipay в сфере обработки крупных массивов данных. Планируется, что платформа будет включать в себя открытый API, позволяющий подключиться всем желающим больницам, производителям медицинской техники и другим учреждениям, тесно связанным с медицинской сферой. Предполагается, что частью этого процесса также станет разработка новых стандартов подачи медицинских данных.

В 2013 году была запущена инвестиционная платформа Yu'e Bao. К концу года у неё было уже 30 млн пользователей, а общая сумма привлеченных средств превысила 100 млрд юаней ($14,7 млрд). Платформа объединяет средства пользователей и с помощью компании Tianhong Asset Management инвестирует их в краткосрочные облигации и фонды денежного рынка.

На выходе клиент получает годовую доходность в 5%. В то же время этот показатель относительно депозитов до востребования в банках КНР был законодательно ограничен только 0,35%. Другим преимуществом Yu'e Bao стала бессрочность депозита.

Успешный запуск платформы и выгодность предоставляемых услуг повлекла изменения в китайском банковском секторе, где наметилось снижение количества клиентов, вкладывающих деньги в банковские депозиты. Yu'e Bao стала реальным конкурентом банков.

Клиентами платформы в основном стали люди со средними и низкими доходами, неудовлетворенные депозитными программами. Рост аудитории сервиса повлек волну слухов о том, что правительство КНР запретит Yu'e Bao, но они были опровергнуты.

В 2014 была запущена открытая платформа для инвестиционных и финансовых продуктов и услуг Zhao Cai Bao. Одной из главных особенностей стала открытость для посторонних финансовых учреждений. Zhao Cai Bao в том числе предлагает кредиты для малого и среднего бизнеса, страховых фондов и физических лиц.

Ещё один сервис Ant Financial — Ant Credit. Его функция заключается в предоставлении микрозаймов для малых и микропредприятий. Также в число клиентов Ant Credit входят и индивидуальные интернет-предприниматели.

В период с июля 2013 года по июнь 2014 года Alipay обработала транзакции на сумму в $778 млрд. Большая часть пользователей сервиса зарегистрировалась на нем для того, чтобы совершать покупки на популярных сайтах Alibaba Group.

Расширение количества финансовых платформ, связанных с Alipay, привело к тому, что сервисом заинтересовались не только желающие делать покупки на Alibaba, Taobao и других площадках холдинга, но и те, кто понял широкие возможности, открываемые Ant Financial перед пользователями.

В 2015 году Ant Financial запустила онлайн-банк — MYbank. Его услуги направлены на предоставление кредитов физическим лицам, а также малому и среднему бизнесу. MYbank должен был стимулировать развитие таких компаний. Для Alibaba эта цель выглядела перспективной, учитывая, что часть получивших кредит компаний могла зарегистрироваться на сервисах конгломерата.

К февралю 2016 года MYbank выдал различные кредиты на сумму в 4,5 млрд юаней ($6,6 млрд). Клиентами платформы стали более 800 тысяч малых предприятий, предпринимателей и физических лиц. Однако, по мнению владельца консалтинговой фирмы Kapronasia Shanghai Зенона Капрона, банковский бизнес рос не настолько быстро, как ожидалось на рынке. У людей оказалось не так много стимулов пользоваться MYbank, ведь большая часть необходимых им функций доступна на Yu'e Bao.

Но ещё в октябре 2015 года аналитики из Essence Securities указывали, что реальное назначение MYbank для Ant Financial и Alibaba заключается в том, что он заложит основу финансовой и банковской деятельности в сельских районах КНР.

Продвигать финансовые услуги в деревне непросто: молодые люди редко задерживаются здесь надолго, переезжая в крупные города, а оставшееся население достаточно плохо разбирается в подобных вопросах. Это поставило новую задачу не только перед Ant Financial, но и перед всей Alibaba Group.

Решение было найдено в виде Taobao-деревень — так называются деревни в КНР, в которых соблюдается хотя бы одно из этих условий: наличие не менее 100 интернет-магазинов, как минимум 10% населения занимается онлайн-торговлей, интернет-продажи достигают отметки в 10 млн юаней.

Первые из них появились еще в 2009 году. Предоставляемые MYbank услуги позволили значительно увеличить рост количества Taobao-деревень. В 2017 году их число уже перевалило за тысячу.

Сотрудники интернет-магазина в Taobao-деревне Циньянлю

В 2015 году была запущена система оценки кредитоспособности Sesame Credit. Она помогает определить надежность заемщика, используя особую технологию оценки. Сервис начисляет кредитные балы на основе покупок и поведения пользователей в интернете.

Технический директор Sesame Credit Ли Иньюн рассказал изданию Caixin, что, например, человек, который десять часов в день проводит за видеоиграми, может квалифицироваться как плохой заемщик. В то же время пользователь сети, часто приобретающий подгузники, скорее всего, будет считаться более ответственным.

В 2015 году у Ant Financial было больше 450 млн активных пользователей, при этом 150 млн из них приходилось на аграрные районы КНР. Наиболее популярным сервисом был Alipay, имеющий более 400 млн пользователей.

Аудитория Yu'e Bao достигла 260 млн человек. Другие платформы компании также показывали внушительный рост. Так, Ant Credit и MYbank предоставили 20 млн кредитов малым и микропредприятиям, а также индивидуальным предпринимателям.

Экспансия, приобретения и инвестиции Ant Financial. Дальнейшие планы компании

В 2016 году Джек Ма провел перестановку в руководстве Ant Financial. Новым гендиректором стал Эрик Цзин, а Люси Пенг сохранила должность исполнительного председателя. Главной целью изменений стала подготовка к проведению компанией IPO. Тогда планировалось, что первое публичное размещение пройдет в 2017 году.

Цзин пришел в Alibaba в 2007 году в отдел корпоративных финансов. До этого он успел поработать финансовым директором в Guangzhou Pepsi Cola Beverage. В 2009 году Цзин начал работать в Alipay, где принимал участие в запуске ряда известных продуктов.

Эрик Цзин

Руководство Ant Financial никогда не скрывало, что стремится начать революцию в отрасли финансовых сервисов, используя веб-технологии. Поэтому после запуска вышеописанных сервисов и платформ Ant Financial нацелилась на развитие имеющихся продуктов и приобретение других компаний этого направления. Это вылилось в целую волну поглощений, значительная часть которых пришлась на 2016 и 2017 годы.

Еще в 2015 году Ant нарастила долю в индийской платежной системе Paytm до 40%, а в 2017 году контролировала уже половину компании. Аудитория сервиса достигла 200 млн пользователей, которые производили до 7 млн транзакций в год. В 2017 году Ant заполучила еще 10% компании.

Ant активно инвестировала и в другие платежные сервисы. В 2016 году к их числу примкнула таиландская Ascend Money. Её услугами активно пользуются жители стран Юго-Восточной Азии — Мьянмы, Камбоджи, Таиланда, Филиппин и других.

В 2016 году был анонсирован благотворительный проект Ant Love. Он стал совместной инициативой Ant Financial, China Social Assistance Foundation и нескольких других благотворительных организаций. Ключевой частью проекта стала блокчейн-технология, которую использовали для создания взломоустойчивого реестра пожертвований от пользователей Alipay.

Каждый человек, сделавший пожертвование, может отследить, на что были потрачены его средства. Проект должен поспособствовать возрождению доверия к благотворительным организациям.

​Мы надеемся сделать благотворительность более прозрачной, и технология блокчейн, за счет её децентрализации, идеально для этого подходит.

— Ченг Ли
технический директор Ant Financial

В 2016 году Ant Financial добилась заметного прогресса в мировой экспансии. Руководство компании заключило соглашение с американскими платежными операторами First Data Corporation и Verifone. Это позволило включить Alipay в список способов оплаты в ряде торговых точек в США и Европе.

Благодаря меморандуму с австралийским банком Commonwealth Bank клиенты из этой страны получили возможность оплачивать покупки на AliExpress через Alipay.

В 2017 году компания приобрела одного из крупнейших операторов мобильных платежей Юго-Восточной Азии — HelloPay. В этом же году появилась информация о том, что Ant Financial инвестирует $200 млн в южнокорейский сервис Kakao Pay.

Также компания купила американский сервис MoneyGram, которые занимается трансграничными p2p-переводами. Система переводов MoneyGram включает в себя 2,4 млрд счетов и 350 тысяч терминалов в офлайн-магазинах 200 стран мира.

Сумма сделки составила $880 млн. Также Ant Financial инвестировала в филиппинскую компанию Mynt, контролирующую сервис мобильных платежей Gcash. В сравнении с предыдущими покупками и инвестициями китайской компании у Gcash аудитория небольшая — всего 3 млн пользователей.

Ant совместно с индонезийской медиакомпанией Emtek планирует создать предприятие, которое займется предоставлением финансовых услуг в этой стране. Идея заключается в создании платформы на основе текстового мессенджера от Blackberry — в Индонезии его аудитория составляет 63 млн человек.

Помимо платежных систем, Ant Financial приобретала компании и в других направлениях. Одной из известных покупок 2016 года стал стартап EyeVerify, который занимается разработкой ПО для распознавания пользователя с помощью сканирования сетчатки глаза.

Однако, несмотря на огромное количество приобретений, большая часть из которых приходится на Азию, компания пока не добилась доминирования на мировом уровне. На внутреннем рынке её ключевой сервис Alipay cтолкнулся с жесткой конкуренцией со стороны WeChat Pay.

Начиная с третьего квартала 2013 года, Alipay владел 80% рынка мобильных платежей пять кварталов подряд. Затем его доля начала постепенно снижаться. В четвертом квартале 2016 года в руках Alipay находилось около 54,7% рынка, а у WeChat Pay — 37%. При этом через Alipay проходили транзакции на более крупные суммы, что влияло на общую рыночную долю. Зато у WeChat Pay было почти в два раза больше активных пользователей.

По имеющейся сегодня информации, Alipay существенно увеличила долю и сейчас контролирует 70% рынка мобильных платежей КНР. Платформа Yu'e Bao с активами в $165,6 млрд стала крупнейшим фондом денежного рынка в мире. По мнению партнера 500 Startups Greater China Эдит Йонг, Ant Financial станет самым успешным банком в мире.

Но КНР — специфическая страна, закрытая от остального мира. Местные компании легко достигают крупных успехов за счет внутреннего рынка, но неминуемо сталкиваются с проблемами на мировом уровне из-за растущей конкуренции, особенностей законодательств и других обстоятельств.

К тому же, если Ant Financial всё же станет называться банком, то ей придется столкнуться с выполнением жестких финансовых положений, принятых на международном уровне после кризиса 2008-2009 годов. Скептики считают, что успехи китайских финтех-игроков в основном связаны с несовершенством регуляторной среды в КНР.

В 2017 году Ant Financial продолжила активно расширять свою международную деятельность. Для азиатского рынка интерес представляет выход компании на рынок мобильных платежей Гонконга. Здесь было запущено платежное приложение AlipayHK. Теперь кассирам достаточно отсканировать QR-коды, генерируемые приложением, и деньги будут автоматически вычтены с кошелька пользователя.

AlipayHK способно генерировать QR-коды без подключения к интернету. Пользователи приложения ограничены локальными транзакциями и не могут использовать приложение за пределами Гонконга.

В апреле 2017 года стало известно о выходе компании на российский рынок. Поскольку активная экспансия Alipay связана с ростом количества туристов из КНР, они и станут первыми пользователями сервиса. Партнером Ant Financial стал «Модульбанк», который занялся оснащением нескольких ритейлеров терминалами с функцией приема Alipay.

В 2017 году появилась информация относительно ближайших планов Ant Financial. Они включают в себя увеличение количества пользователей Alipay до 2 млрд в течении десяти лет. По последней информации, в Alipay зарегистрировано больше 450 млн человек. Но большая их часть — это жители КНР.

Помимо достижения мирового лидерства, компания видит цель в использовании современных разработок в области искусственного интеллекта и блокчейна. В июне Ant представила систему распознавания изображений, основанную на машинном обучении, которая должна помочь автостраховщикам быстрее и эффективнее обрабатывать требования по выплате страхового возмещения.

Теперь, если человек попадает в аварию, ему не нужно ждать агента для оценки ущерба автомобиля. Для этого достаточно сделать фотографию и отправить её страховщику. ИИ оценит степень ущерба, стоимость ремонта и перечислит находящиеся рядом автомастерские, а также укажет их разницу в ценах.

Недавно Ant Financial пригласила на должность председателя научного совета профессора университета Беркли Майкла Джордана. Он считается одним из ведущих мировых специалистов в сфере машинного обучения и статистики. Это свидетельствует о наличии в компании глобальных планов в области искусственного интеллекта.

В 2017 году Ant Financial была оценена в $75 млрд. За время существования в число её инвесторов вошли крупнейшие финансовые учреждения КНР. Среди них принадлежащая фонду национального благосостояния China Investment CIC Capital, подконтрольная государственному банку КНР China Construction Bank Corp, инвестиционные компании China Development Bank Capital и Primavera Capital Group, а также ряд крупных страховых компаний.

Ещё одна важная цель китайской компании — проведение IPO. Руководство Ant Financial пока не назвало точную дату первого публичного размещения акций компании. Судя по последней информации, IPO планируется на конец 2018 года или на первую половину 2019 года.

#КакЭтоБыло

Статьи по теме
Феномен Taobao: Как кунг-фу помогло китайцам победить eBay
«Дочка» Alibaba купила американский сервис денежных переводов MoneyGram за $880 млн
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления