Vladimir Zimogorov
6 370

Реалити-шоу «Дорога к IPO» на примере стартапа Meanwhile, часть 10

В десятой части нашего реалити мы расскажем о вирусных проектах для продвижения. Как их придумать, как реализовать, посеять, и что будет на выходе.


Все стартапы можно условно разделить на два типа: первый — ваш проект обслуживает уже существующий рынок с четко обусловленной структурой, ожиданиями и потребностями пользователей, и второй - вы, полностью или частично, создаете новый рынок.

К первому типу относятся такие проекты, как «сайт по покупке авиабилетов» или «приложение для вызова такси». Уже есть рынок с конкретными потребителями/пользователями/клиентами, и вы просто стараетесь его оптимизировать и создать при помощи вашего продукта какую-либо добавленную стоимость.


Ко второму типу относятся продукты, которые принято называть революционными.



У пользователя нет ни ярко выраженной потребности (пока еще!), ни каких-либо ожиданий, рынка или не существует в принципе или он рассматривается под иным углом. В таком варианте прежде чем создать добавленную стоимость, надо сначала создать сам рынок. Идеальный пример - это рынок смартфонов.




...телефон без кнопок — говно, потому что за рулем уже номер на ощупь не наберешь. И эсэмэску не отправишь нормально. Остается надеяться, что производители типа «Гриффина» или «Белкина» уже разрабатывают подключаемую клавиатуру.


- Артемий Лебедев, 2007 год



В тот момент, когда вы создаете новый продукт, практически сразу возникает вопрос, а как привлечь пользователей? И если вы работаете над продуктам первого типа, то обычно этот вопрос решается довольно просто — купить. И пока стоимость покупки пользователя ниже, чем стоимость, за которую вы его потом, пропустив через свой сервис, продадите — вы на коне! У вас даже не возникает вопроса, как эффективно потратить свой бюджет, как найти деньги, как отбить. Все пропорционально и легко.


Совсем иначе выглядит ситуация, если вы создаете продукт второго типа. Рынка пока еще нет, четкого представления о ЦА тоже, не говоря уже о том, что вы не можете четко посчитать, сколько вам принесет пользователь, и, соответственно, максимальную цену, за которую вы его готовы привлечь. И тут на помощь приходят различные вирусные проекты.


Мы тоже попробовали сделать свой.



Мы дети большого города


whatsup

Чем проще для восприятия и красивее ваш вирус, тем выше шансы на виральное распространение. Отличный формат вируса - это различные красочные инфографики и всевозможные эксперименты с картами и bigdata. А если у вашего вируса будет еще и какой-то полезный потенциал, то успех гарантирован. Неисчерпаемый источник вдохновения для вирусов - социальные сети. Можно проанализировать и визуализировать практически любой вопрос.


Так как наше приложение о городе и городской жизни, то мы решили сделать и вирус тематически близким к основному проекту. Идея родилась почти сразу - давайте нанесем на карту все геометки ВК по Москве и наглядно покажем, где в Москве кипит жизнь, а где все тихо. Так как мы за актуальность, то и данные решили брать за последние 24 часа. Ну а выбор ВК тоже был неслучайным — на сегодня это самая популярная российская соцсеть, и столько данных, сколько там нет больше нигде.


Чтоб придать всему этому немножко динамики, мы решили:


а) показывать данные в режиме реального времени


б) красиво анимировать появление новых меток.


breath_anim


Нашим самым большим страхом было, что меток может быть недостаточно, и карта будет выглядеть пустовато, но в итоге оказалось, что за сутки там публикуется порядка 10 тысяч постов, и данных прилично (хотя нет предела совершенству). Вторым страхом было, что так как мы все показываем в реальном времени, то постоянно идут и запросы к АПИ ВК, а на эти запросы существует свой лимит, — но и этот вопрос удалось решить с действительно замечательной техподдержкой ВК, которая научила нас маленькому секрету. На всякий случай под вирус был куплен отдельный сервер и все запросы посылалаются с IP, отличного от основного, на котором у нас висит Meanwhile.


Вирус имеет и достаточно прикладных примений. Так с его помощью можно отслеживать, в каких местах кипит жизнь, а где все тихо. Где москвичи активны в будние дни, а где по выходным? Гуляют ли по новым пешеходным зонам? Ходят на свежезалитый каток? Или всё таки предпочитают проводить время за шопингом в ТЦ? На все эти вопросы теперь можно легко и просто ответить.


Такие исследования можно проводить для практически любого места или события в городе. Открыли, к примеру, новый парк - и тут же в режиме реального времени на основе постов с гео-метками можно отследить, а появляется ли там какая-то активность или открытие вообще никого не заинтересовало. Или столичные власти организовали праздник улицы с фримаркетом, бесплатным чаем и мастер-классами, и тут же вся улица в гео-метках. Ага, значит все прошло, как надо!


Интересно, что Красный Октябрь по популярности не уступает Красной площади, самая любимая улица — Арбат, а пешеходная зона в районе Кузнецкого моста действительно востребована!


map2


Во время запуска вируса главное не забыть, что кроме непосредственного создания, его надо еще и посеять. Оптимально еще на стадии разработки продумать каналы посева и совсем идеально, если ваши каналы бесплатны. Наши каналы были очевидны. Во-первых, техноблоги и паблики, которым будет интересно осветить наш проект с точки зрения взаимодействия с ВК, и во-вторых, городские СМИ, которым интересно осветить наш проект с точки зрения урбанистики.


В первый же день наш проект посетило порядка трех тысяч человек. Первый существенный толчок дала нам ссылка на вирус с пабликов группы Live (Live Express и Live News), которые пишут о ВК и обо всём, что с ним связано (пришло порядка тысячи человек). С ними нас проконсультировали сверху. Чуть позже эстафету подхватил The Village, опубликовав о нас целую статью (порядка 500 переходов). Пару часов спустя статью The Village заметили в Комсомольской правде и, хотя немножко напутали с фактами, но на нас сослались. А сегодня с утра нам пришло письмо от Вечерней Москвы, которые увидели статью о нас на Комсомолке, не могли пройти мимо такого замечательного проекта и тоже уже написали о нас статью. Вирусность налицо! И это мы еще не задействовали основные каналы посева.


Так как аналитика для мобильных приложений в Гугле обновляется чуть ли не раз в сутки и с задержкой в пару дней, сложно пока говорить о том, как вирус сказался на количестве пользователей Meanwhile. Но это мы обязательно наверстаем в следующий раз.


А пока всех приглашаем помедитировать на карту (обязательно дождитесь появления новых меток, реально красиво!): Whatsupmoscow.ru.

#стартапы #реалити_шоу #meanwhile #Владимир_Зимогоров

{ "author_name": "Vladimir Zimogorov", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u0440\u0435\u0430\u043b\u0438\u0442\u0438_\u0448\u043e\u0443","meanwhile","\u0432\u043b\u0430\u0434\u0438\u043c\u0438\u0440_\u0437\u0438\u043c\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0432"], "comments": 0, "likes": 15, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "2548", "is_wide": "1" }

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]