[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0442\u0443\u0440\u0438\u0437\u043c","\u0442\u0440\u0435\u0432\u0435\u043b","\u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","\u0432\u043b\u0430\u0434\u0438\u043c\u0438\u0440_\u043d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u0435\u0432"], "comments": 6, "likes": 23, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "25555", "is_wide": "" }
Редакция vc.ru
5 822

«Врачи, банщики и массажисты сменили гидов, артистов и аниматоров​»

Генеральный продюсер компании «211» Владимир Николаев о том, почему индустрия отдыха в России разворачивается в сторону оздоровительного туризма.

Поделиться

В избранное

В избранном

Владимир Николаев

У меня есть два любимых дня в году: первый — после зимнего сезона, второй — после летнего. В туристическом бизнесе это начало межсезонья. Туры заканчиваются, телефон замолкает, и появляется возможность проанализировать статистику. В один из таких дней я заметил, что 70% наших клиентов уже не так энергичны, а розовый румянец на их щеках сменился бледностью. Большинство заказчиков, которые раньше веселились, пока лампы не перегорят, стали больными и дряхлыми, и характер их отдыха поменялся.

Мы стали чаще брать в туры врачей, банщиков и массажистов, чем гидов, артистов и аниматоров​

Пять-семь лет назад наибольшую прибыль приносили заявки от нефтяников, металлургов и промышленников. Они заказывали яхты, вертолеты, дорогой алкоголь. Теперь им это больше не нужно. Наигрались, повзрослели, да и здоровье перестало позволять. Сейчас самые дорогие путешествия основаны на возможности «подшаманить» здоровье, подышать свежим воздухом, поесть натуральных продуктов, выпить родниковой воды, попариться в бане и полечиться травами. Парадокс, но заказчики остались те же самые.

Сегодня в путешествиях реже встречаются поездки по бездорожью и горные прогулки: больные ноги и спина не позволяют, а в меню не попадают говяжьи стейки в винном соусе и тирамису — поджелудочная и печень уже не те. Ещё год назад я не предполагал, что буду неплохо разбираться в составлении меню для больных диабетом и способах снижения артериального давления.

Сначала всё выглядит как обычная заявка: «У меня с семьей в августе будет десять свободных дней. Хотим сафари по тайге, пару ночевок в палатке, пеший маршрут, костерок, шашлычок». Мы составляем предварительную программу с описанием маршрута и меню, но слышим: «Ого, 70 километров по тайге ехать, у меня спина больная — позвоночник в носки высыпется» или «Ребята, уберите из меню жирное и жареное — врач запретил». После десятка подобных уточнений остаются приемлемы только тёплая постель в гостинице, а в меню — отварная куриная грудка с овощами.

Мы начинаем корректировать программу с учётом комментариев. Сокращаем долгие трансферы, вычёркиваем алкоголь, вредную еду, подбираем самое комфортное место проживания и лучшую технику, с собой берём больше вспомогательного персонала и снаряжения. Но даже если заказчик рассказал о своих болячках, всё равно нужно подать поездку не как лечение, а как путешествие с элементами SPA. Такие люди не привыкли показывать свои слабости — это наиболее сложный момент при организации их отдыха.

Оздоровительный туризм находится на пересечении двух крупных сфер — туризма и велнес-услуг, объём рынка которых оцениваются в $7,2 трлн и $3,7 трлн соответственно. По данным Global Wellness Institute, в 2015 году мировой рынок велнес-туризма вырос до $563 млрд, что составляет 8% от всей индустрии туризма и путешествий. К 2020 году ожидается рост оздоровительного туризма до $808 млрд, то есть более чем на 40%.

Почти треть этого рынка приходится на США ($202 млрд), следом идут Германия ($60,2 млрд) и Франция ($30,2 млрд). Россия занимает место в конце второй десятки по развитию велнес-туризма. С 2013 по 2015 годы доходы российского рынка снизились с $3,81 млрд до $3,5 млрд. Как и во всём мире, это около 8% от всего рынка туризма и путешествий в России, объём которого оценивается Росстатом в $45-50 млрд.

Несмотря на фактический спад к 2015 году, наш рынок оздоровительного туризма всё же вырос: дело только в том, что его рост замаскировали валютные факторы. По данным GWI, с 2013 по 2015 год количество всех велнес-туристов в России увеличилось на 31%: с 10,3 до 13,5 млн. Похожая ситуация и на российским рынке SPA-услуг, только там спад оказался куда существеннее: с $2,9 до $1,9 млрд.

Один из трендов последних лет — оздоровление на природе: сенокос, сауна, хвойный воздух, горы, натуральные продукты. Например, для нас отдельный канал продаж — это баня.

Сегодня оздоровительный банный курс с парильщиком — более востребованная услуга, чем аренда премиум-автомобилей и круизных кораблей

В нашей компании баней занимается мой отец, который парит больше 30 лет: со временем под его вениками членов политбюро ЦК КПСС и совета министров СССР сменили «малиновые пиджаки» и промышленные олигархи. Несмотря на это, до 2015 года я не рассматривал баню как нечто особенное, способное укреплять репутацию фирмы, привлекать новых клиентов и повышать лояльность заказчика.

Два года назад к нам на Байкал приехал служитель одной из старейших церквей в мире. Мой отец и массажист первые несколько дней заводили его в баню под руки. В конце поездки он самостоятельно забрался на трехсотметровую обзорную площадку и на ломаном русском прокричал: «Мне снова восемнадцать!». Пожалуй, в этот момент я понял, что со своими бизнес-джетами и красными дорожками не придавал значения неиссякаемым бизнес-возможностям оздоровительного туризма.

Учитывая мировые тренды, рост интереса к велнес-туризму в России связан ещё и с тем, что нация не становится здоровее. Когда человек болеет, он готов заплатить любые деньги, отказаться от покупки нового автомобиля или iPhone в пользу здоровья.

Три четверти россиян ежегодно приходят к врачу с новой болезнью, и таких людей становится становится больше. Как следует из данных Росстата, за 2000 год список диагнозов расширился у 106,3 из 146,6 млн россиян, а за 2015 год — уже у 113,9 из 144,1 млн.

Два года назад каждый третий россиянин впервые обратился к врачу с болезнями органов дыхания, каждый десятый — с травмой и отравлением, каждый двадцатый — с болезнями мочеполовой и костно-мышечной систем, каждый тридцатый — с болезнями пищеварения, кровообращения и глаз, каждый тридцать пятый — с инфекциями и паразитами, каждый семьдесят пятый — с болезнями нервной системы, каждый девяностый — с опухолями.

Вместе с этим растёт и количество самих заболеваний — только с 2010 по 2014 год оно увеличилось с 226,1 до 235 млн. Другими словами, на двух россиян ежегодно приходится более трёх болезней. Я уверен, что реальные показатели намного выше. Радует, что в последнее время развивается мода на спорт, натуральные продукты, правильный режим.

Россияне начинают понимать, что их капитал — это не деньги, а здоровье. На этом и зарабатывает индустрия «здорового» туризма во всём мире. ​

Например, из отчета Global Wellness Institute следует, что в среднем «домашний» велнес-турист тратит в два с половиной раза больше, чем обычный. Эта закономерность справедлива и для путешествующих иностранцев, только траты такого туриста всего на 61% выше.

За последние 15 лет россияне привыкли отдыхать и восстанавливаться на иностранных курортах: так было дешевле. Часто путешествие по стране обходилось дороже, чем поездка за рубеж. Однако валютный кризис и политическая обстановка ударили по многим путешественникам — они стали чаще выбирать отдых в пределах страны, из-за чего многим турфирмам пришлось перестроиться. Поэтому особенно важно знать, что индустрия «здорового» туризма в России может предложить тем, у кого каждый день болит что-то новое, и тем, кто просто следит за собой.

В авангарде оздоровительного туризма в России — термальные и минеральные источники, которые ценятся и за рубежом. По данным GWI, в 2015 году доходы российского рынка источников достигли $3 млрд — это четвёртое место в мире и второе в Европе. Нас опережают только Китай — $15,7 млрд, Япония — $12,5 млрд и Германия — $6,8 млрд.

В отличие от других стран в России рядом с источниками и лечебными грязями обычно располагаются санатории, профилактории и лечебные пансионаты — эти рынки пересекаются. По данным Росстата, за последние пять лет объём санаторно-оздоровительных услуг вырос почти на 60% (с 75 до 120 млрд рублей) и теперь составляет около $1,8 млрд. Однако о процветании «здравниц» не может быть и речи.

Сейчас в российских санаторно-курортных учреждениях ежегодно отдыхают 5-6 млн человек — это в десять раз меньше, чем в лучшие советские годы. Но когда распался СССР, поток отдыхающих в санаториях и пансионатах резко сократился — профсоюзы больше не оплачивали путевки, а у населения не было денег. Со временем из-за низкой маржинальности эти учреждения пришли в упадок, часть из них вовсе закрылась.

В наследство от этих времен нам остались аварийный номерной фонд, устаревшее оборудование, неразвитость инфраструктуры и дефицит квалифицированных кадров. За последние два десятилетия за границей россияне привыкли к качественному отдыху, а в собственной стране, кроме руин и дураков, для них ничего нет. Иногда наши организации предлагают такое лечение, что лучше бы не начинали.

#Колонка #Туризм #тревел #путешествия #владимир_николаев

Статьи по теме
Семь признаков некомпетентного организатора премиум-туров
«Давайте построим город на Байкале»: российский предприниматель о сложностях российского туризма
«Туризм как нефть, только не кончается»
Миллионы на подогретом вине
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления