[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Konstantin Panphilov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 8, "likes": 14, "favorites": 19, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "25917" }
Konstantin Panphilov
2 757

«Убедись, что твоя машина готова к гонке»

Предприниматель Шиваль Гупта в статье на Hackernoon рассказал о провале своего стартапа и совершенных ошибках.

Поделиться

В избранное

В избранном

Месяц назад все мои убеждения перевернулись с ног на голову: я осознал, что совершил одну из самых больших ошибок в своей жизни. Такие размышления посещают нас редко, но остаются навсегда.

Убедись, что твоя машина готова к гонке. Этот замечательный совет дал мне Виджей Энанд из The Startup Centre, когда я только начинал работать над Zeading. Тогда я не придал значения этой фразе и, что ещё хуже, совершенно ее не понял. К тому времени у меня уже был неудачный опыт запуска стартапа, и мне казалось, что я узнал главные ошибки предпринимателей и смогу их избежать.

Как же я ошибался.

Не думайте, что пришли к успеху

Проект Zeading должен быть стать платформой для блогеров, призванной заменить традиционное чтение. Ее главной особенностью стал режим «Дзен»: я написал код на Javascript, который конвертировал текстовые статьи в анимированный интерфейс наподобие видеоплеера. С помощью синтеза речи SpeechSynthesis API в HTML5 мы добавили поддержку озвучки, чтобы система читала текст вслух и погружала слушателей в историю. На этапе бета-тестирования нам удалось удивить пользователей и получить множество положительных отзывов.

​Восторженные отзывы пользователей

В наши амбициозные планы входило превратить Zeading в Youtube для текстов. Эта цель была связана с моей собственной проблемой. Я страдаю от амблиопии, редкого заболевания, при котором один глаз видит темнее другого. Мои глаза очень быстро устают, и когда я пытаюсь что-то прочитать на экране, то сразу начинает болеть голова.

Поэтому я придумал видеотекстовый интерфейс, который избавляет глаза от напряжения и погружает в текстовый контент, читая его с экрана. Когда мы создали Zeading и получили обнадеживающие отзывы, настало время зарабатывать.

По крайней мере, так я думал.

Режим «Дзен» в Zeading  —  воспроизведение историй, как в видео

Запуск стартапа прошел сказочно. В первый же день в системе зарегистрировались 100 пользователей, в следующие 30 дней их стало больше трёх тысяч, а на 31-й день число выросло до четырёх тысяч. Вся команда сияла от счастья. На Zeading постоянно публиковался новый контент, а самые первые пользователи поддерживали нас и воодушевляли.

Наша первая версия отвечала почти всем канонам успешного продукта. За 30 дней после запуска мы успели заручиться поддержкой лидеров мнений и начали расширять присутствие в соцсетях. Еще нам помогало много опытных профессионалов, которые время от времени давали свои консультации и делились советами.

«Сказочный» запуск нашего стартапа.

Тогда это было похоже на праздничную сцену с шампанским из фильма «Социальная сеть» у меня дома, где располагалась штаб-квартира нашей маленькой компании. Мы были абсолютно уверены, что в этот момент ничего не может пойти не так.

Но всё пошло не так.

Знайте свой рынок

Нельзя сделать продукт и думать, что рынок сам под него подстроится. Прошу прощения, если разрушил ваши представления, но мир устроен именно так. Прежде чем создавать продукт, нужно изучить потребности и мнения клиентов, а не предлагать им что-то, руководствуясь собственными догадками.

Вот что мы узнали на собственном опыте:

  1. ​Если вы не изучили потребности клиентов или у вас нет измеримых данных о существовании проблемы, которую вашему продукту нужно решать, то клиентов не будет.
  2. Если ваш рынок совсем небольшой или у вас нет представления о том, как опередить конкурентов, то модель «продукт-рынок» работать не будет.
  3. Если вы едва удерживаете клиентов и у вас нет работающей модели выхода на новые рынки, то можете навсегда забыть о развитии.
  4. Если члены команды работают на основной работе и не уделяют все свое время стартапу, то даже небольшой рост станет непосильной задачей.
  5. Если реклама — главный план получения прибыли, то вы уже эпично облажались.

Модель «продукт-рынок» — это, по сути, взаимозависимые отношения продукта и его пользователей. Ваш продукт приносит пользу, а они за ней возвращаются.

Даже самая вирусная история на нашей платформе собирала всего 60 тысяч просмотров. Понятное дело, что мы ничего с этого не зарабатывали.

Без основной метрики проект обречен

Мы изучали все метрики, кроме самой главной. Из-за нашей глупости и неопытности мы анализировали все, что было в Google Analytics и базе данных: отказы, количество активных пользователей в день, регистрации, публикации, лайки, комментарии, охват аудитории Facebook и прочую чушь.

Если бы мы сосредоточились на трафике с просмотрами страниц, то могли бы улучшить нашу бизнес-модель и оптимизировать платформу для монетизации. Если бы мы изучали вовлечение, то могли бы продвигать себя как сообщество. Если бы мы сфокусировались на нашей главной и самой популярной функции, то смогли бы вырваться за рамки платформы для блогеров и стать более эффективным и полезным ресурсом.

Выбор правильной метрики станет вашим самым важным бизнес-решением. Она будет формировать продукт, деятельность и культуру стартапа.

В итоге наш проект прервал свой стремительный рост, и нам оставалось только наблюдать за тем, как он летел вниз со скоростью метеорита.

Гадкое чувство.

К чёрту интуицию. Серьёзно.

Интуиция без опыта — источник всех бед. У Стива Джобса была отличная интуиция, потому что он был экспертом в своем деле. Вы еще не эксперт. Ваши знания как минимум разрознены, а понимание рынка фрагментировано и складывается из предубеждений и второстепенной информации. Вам нельзя использовать интуицию, пока вы не достигнете такого уровня в своей области, когда сможете рассказать всё о ней любому человеку за минуту.

Это может звучать противоречиво, но стартапы в основном строятся на интуиции. Единственные проверенные способы создания успешного продукта или бизнеса — заниматься тем, что кто-то уже сделал или путем проб и ошибок искать что-то действительно уникальное. Но как вы будете решать, что именно пробовать? Конечно, с помощью интуиции.

А если интуиция вас подведет? Вы будете тратить все свои ресурсы на нелогичные попытки. Хуже того, некоторые из них могут быть положительными, но в то же время неправильными. Например, когда мы расположили режим «Дзен» перед текстом статьи, наш показатель отказов упал с 80% до 4%.

Раньше нам было наплевать на эту метрику, потому что у вирусного контента почти всегда высокий показатель отказов. Но из-за такого огромного снижения мы начали вкладывать ресурсы для встраивания «Дзена» на сторонних сайтах. Эти усилия никак не окупились и добавили только новых проблем.

Доверяйте интуиции только в том случае, если она вас почти никогда не подводит

Если у вас за плечами богатый опыт, то он направляет мысли в верное русло, и интуиции часто можно верить.

Мой друг и эксперт в области роста Мисбах Ашраф посоветовал мне отыскать 100 самых преданных поклонников моего продукта, прежде чем делать что-либо еще. Но мы не знали главную метрику, поэтому начали выбирать суперфанов по интуиции. В нашем подходе к отбору не было никакой аналитической основы, а только излишняя самоуверенность.

Сейчас мне неприятно об этом писать, но это правда. Да, вот такие мы были идиоты.

Из соли и воды моря не сотворить

Возможно, для создания и продвижения нашего стартапа были способы и получше. Мне хочется верить, что где-то в параллельной вселенной мы все-таки не попались на эти кажущиеся теперь очевидными ловушки, расставленные нашими собственными предрассудками. Иногда мы терпим неудачу из-за сомнений, а иногда из-за излишней уверенности в себе.

Есть древняя индийская пословица: «naach na jaane, aangan tedha», которая в дословном переводе звучит: «Не вини пол в том, что не умеешь танцевать». Очень жаль, что история нашего стартапа закончилась, но чем глубже я анализирую действия, тем больше понимаю, что незнание рынка и неосведомленное принятие решений были главными причинами нашего провала.

Мы проработали над Zeading около года, и этот проект стал частью эмоционального застоя в моей однообразной жизни. Закрывать стартап было невероятно тяжело: мне потребовалась целая неделя, чтобы написать объявление на Facebook нашим пользователям. Очень сложно говорить знакомым людям, что потерпел неудачу.

Как всё это меня изменило? Я стал больше ценить личное время, так как раньше стартап и основная работа занимали каждую свободную минуту. Я начал больше читать, чтобы заполнить пробелы в знаниях, стал чаще принимать и исправлять собственные недостатки в качестве лидера, разработчика и предпринимателя. Я уверен, что это временная неудача, а опыт, который я получил, поможет мне вернуться к тому, что действительно нравится — делать потрясающие вещи.

Перевод выполнил руководитель проектов и переводчик из команде Wordbrite Александр Слыжов

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления