[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "disable": true, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Vladislava Rakhmanova", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 33, "likes": 20, "favorites": 46, "is_advertisement": false, "section_name": "default" }
Vladislava Rakhmanova
2 839

Рассчитать чистую прибыль компании — советы финансового консультанта

Сооснователь бюро «Нескучные финансы» Александр Афанасьев о том, какие показатели нужно учесть для получения корректного результата.

Поделиться

В избранное

В избранном

Александр Афанасьев

По нашим наблюдениям, 90% предпринимателей думают, что умеют считать прибыль. На самом деле её не умеют считать ни небольшие стартапы, ни компании с оборотом в 60 млн в год. Все делают вид, что считают правильно, а на деле — бардак.

Обычно считают так: сколько денег пришло минус расходы, а всё, что осталось, — и есть прибыль компании. Потом бах — и кассовый разрыв. Значит, не всё так просто.

Перед тем, как считать, уясните: если в кассе много денег — это ещё не значит, что бизнес прибыльный​

Если у компании много денег на счёте или в кассе, она может быть убыточной. Так бывает, когда вы получили предоплату за несколько проектов, а услугу ещё не предоставили. Фактически вы просто храните деньги клиента на своем счёте, но вашими они станут только после подписания актов за выполненные работы.

Бизнес — это про обязательства, а не про деньги. Приведу пример.

​Вы — руководитель веб-студии, которой заказали сайт за 100 тысяч рублей. Теперь у вас обязательство перед клиентом сделать сайт, а у клиента — заплатить деньги за работу. Сайт вы спроектировали сами, а дизайн отдали делать фрилансеру за 30 тысяч рублей. Соответственно, теперь у него обязательство сделать вам дизайн сайта, а у вас — заплатить за труд.

По завершении проекта клиент должен вам 100 тысяч рублей. При этом не важно, внёс он предоплату или оплатит всю сумму после принятых работ. Деньги клиента теперь — ваши деньги. Подписываем акты и выставляем счёт. Если работали по предоплате, присваиваем авансовые деньги себе. Сделка закрыта.

Из этого всего вытекает истина: прибыльный бизнес — это когда вам должны больше, чем вы.

Отчёт о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках (ОПИУ или PNL) показывает, зарабатывает бизнес или нет. Обычно его составляют на месяц, квартал, год. В классическом варианте отчет выглядит так:

1. Считаем выручку

Главное — помнить, что выручка не равна деньгам в кассе. Выручка — это деньги, которые клиент должен за то, что вы для него сделали: отгрузили товар, разработали сайт, продали ошейник для сиамского кота. И не важно, получили вы оплату или нет, выручка — это про обязательства.

Выручка = количество исполненных сделок за период * средний чек этих сделок

Настя производит косметику. По оптовому заказу она отгрузила товара на 500 тысяч рублей, но клиент за него заплатит только через 30 дней. Настя может не волноваться, потому что на руках есть накладная, а сделка закреплена договором. Она выполнила обязательства и уже сейчас вправе считать 500 тысяч рублей своей выручкой.

Я — финансовый консультант. У меня заказали постановку управленческого учёта. До начала работ клиент заплатил за услугу всю сумму — 300 тысяч рублей. Рано радоваться, эти деньги ещё не мои.

Мне понадобится три месяца, чтобы внедрить учёт. Поэтому предоплату, которую внёс клиент, признать выручкой нельзя. Можно будет лишь тогда, когда работа будет выполнена и мы подпишем акты. А пока я только храню деньги клиента на своём счёте.

2. Операционные расходы

Операционные расходы — все расходы компании, помимо вложений на развитие и прибыли (дивидендов) собственника. Например, закупка товара, зарплаты, аренда.

Разобьём расходы на постоянные и переменные. Постоянные — это то, за что мы платим каждый месяц: аренда офиса, интернет, канцтовары, фиксированная зарплата бухгалтера. При этом не имеет значения, растёт выручка или нет. И в этом, и в следующем месяце мы израсходуем примерно одну и ту же сумму.

Переменные — это расходы, которые меняются вместе с выручкой. Например, отгрузили товара на 300 тысяч рублей — себестоимость 200 тысяч рублей, на миллион — себестоимость 700 тысяч. То же с зарплатой менеджера по продажам. Продал — сделал выручку, не продал — не сделал. И те, и другие расходы идут в отчёт.

Пример из жизни. Вы поехали на машине из Челябинска в Екатеринбург. На 205 км заправились на тысячу рублей. На дорогу ушло 3/4 бензина, в пересчёте на деньги — 672 рубля. Их и заносим в отчёт ОПИУ. Однако не путайте с фактическими расходами. На деле вы потратили тысячу рублей на заправке. Эта сумма идёт в отчёт о движении денежных средств.

Пример для бизнеса. Вы платите за аренду склада 100 тысяч рублей в месяц, но тут решили три месяца не платить. Это ваше право, но в отчет ОПИУ вы всё равно запишите расход на 100 тысяч рублей за каждый из этих месяцев. Хоть вы и не платите, но продолжаете пользоваться складом, а значит, получаете от него выгоду. Поэтому так или иначе обязаны заплатить — если не сейчас, то позже.

Пример с зарплатой. В середине мая вы выдавали зарплаты за апрель. Насчитали 200 тысяч рублей и выплатили их 15 мая. Сумма в 200 тысяч рублей пойдет в отчёт за апрель, а не за май. А за май вы посчитаете уже в июне.

Какие расходы не идут в отчёт о прибылях и убытках

  • ​Инвестиционные расходы. Мебель в офис, оборудование для производства, рабочие автомобили, здания — всё то, что будет нести пользу бизнесу долгий срок.
  • Выплата дивидендов. Чистая прибыль, которую выводит для себя собственник бизнеса, в отчет ОПИУ не идёт. Это уже финансовая деятельность компании, а не операционная.

3. EBITDA — мощность бизнеса

EBITDA (earning before interest taxes depreciation amortization) — это прибыль бизнеса без учёта налогов, процентов по кредитам и амортизации.

EBITDA = выручка − операционные расходы

EBITDA показывает, может ли бизнес в принципе зарабатывать. Если показатель положительный, то всё хорошо. Но если нулевой или отрицательный — то собственник не сможет выводить деньги, потому что, скорее всего, компания работает в минус. Новички думают, что считают прибыль, но на самом деле это — EBITDA.

4. Учитываем кредиты, налоги и амортизацию

Кредит состоит из двух частей: тело кредита и процент за обслуживание. Если вы взяли 700 тысяч рублей в банке под 18% годовых, то начальные 700 тысяч рублей — это тело кредита, а 18%, которые вы платите сверху, — процент за обслуживание.

  • В отчёт записываете только процент за обслуживание кредита. Если ежемесячный платеж — 68,8 тысяч рублей, то из них тело кредита — 56,4 тысячи рублей, а процент за обслуживание — 12,4 тысячи рублей. 12,4 тысячи заносим в отчёт ОПИУ.​

  • Налоги учитываем те, которые вы платите государству. Сумма зависит от того, какая у вас система налогообложения: традиционная, упрощенная, ЕНВД или ЕСХН. Налоги с зарплаты сотрудников — это операционные расходы, их тоже нужно внести в отчёт. Отчёт составляется без учета налога на добавленную стоимость, поэтому что НДС — это деньги государства, и он не влияет на прибыль и убытки компании.

  • Амортизация. Допустим, вы купили холодильник за 100 тысяч рублей. Средства вы фактически потратили, поэтому в отчёт о движении денег заносите расход на эту сумму. Если же вы запишите расход на всю сумму в прибыли и убытки, чистая прибыль компании резко упадёт, а отчёт покажет, что у компании прибыли меньше на 100 тысяч рублей.

Чтобы этого не произошло, нужно равномерно распределить расход на всё время, пока холодильник будет нести пользу — например, три года. Разделим 100 тысяч рублей на 36 месяцев и каждый месяц будем записывать в ОПИУ расход на 2 777 рублей.

А чтобы через три года у вас были деньги на новый холодильник, планируйте в уме расход на эту сумму. Если не умеете планировать, откладывайте деньги равными долями.

5. Чистая прибыль

Итак, мы посчитали прибыль. Учли выручку, операционные расходы, кредиты, налоги и амортизацию. Соберём все данные в одну формулу:

Чистая прибыль = выручка – расходы − налоги − кредиты − амортизация

Теперь у вас есть ответ на главный вопрос — сколько заработала компания.

Что ещё важно знать о прибыли

Отчет ОПИУ, который мы составили, показал, сколько компания заработала. Но этого недостаточно для принятия управленческих решений. Нужно ещё знать, сколько денег есть на счетах, — а это уже про отчёт о движении денежных средств (ДДС). Ещё бывает так, что прибыль по ОПИУ есть, а денег на счету — нет. Возможно, эти средства «спрятаны» в дебиторской задолженности или запасах. Понять точно, куда делись деньги, поможет третий отчёт — баланс.

#Колонка

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления