«Яндекс.Маркет» ставит под угрозу и закрытие пунктов выдачи — обращение

К «Яндексу» обращается инициативная группа от имени сообщества «Яндекс.Маркет» (БПВЗ). Мы представляем интересы сотен предпринимателей — ваших официальных партнёров.

С вашей помощью мы создали тысячи рабочих мест в период пандемии – когда многие лишились работы. Мы помогли десяткам (а возможно сотням) тысяч людей снизить вероятность заболеть коронавирусом, ведь теперь им нужно намного реже ходить в большие магазины и подвергаться риску.

Сегодня более 96% сети БПВЗ Яндекс.Маркет находится под угрозой закрытия, а индивидуальные предприниматели – потери вложенных средств и возможно банкротства. Это данные опроса более 520 человек, участников сообщества владельцев БПВЗ.

16 июля 2021 г. компанией Яндекс.Маркет было объявлено о катастрофических изменениях в оферте для своих партнёров, открывших брендированные пункты выдачи заказов (далее Изменения), которые должны вступить в силу с 01 августа 2021 г.

1. Мы видим такой контекст

1.1. Яндекс – уважаемая компания, которую считают русским Google. Ей доверяют.

Яндекс.Маркет – молодой, но перспективный игрок на рынке маркетплейсов, начал создавать свою сеть БПВЗ в конце 2020 года. Наибольший прирост новых БПВЗ был с января по май 2021, а в регионах – с апреля. При этом ключевые игроки (Озон, Wildberries) работают уже больше 10 лет.

12 октября 2020 г. Яндекс.Маркет объявил планы по созданию сети из 8-10 тысяч БПВЗ согласно Вашей стратегии до 2023 года (то есть за 2 года).

16 февраля 2021 г. Яндекс объявил планы по инвестициям в Яндекс.Маркет (а также Лавку и Еду) на 2021 год. Было запланировано 400-500 миллионов долларов инвестиций в течение года (29-36 миллиардов рублей).

В этот же день было объявлено, что компания Яндекс получила чистую прибыль в 24 миллиарда рублей в 2020 году (+24% год к году). Результаты превысили прогнозы. Таким образом мы считаем, что у компании Яндекс достаточно ресурсов для реализации своих планов.

За 2020 год оборот Озон вырос на 144% до 197 миллиардов рублей, а Wildberries на 96% до 413 миллиардов. То есть данный сегмент бурно развивается. Источник:

1.2. В интервью от 13 мая 2021 года Иван Задохин (Руководитель доставки Яндекс.Маркет) сообщил среди прочего:

- Яндекс.Маркет планирует увеличить число БПВЗ в несколько раз до конца года (с 2000 шт)

- Яндекс.Маркет сфокусирован на том, чтобы открывать БПВЗ было прибыльным делом

- будут введены дополнительные механизмы, чтобы БПВЗ хорошо зарабатывали

Бизнес опирался на эту информацию при решении стать партнёрами и открывать БПВЗ.

2. Актуальная сеть БПВЗ

На данный момент принятие заявок на открытие новых БПВЗ остановлено. Заявки по большинству регионов не принимают с 28 мая 2021 г.

С ноября 2020 по июль 2021 было открыто и сейчас действует 1979 БПВЗ (из них 443 в Москве) и 2220 постаматов, если верить Яндекс.Картам. Для сравнения у Озона 1346 БПВЗ только в Москве. То есть сеть далека от охвата рынка.

При этом завершаются ремонты помещений в соответствии со строгими требованиями брендбука. Часть БПВЗ открылась в мае-июле и только начала зарабатывать. Им не удалось даже окупить расходы на открытие.

Все помещения, их расположение и выполненный ремонт были предварительно согласованы менеджерами Яндекс.Маркет в индивидуальном порядке.

Также нам известно, что представители Яндекс.Маркет за последние 1,5 месяца провели масштабную проверку открытых БПВЗ. Небольшая часть сети была закрыта за фактическое несоответствие требованиям брендбука и условиям сотрудничества.

3. Действующие меры поддержки

С момента запуска сети БПВЗ Яндекс.Маркетом были объявлены беспрецедентные меры поддержки партнёров, открывающих БПВЗ. Было гарантировано большое число заказов в каждый БПВЗ.

Например, в Москве это 75 заказов в день с вознаграждением 100 рублей за заказ. То есть порядка 225 тысяч рублей в месяц. Этого достаточно для аренды помещений и официального трудоустройства в большинстве районов города.

По дополнительному соглашению с каждым партнёром Яндекс.Маркет гарантировал сохранение этих условий на 1 год с момента подписания договора. А также предоставлял прямую разовую выплату за открытие нового БПВЗ – до 75 тысяч рублей.

Сообщество БПВЗ благодарно за такую финансовую поддержку в непростое время.

Большинство предпринимателей строило свои бизнес-планы исходя из этих данных. При этом все понимали, что поддержка со временем закончится.

С 1 апреля Яндекс.Маркет принудительно перевел всех партнёров на новую Оферту, в которой обязательство сохранения условий было исключено. Но сами условия сохранены с правом их отмены в любой момент. Предупреждение за 15 дней роли не играет.

К этому моменту многие уже открыли БПВЗ или находились в финале процесса подписания договоров аренды по уже согласованным помещениям. А БПВЗ открывавшиеся позднее – полагались на публичную информацию, прежде всего из п. 1.2 выше. Т.к. «наполеоновские» планы просто невозможны без прямой поддержки партнёров.

4. Суть проблемы

4.1. Резкое изменение условий 16 июля 2021 г.

Гарантированные выплаты (меры поддержки) и вознаграждение за открытие нового БПВЗ были заменены на процент от оборота по каждому БПВЗ. При этом базовый процент по Москве – 8.

Да, есть переходный период с повышенной ставкой, но текущий уровень развития маркетплейса не позволяет на это полагаться. У 3 из 4 владельцев БПВЗ оборот пункта выдачи в 4-6 раз ниже порога рентабельности. Подробнее см. п.п. 4.1 и 4.2.

Также теперь владельцы БПВЗ, что посчитают новые условия невыполнимыми и решат закрыть все или часть БПВЗ – обязаны вернуть вознаграждение от Яндекс.Маркета, если проработали менее 6 месяцев.

То есть правила игры были кардинально изменены за 2 недели. И выйти из бизнеса без существенных потерь невозможно.

4.2. Некорректное пояснение позиции Яндекс.Маркет

Пояснение позиции компании и причин Изменений некорректно как по способу извещения, так и по сути.

Сообщили только в официальном телеграм-чате анонсов к вечеру пятницы (по email тишина). Если бы не сознательность активистов сообщества – об этом узнало бы от силы 25% партнеров в ближайшие дни.

В сопроводительном тексте было указано:

«Мы видим, что покупатели все чаще забирают свои покупки через пункты выдачи заказов Яндекс.Маркета. За последние три месяца количество таких заказов увеличилось в 12 раз.

Чтобы поток покупателей в ПВЗ Маркета стал еще больше, мы планируем активнее продвигать формат самовывоза. Например, в приложении Маркета будем рекомендовать покупателям оформить доставку в ПВЗ, а также продолжим напоминать об этом формате через другие сервисы Яндекса (Карты, Навигатор, Лавку).

Чтобы вы могли заработать с каждого заказа ещё больше, с 1 августа мы будем начислять вам до 20% от суммы обработанных заказов вашего пункта вместо прежних гарантированных выплат.

Заработать, как и раньше, можно будет не только на выдаче покупок - вы также будете получать 15 рублей за возврат от клиента и 50 рублей за прием заказа от продавца, если у вас подключена эта функция. Единовременная финансовая помощь, которую получают действующие и новые партнеры на открытие ПВЗ, при этом вырастет до 120 000 рублей в зависимости от региона.

Подробности про новые условия мы выслали вам в личном кабинете»

В данном пояснении не учитывается ряд важных обстоятельств:

1) Эффект низкой базы. Рост в 12 раз от числа 1 будет 12. По такой логике БПВЗ выдававший 1 заказ в день стал выдавать 12. Это по-прежнему мизерная цифра. Более подробно см. п. 4.1 ниже;

2) Выросло число БПВЗ. За эти же 3 месяца;

3) За последний месяц огромное число отмен заказов. Десятки заказов многих БПВЗ имеют статус «отменен маркетплейсом»;

4) Количество выдач заказов на 1 БПВЗ по-прежнему очень маленькое;

5) Обещанные еще в мае меры доп. доходов маломощны. У большинства не работает прием заказов от продавцов (дропшипинг) и инициативно подключить его невозможно. Клиентские возвраты дают мизерные доходы (и их мало);

6) Постаматы и ближайшие мультибренд ПВЗ оттягивают трафик от БПВЗ;

7) Многие клиенты даже при желании не могут сделать заказ в наши БПВЗ. Большинству из них это становится не интересно, и они уходят к конкурентам, тому же Озону.

В данном контексте мы считаем, что менеджеры среднего звена могли дать людям, принимающим решение некорректные данные. И таким образом ввести в заблуждение.

5. Общая ситуация с БПВЗ

5.1. Основные экономические показатели БПВЗ

Расходы на ведение бизнеса БПВЗ (операционные) состоят из:

• аренда коммерческого помещения в локации с достаточным трафиком и/или населением поблизости;

• заработная плата сотрудникам БПВЗ, лично представляющим бренд Яндекса в БПВЗ своим сервисом (30 смен в месяц);

• расходы на выплату налогов, отчислений в ПФР, ФОМС, ФСС за сотрудников (+43%);

• коммунальные и эксплуатационные платежи за помещение (могут идти отдельным договором с собственником);

• расходы за вывеску на фасаде торгового центра (если в ТЦ);

• выплаты налогов ИП или юрлица (от 6%) + ежегодные;

• расходные материалы, сервисы, бухгалтерия, охрана, интернет и тд.

Средняя стоимость аренды в Москве 70-75 тысяч рублей. Санкт-Петербург 40-50 тысяч. Регионы 20-30 тысяч.

Средняя зарплата за 1 смену («на руки») в Москве: 2000-2200. Подмосковье и Петербург 1800-2000. Регионы 1500. Быстрый рост сети БПВЗ также подстегнул эти ставки.

Ориентировочные подсчеты по Москве: 170-180 тысяч

Если взять базовый процент по Москве (8), какой должен быть оборот, чтобы заработать эту сумму и легально работать без убытков?

170/0,08 = 2 125 000 руб (2 миллиона 125 тысяч) если это не ТЦ.

По регионам можно условно поделить на 1,5-2. Но не меньше.

5.2. Результаты опросов

Мы провели ряд быстрых опросов владельцев БПВЗ с 17 по 19 июля 2021 г.

В основном опросе проголосовало более 520 человек – владельцев БПВЗ Яндекс.Маркет. 75% (396 человек) сообщили, что не справятся с работой БПВЗ на процентной ставке в ближайшее время и рассматривают закрытие БПВЗ, только 4% (25 человек) считают, что смогут работать уже сейчас. Ещё 21% (109 человек) сомневаются и планируют действовать по обстановке.

По дополнительным опросам ясны немаловажные детали (участвовало меньше людей).

• 78% владельцев БПВЗ выдавало не более 20 заказов в день в своих лучших БПВЗ. И только 5% больше 70 заказов. При этом владельцы сетей из нескольких БПВЗ сообщали, что основная часть их сети выдает значительно меньше. (опрос 386 человек)

• 39% владельцев БПВЗ создали более 5 рабочих мест каждый, из них 6% трудоустроило свыше 30 человек. По опросу речь идет не менее чем о 1200-1600 рабочих мест у проголосовавших партнёров (опрос 180 человек)

• Оборот 70% владельцев БПВЗ не превысил 400 тысяч рублей за последний месяц по их лучшим пунктам выдачи. Только 6% имело оборот свыше 1 миллиона. (опрос 400 человек). Для перехода к окупаемости нужен рост в несколько раз!

• Доля владельцев БПВЗ из Москвы 29%, ЦФО еще 42%, СЗФО 13%, ЮФО 12%, ПриВО 16%

• 63% владельцев БПВЗ имеет больше 1 пункта выдачи Яндекс.Маркет, 9% свыше 10 пунктов

• у 45% суммарные инвестиции в открытие БПВЗ составили от 300 тысяч рублей до 1 миллиона, а еще у 20% превысили 1 миллион. У 4% превысили 20 миллионов рублей

• у 56% владельцев БПВЗ был опыт в бизнесе. Из них у 36% были свои ПВЗ других сетей (опрос 160 человек)

5.3. Перспективы

По некоторым БПВЗ сети действительно есть заметный рост числа заказов. Хотя это не всегда влияет на оборот.

Мы в инициативной группе сами владеем БПВЗ и понимаем, как это работает. И аккумулируем жалобы от клиентов и мнения других партнёров, владельцев БПВЗ. Клиенты сначала жалуются нам (и мы их тоже спрашиваем) и только в части случаев – в поддержку.

Также мы понимаем, что сеть БПВЗ должна быть оздоровлена и очищена от полностью неэффективных либо мошеннических БПВЗ, которые в принципе не могут прийти к самоокупаемости. Но это не значит, что нужно приносить в жертву большую часть сети БПВЗ.

Считаем, что БПВЗ сети могут начать получать достаточное число заказов к концу осени 2021 – январю 2022 если:

• рекламная кампания будет продолжена;

• логистика и клиентская поддержка будут работать качественно и без существенных перебоев;

• будут устранены недоработки Яндекс.Маркет, причины основных жалоб клиентов (приложение, логистика, массовые отмены заказов самим маркетплейсом);

• будет продолжено и (желательно) ускорено наполнение ассортимента маркетплейса – клиенты жалуются, что нет нужных им товаров;

• будет подключен (и развит) прием заказов от продавцов не менее, чем на 80% БПВЗ;

• будет подключена «доставка по клику за 15 минут» к БПВЗ, вместо пунктов Яндекс.GO и Яндекс.Лавки как минимум при наличии логистической возможности. То есть если в радиусе 15 минут на велосипеде курьер может доехать до клиента от БПВЗ. Даже пешком за это время курьер может пройти не меньше 1 км.

В таком случае сеть должна прийти к самоокупаемости в оперативной перспективе и в 2022 году начать зарабатывать. Относительно положения дел на рынке это будут выдающиеся результаты в данном сегменте. И инвестиции Яндекс.Маркет будут полностью оправданы.

6. Наше предложение

С учетом информации выше, Инициативная группа от сообщества владельцев БПВЗ обращается к вам с просьбой приостановить введение Изменений с 1 августа 2021 г и отказаться от кардинального изменения условий сотрудничества с партнёрами БПВЗ на текущем этапе развития маркетплейса.

Предлагаем Вам рассмотреть возможность изменения условий оферты и привязать их к показателям эффективности всей сети БПВЗ в целом. Например, доходы X процентов БПВЗ не должны упасть ниже Y процентов от состояния до Изменений.

При этом не должны учитываться порядка 10 (или более) процентов экстремальных значений: которые намного больше или меньше среднего значения.

Просим Вас рассмотреть возможность:

• организовать встречу с инициативной группой в ближайшее время для обсуждения сложившейся кризисной ситуации и выхода из неё с наименьшими финансовыми и репутационными потерями для обеих сторон. Также обсудить наиболее наболевшие проблемы;

• в дальнейшем проводить подобные встречи регулярно для получения обратной связи от БПВЗ и клиентов и вычисления проблем, влияющих на эффективность и качество работы маркетплейса в целом;

• разъяснить партнёрам текущего положения дел в данном кризисе, причин и последствий. Желательно провести онлайн-конференцию в ближайшие недели;

• организовать более тесный диалог руководства Яндекс.Маркет с сообществом партнёров БПВЗ. Заблаговременно информировать партнёров по вопросам развития маркетплейса и планируемым изменениям. Вести диалог по возможным последствиям и корректировкам изменений.

С Уважением, партеры Яндекс Маркета

0
206 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артес Фрок

Объясните, как имея ежемесячный минус в 700к пережить 'разъяснения нюансов'?

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Роман Андреев

Спасибо за ответ. Но объясните как имея от 1 до 10 заказов в день выйти хотя бы в ноль по новым условиям? У меня точка имеет общий оборот 204 тыс. руб за месяц (123 заказа, средний чек 1662). Ежемесячные расходы на аренду 25000, зарплату 43000 плюс прочие, коммунальные, налоги = итого выходит 78 000 в месяц. По новым условиям от оборота в 200 тыс. руб. если взять 10%, то я получу выплату в размере 20 тыс. руб., итого уйду в минус на 58 тыс. руб. Я только месяц как открылся и потратил на открытие по брендбуку 280 тыс. руб. Как мне дожить до осеннего предполагаемого увеличения имея убыток 58 тыс. руб. каждый месяц? И это показатели моей лучшей точки, по второй 1-2 заказа в месяц. И кстати работаем месяц, а вывески нам так и не привезли.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Иван Астафьев

Мы открылись около месяца назад на определенных условиях в сотрудничестве с вами и вы меняете условия! 
Исходя из месяца нашей работы, нам понадобится докладывать около 80к в каждый ПВЗ для развития ВАШЕЙ компании.

Мы вам пишем, что даже если сильно захотим то не сможем поддерживать ПВЗ, так, что они под закрытые идут. А вы нам в ответ, – мы расширяем сеть. Расшырятели великие, тысячи человек загнали в долги и просто кинули. Я не понимаю, как этим вообще гордиться в комментарии? Как издевательство звучит. Мы и так знаем, что вы расширились. Мы агенты. Расширились и обосрались.

Это тоже самое если наберу в штат 50 человек, пообещаю им стабильную зарплату, а потом скажу, увы, теперь вы на процентах, но клиентов в компании нет. А потом соберу их всех вместе и буду рассказывать им про рост компании и как аргумент приведу, что мы расширили штат.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Прозоров

Петушиный поступок. Нельзя так на ходу переобуваться.

Даже если вы считаете, что новые условия для партнёров более выгодные — дайте им на определенный срок самим выбрать на каких условиях работать: на старых или на новых.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Денис Демидов

Теперь понятно, почему вы на модели DBS закрыли доставку в пункты самовывоза, чтобы больше заказов было в свои пункты?
Почему бы честно об этом не написать, а не ссать в уши тем, что уже третью неделю специалисты пытаются решить вопрос и все никак?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Маков

Понимаю, что смотрю очень маленькую выборку (я и друзья), картина в целом может отличаться, но подозреваю, что вряд ли сильно. Так вот, с точки зрения нас, как потребителей, проблема вообще ни разу не в ПВЗ, она в том, что у многих опыт с маркетом исключительно негативный. Я зимой сделал у вас заказ, вы не смогли доставить товар в дату, которая была обещана, доставку пришлось переносить, что было очень неудобно. Соответственно второй заказ я сделал, чтобы потратить бонусные баллы от первого, а потом забыл про маркет, как про страшный сон. У друзей ровно то же самое - первые заказы, и перенос доставки, либо вообще отмена заказа, что бывает еще чаще, и, как следствие, решение больше не пользоваться маркетом. Да там даже автор темы про эти отмены пишет, только это не месяц назад началось, а гораздо раньше.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Александр Кутузов

Дано:
Доход
Оборот точки - 700'000руб. *10%(с барского плеча)= 70'000руб "заработка" + какие-то гроши от дропоф и возвратов.
Расходы
Аренда+ ку - 80'000руб
Зарплаты - 51'000руб.
Налоги - 10'000руб.
Камера/охрана/интернет - 5'000руб.
Общ.сумма расходов = 156'000руб.
Итого: 
70'000руб-156'000руб=-86'000руб
Вопрос, каким образом Вы предлагаете работать? Увеличение в 12 раз? Увеличение чего? 

Ответить
Развернуть ветку
Дима Заразза

А классный у вас маркетплейс получился. Там кидают продавцов, покупателей. А теперь ещё и партнёров по ПВЗ кинули) 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry B

Добрый день!

У нас по 4 пвз и по новым условиям доход составит 100 тыс. рублей.
Как вы предлагаете существовать на этих условиях??

Только аренда 4 пвз 200 тыс. Выбранных по вашим требованиям! И это без коммунальных трат.

Ответить
Развернуть ветку
Эскобар Паблович

Сначала увеличьте, протри предлагайте. Что за надежды? Нам так же сотрудникам, арендодателям, и всем объяснить, что потом будет хорошо?Вы сейчас серьезно это пишите?А что мне делать ещё только-только открывшимся пвз? 12 пвз за июнь-июль
Всего 28
Вы обещали условия на 1 год!!! 
Слово будете сдерживать или передумали? 
Мы верили Яндексу, авторитету Яндекса!
Мы последние деньги вложили, кредит брали. 

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Aladyshev

Яндекс вы не туда деньги выделяете. Просто посмотрите на ваши конские ценники на товары, в сравнении с озоном.

Иногда проскакивают акции 4=5, пару раз пользовался и не более. Поштучно все у вас дороже. Откуда возьмутся клиенты? Реклама сейчас мало кого волнует. Народ копейки считает.

Раньше хоть сберспасибо можно было тратить и с ними разосрались.

Поэтому я покупатель теперь не заказываю у вас

Ответить
Развернуть ветку
Фоксик

Интересно, 20 процентов от заказа. Сколько вы с продавца брать планируете? 35? 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Egor Evsikov

Открытие пвз ЯМ - для меня стало первым бизнесовым опытом. Не хотел "Халявных" денег, хотел и хочу действительно делать свой вклад в развитие МП Яндекса. Но с такими цифрами это просто становится невозможным. Даже не знаю, как можно тут выжить.. 
(1 таблица - окупаемость инвестиций по оферте до 01.08.21.
2-таблица - окупаемость инвестиций по новой оферте с 01.08.21). 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Neco Nya

Добрый день. Вам привели сухую статистику на основе опросов, а вы, прости, кормите нас завтраками, мол завтра будет лучше. Где гарантии что будет? За пол года ничерта не изменилось в плане объемов выданных заказов, что мешало раньше вам увеличить это число? Люди будут работать в убыток с августа, а вы нам про какие-то 65 заказов в день. Да не будет такого, это же очевидно.
Почему нельзя было сделать переход на проценты более плавный? Кто вообще так поступает с партнерами?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Бортникова

ИНН 613702217980 ([email protected]) г. Ростов на дону. Разъясните такой нюанс, у меня 3 новых пункта, 2 из них работают месяц и оборот на 2 БПВЗ составляет 500 т.руб. Третий пункт уже 3 недели стоит и ждёт ссылку для активации, как я должна считать его ликвидность, исходя из того, что на него не приходило ни одной посылки? 

Ответить
Развернуть ветку
Нинель Шульженко

Больше месяца сидим без заказов! Какие проценты? Откуда прибыль? Проблему никто не торопится решать!!!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Витаурин

Съебись.

Ответить
Развернуть ветку
Амбиент Музыкантов

Строить свой бизнес на любом сервисе Яндекса - это самоубийство. Иногда отложенное, иногда мгновенное.

Не нойте, предприниматели, бизнесмены, блять, партнёры - Яндексу похуй.

Ответить
Развернуть ветку
CUYS.ru

Яндекс в очередной раз всех наебал. Ахахаха

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Evgeny Shirokov

Как мне сказали в одной компании, ты чё? Не русский? Не патриот что ли?

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Денис Демидов

Они сейчас закрыли продавцам по модели DBS доставку в собственные пункты самовывоза (зачастую СДЕК и PickPoint), видимо хотят таким образом увеличить доставки в свои брендированные пункты за счет нас.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Татьяна Плесецкая

Да ладно вам, это же изначально было очевидно, что условия поменяются. Скоро же вон - высокий сезон, школьники, осень все дела, заказы растут, все не так уж печально.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Uvarov

К сожалению это можно сказать про очень многие молодые компании. По началу надо завоевать рынок, тут тебе и сапорт и скидки и плюшки всякие. Как только рынок взят, идут оптимизации расходов, качество саппорта падает в ноль, сервис говно и т.д. ничего личного просто бизнес

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Костин

блин, ну это же мир бизнеса, как будто Яндекс один такой

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дмитрий Орлов

Да и правильно делает. Какие они предприниматели если они по сути сами ничего не предприняли? Взяли всё готовое, сами ничего не придумали. Вот яндекс - предприниматели, а эти нет.

Ответить
Развернуть ветку
Трейдер мамкин

Я не халявщик, я партнер

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Neco Nya

Хаха, очень в тему))

Ответить
Развернуть ветку
Dektor

Работал в такси Яндекс. Правила меняться часто в обе стороны. Скажу так, если Яндекс бороться за какой-то рынок он платит хорошо, но как только он успокоиться то все, работа за идею. Пример Г. Новосибирск DIDI решил зайти в город, Яндекс поднимает гарантию в день 8800руб. DIDI объявляет что передумал, и гарантия падает до 5600. Разницу почувствуйте.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Тихонов

Так все меняется. И изменение условий было очевидно изначально, давайте понимать , что никакие бизнесы не будут моментально окупаться

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Nikita Storozhuk

Сейчкс скупят по дешевке эти ПВЗ, :) Сами довели до такого состояния, чужими руками, за чужой счёт открылась, запустились.

Ждите следующую серию.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Medvedev

Ага, и купят не все, а только лучшие. И еще вернут себе розданные пакеты помощи. Выгодно сделали тест за счет поверивших им "партнеров".

Яндекс играет максимально жестко и цинично, считая, что обманывать и хитрожопить это выгодная политика.

У директора яндекса в кабинете должна висеть большая вывеска "не нае**шь не проживешь". Айти-жулье.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Boris Volkov

Это же такой тупняк получается :) мне казалось, что ПВЗ открывают уже в каком-нибудь магазинчике. Данный магазинчик приносит прибыль, а дополнительно кассирша еще и заказы выдаёт, что приносит еще небольшой профит. А народ решил построить бизнес на зависимости от Яндекса и назвать это "партнерством". Развитие и будущее такого бизнеса? Открывать точки через каждые 2 метра и жить на комиссии?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ма

Так в этом и есть суть проблемы. Когда Яндексу не хватало точек, он помогал их создавать. Когда их стало много, он помощь урезал.
Ну вот если грубо. В микрорайоне нет точки Яндекса. Люди берут в Озоне.
Яндекс спонсирует точку. С временем, точка выходит на условные 1000 заказов в месяц, ну и зарабатывает  миллион. Потом находится ещё бизнесмен. И открывает ещё одну точку в этой локации. Выдают 500 посылок и получают по пол ляма.
А дальше на сцену выходит Ашот с магазином Офощи - фрукты. И открывает 3 точку, отгородив угол в своей лавочке, причем на деньги Яндекс. И получается у Ашота профит 300.000. А у первый двоих, прибыль ниже себестоимости.
Делее Яндексу не выгодно спонсировать точки в этом районе, он меняет договор. И Яндексу пофиг, что закроются первые точки, Ашот же останется.
Вывод.
Открывать точку, можно только в своем помещении, а ещё лучше в части своего помещения, которое приносит доход.
 Иметь возможность самому стать на выдачу товара.
Варианты с арендой и наемным персоналом, обречены на провал. Рано или поздно точек станет больше.
Единственное, что возможно. Это Ограничивать Яндексу количество точек, на локацию. Но оно ему не надо.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Denis Mingulov
Часть БПВЗ открылась в мае-июле и только начала зарабатывать. Им не удалось даже окупить расходы на открытие.

Это мне больше всего нравится в статье. Думал, уже лет 10 такого мышления нет.
А нет, всё еще настоящий российский "бизнес": расходы должны окупиться сразу же, дальше только чистая прибыль.

Ответить
Развернуть ветку
Уоррен Баффет

И где тут про "сразу же"? Речь о том, что с новой схемой вознаграждения БПВЗ НИКОГДА не сможет вывести в прибыль, т.к. все вознаграждение уйдет на зарплаты, налоги, аренду и коммуналку. Еще и должны останутся.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Cliff Tyndall

78% владельцев БПВЗ выдавало не более 20 заказов в день в своих лучших БПВЗ.

То есть выглядит это так - точка арендована, и на ней работает человек, который выдаёт дай бог 20 заказов за 8 часовую смену (вряд ли смена короче).

Итого получается что в час человек выдаёт 2.5 заказа. 

Я правильно понимаю, что "бизнесмены", которые "держат точки", где вот так вот, на полшишечки, чилит сотрудник, хотят в плюс выйти с первых же дней?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Уоррен Баффет
Яндекс Маркет ставит под угрозу закрытие пунктов выдачи

Т.е. пункты хотели закрываться, а ЯМ не дает?
Можно по-русски написать?

Ответить
Развернуть ветку
Уоррен Баффет
«Яндекс.Маркет» ставит под угрозу и закрытие пунктов выдачи — обращение

Еще лучше. ))) Напишите так - «Яндекс.Маркет» ставит партнерские пункты выдачи под угрозу закрытия

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Graf De Lotarev

Если уж так, идите в суд и оспаривайте изменение условий договора Коллективно (разве вас тысячи)! Далее начинайте трубить по все каналам коммуникации (местные ящики, пресса, блогеры тд), мол Яндекс всех кидает, тут последнии деньги у партеров забирает! Главное это делать систематически, пока сам Яндекс не захочет сесть с вами за стол переговоров! Вы так или иначе латная доля их направления...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Александр Медведь

С Яндексом это не прокатит... Вытрусят как Буратино.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Роман Грицина

Лучше направить энергию в мирное русло, чтобы подняться, своим развитием заниматься имхо. Яндекс сейчас из всех щелей, поднимутся, вырастут, как и озон ранее

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Анатолий Емелин

Коллеги стоимость логистики 10% от суммы заказов ... Это прям не мало. Тут звучали комиссии в 20% ... за выдачу посылки ... Да ладно)))

Это уже не комиссия, а торговая наценка, и ваш бизнес это не выдача заказов, а торговля. Вы думали, что кто-то будет гарантировать вам поток заказов от 100 в день с оборотом от 100 000 рублей, а вы с потока будете забирать себе 10-20%? )))) Чтоб я так жил)))! 

Яндекс внятно сказал 8%  и это нормальная цена за выдачу посылки. Предприниматели, которые торгуют на маркетплейсах не всегда имеют 20%, а у них расходов и рисков больше чем у ПВЗ. У предпринимателя вообще все риски без каких - либо гарантий вообще без гарантий, абсолютно! А тут просто какая-то группа таксистов ... Нам ЯМ генерирует мало заказов ...

Испорчу я себе карму таким комментарием видимо... 

Просто, коллеги важно понять, можно торговать на маркетплейсе смартфонами от 20 тыс рублей, электроинструментами от 5000, то есть компактно и дорого в цене за 1 грамм. А тут решили поконкурировать с супермаркетами торгуя на маркетплейсах FMCG в ценовой категории массмаркет))) Ктовам в потоке с такой структурой заказов сожет гарантировать 20% комиссии? Никто 8% это потолок с таких заказов. И то много. Я в оптовой торговле работал, на табаке торговая наценка была 4.2% ... вся!

Ответить
Развернуть ветку
Владелец ПВЗ
Автор

Так если заказов нет? Пусть дают достойное количество заказов, которые стоят нормально. Приходит в день 5 посылок, в одной туалетная бумага, в другой корм для кошек, подгузники и каша для детей, средняя стоимость товара 200-300₽. И на чем тут зарабатывать? Пусть развивают количество заказов, штук 30-50 в день и то хорошо будет.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Andrey Chuguev

Классика от Яндекса

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

Вы бизнесом занимаетесь или чем? 
Вы условия ОФЕРТЫ читали? Риски приняли на себя? Приняли. ЛПР яндекса принял решение  - не нравится, уходите в с рынка к Озону, Боксбери и прочее. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Артес Фрок

Наверное, потому что он ещё ни разу не вырос. Рост с 1 заказа до 12 - это эффект низкой базы, а не 'рост'. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Борис Васильев

Англичане говорят: чтобы узнать вкус Яндекса (зачеркнуто) пирога, не обязательно весь его съесть.
Отношение Яндекс.Маркета к своим клиентам - лакмусовая бумажка отношения к партнерам: и те и другие его кормят, а отношение на отвяжись ...

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Иванов

Ух как по яндексу прошлись. Немного вам с другой стороны подкину информации. Я продаю на маркете и мне почему то совсем не жаль владельцев пвз. Они почему то забыли, что это такой же бизнес, как и любой другой и нельзя просто сесть на попу и грести бабло, как этого многие хотели.

Я сменил два пункта сдачи по одной простой причине. Они находятся в максимально неудобных местах. Самый первый находился на оживленной улице в офисном центре ещё советской постройки. Парковка на 10 машин, которая конечно всегда забита, все близлижащие дворы больше похожи на гараж. В итоге нужно найти где-нибудь метрах в 200-300 местечко, загрузить все товары на тележку и переть их. В моем случае это около 30-40 кг, часто нужно было в два захода ходить. Чтобы подняться к пвз нужно преодолеть две больших лестницы с кривым пандусом, пробраться с полной тележкой через турникет, такой дурацкий, с тремя палками. Самый прикол в том, что у этого здания есть заезд к пандусу, где все сделано для удобной разгрузки. Но туда нужно сделать пропуск, а владельцы пвз мне пропуск сделать не хотели, просто не хотели даже разбираться, как это делается. Со вторым пвз похожая ситуация. Вот мне интересно, должна же им небольшая копеечка идти за передержку же. Несколько хороших продавцов могут закрыть многие финансовые вопросы банально на объёмах.

Кстати и сам пвз находился не в самом проходимом месте, мягко говоря. Вокруг или дорогое жилье, многие владельцы которого вряд ли вообще подозревают о существовании маркета, или старые дома, где основной кантингент пенсионеры. Метро далеко, проходимых точек нет. Вот каким местом надо думать, чтобы вообще там сделать пвз. Кстати и у меня в районе, где я живу, пвз яндекса находится в самом неудобно месте из всех мп. А вот вб и озон очень даже удобно расположены. Не говоря уже про пятёрку и почту, куда алик брахлошко везёт. Конечно мне проще на другом мп взять, цены более менее одинаковые везде.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

гм, а где богатые люди покупают условный корм для кошек? или кашу Быстров?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Igor Sobolev

Adapt or Die во всей красе. Яндекс коммерческая организация, со своей стратегией развития, зачем им заниматься благотворительностью?

Выживет сильнейший, если точка убыточна- то она не нужна в этом месте.

Если раньше точка в этой локации была одна и получала 100 процентов заказа и была прибыльна, то после открытия второй третьей точки,они все делят по 30+ процентов заказов,соответственно слабый отпадет, сильнейший останется и будет снова получать по 100 процентов заказов, а Яндекс маркету соответственно до звезды, кто останется.

Это рынок, он все порешает. Боль проигравших она понятна, но такое каждый день происходит на просторах нашей необъятной.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий

Типичный Яндекс же. Я хз с чего вы взяли что это уважаемая компания и на основании чего решили связаться с ними. 

Ответить
Развернуть ветку
Макс Шмелев

каждый сам за себя решает как бы. кто-то готов и в минус поработать, чтобы потом раскрутиться. А кто-то сразу соскакивает перед любой трудностью.

Ответить
Развернуть ветку
Serg Sokolov

Уважаемые предприниматели! Вы нужны Яндексу что бы он на Вас зарабатывал. Не проходите мимо.Милости просим. Удивляетесь? ну значит пока мало поработали.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Dragunov

Парни, да вас просто на бутылку посадили ))
"Партнеры" блть, я аж взоржал.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Grankin

о чем думали партнеры открывая ПВЗ в дурацких неликвидных помещениях рядом с существующими совместными пунктами выдачи? Что будет вал заказов?
Думаю, все понимали всю неэффективность и провальность этих понтов(отдельный пункт выдачи вместо совмещенного), что все лажа и просто надеялись что Яндекс оплатит весь праздник. Как минимум ощутили в первый же месяц, что с этим бизнесом у Яндекса что-то не так и там могут передумать жечь деньги.
Наверняка, многие использовали свои помещения и посадили своих родственников, а теперь делают вид, что все в аренде (хотя и такие любители риска, конечно, есть).

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ма

Почему то многим кажется, что если Яндекс заключил с ним партнёрство, то он риски все просчитал, и проходимость и доходность локации, и поэтому с Яндексом Вы точно будете в плюсе.
Конечно хорошо бы так было бы. 
Яндекс при заключении все проверяет и расчитывает. Выносит вердик - точка будет приносить доход или извините в этом месте точка будет прибыльной только при условии своего помещения, а в этом месте открывать пвз нет смысла вообще. Но если вы откроете точку в соседнем районе то мы Вам поможем финансово.

Ответить
Развернуть ветку
Dainex Battle

Полный oxуяндекс🤭

Ответить
Развернуть ветку
Ivan. Zakladka

Яндекс, как Юпи - просто добавь воды(в правила, партнерку и прочее)

Ответить
Развернуть ветку
ArtemRE2

Это же Яндекс. Классика.

Ответить
Развернуть ветку
Egor Evsikov

Я являюсь партнером Яндекс.Маркет. Думаю уже многое сказано и я, пожалуй, оставлю просто 2 таблицы.
1- расчет окупаемости по условиям оферты до 01.08.21
2-расчет окупаемости по новым условиям с 01.08.21

Ответить
Развернуть ветку
Degrelle SS

Ростов-на-Дону.Такси по 100р теперь миф,теперь от 250 и выше так как Яндекс выдавил всех.Яедекс го-сотрудников обирают и чтобы заработать надо вкалывать как проклятый.Познакомился с сервисом Яндекс незадолго до крупномасштабной рекламной компании и сначала всё было хорошо,затем товары подорожали и скидок особо нет.Яндекс не регулирует цены,вчера банка химии стояла за сотню а сегодня продавец поставил тысячу в расчёте что спрос вырастет.Сначала Яндекс создаёт привлекательные условия и зарабатывает,а потом съедает конкурентов и ухудшает условия для всех максимализируя свою прибыль.Сейчас что-то и доставка товаров долгой стала,ну посмотрим.Китайцы и озонисты выросли в разы сильнее Яндекса в этом году,а тема что Яндекс невменяемые началась когда их интернет кошелёк начал брать процент на введение суммы на счёт,лолштоле... Теперь каждый день обновления приложения которые делают его только хуже.Что от них ещё ждать,хотят всех сожрать и начать ад на земле,империалисты туевы!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ма

А сколько такси стоило, до прихода Яндекс?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Анатолий Емелин

Такси не может стоит 100р

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Официальная подписка яндекс.плюс, но теперь уже для предпринимателей 

Ответить
Развернуть ветку
Sergey

Хахаха, Яндекс классика ) Есть еще олды, помнящие ЦОПы РСЯ (профит-партнёрс)?

Ребята усиленно пыхтели, привлекая вебмастеров, как только количество их достигло критической массы, Яндекс резко поменял условия и отказался от ЦОПов (центров обслуживания партнеров) - зачем делить прибыль, если можно не делить.

Теперь также переиграют условия с ПВЗ, статистика собрана, клиентская сеть выросла. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить

Ответить
Развернуть ветку
xxx xxx

Решительно требуем продолжения банкета.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Крянева

Теперь точно заказывать у яндекса не буду.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Никитин

Здравствуйте! Нам похуй. До свидания. Ваш Яндекс.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Жуков

Ну все Яндекс поставил крест на своем развитии в этом рынке поздравляю OZON с победой, причем Яндекс сам себе палки в колеса воткнул.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Khlebosolov

Яндекс воткнул себе палки в колеса во многих местах, в том числе и в товарной матрице ЯМаркета, которая скуднее двух других известных маркетплейсов в несколько раз. Мне даже трудно верить, что над его управлением стоит крупный it представитель России, насколько коряво и неумело все сделано внутри, в том числе, в личном кабинете поставщика. Можно мозг сломать, чтобы им управлять и добавить новый сертифицированный в РФ товар, ведь ЯМаркет просто спустя неделю переводит его в статус «мы пока не планируем добавлять в маркет». Неделю модерация, блин, забавно) Вот и приходится заказывать корм до кошек да туалетную бумагу, потому что больше ничего нет.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Medvedev

Яндекс классическая империя зла.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Орлов

Развивайте свой бизнес, реализуйте свои идеи, думайте своей головой. 

А если вы работаете на другую компанию, используете её брэнд и её  инструменты, так и поинимайте её условия. И ничего жаловаться.

Ответить
Развернуть ветку
Anonymus

А вы реально что ли яндекс маркетом пользуетесь? Я один раз заказал там корм для кота - пришел со стертой маркировкой срока годности. Пишешь это в отзыве, что делает яндекс? Правильно - ничего. С тех пор не вижу смысла что-либо там заказывать.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Прозоров

Я так понял, Яндекс сейчас делает акцент на свои дарксторы и доставляет из них по запросу:

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

да, дико удобно

Ответить
Развернуть ветку
Key Lansky

Заголовок по Фрейду.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Еланкин

Да и подпись тоже по Фрейду:

С Уважением, партеры Яндекс Маркета
Ответить
Развернуть ветку
Andrey

Никогда такого небыло, и вот опять - это про яндекс

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

Официальный ответ Яндекс будет: - "Бе бе бе"

Как будто из истории с таксистами ничего не было понятно.

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Щеглов

Маркет и вкладывается больше других. К тому же там электроники до фига, одна посылка, как несколько озоновских будет. Поэтому лучше не не придираться, а смотреть на реальный ход дел - куда интереснее и продуктивнее. че орать-то просто так

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Наблюдаем падение Империи пвз "Яндекс-Маркетов".

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Петушков

@vc.ru Почему приложение не даёт поставить «минус» Яндексу?
Зачем вы блокируете?

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Aladyshev

Яндекс с такой политикой обдиралова всех работников, партнеров и клиентов ща нахапает баблишка, а вы кредиты потом еще долго платить будете за свои пвз.

А через пару лет появится новый хуямбэкс и обдиралово начнется с нуля

Казалось прибыли миллиардные, а пвз вы сами оплачивайте свои... 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ма

Кто силой заставляет открывать Пвз?
Открывать пвз заставляет зависть и глупость. Увидел как первый открытый пвз зарабатывает, и я так хочу. И пофиг, что точка в этом же доме. А в другую локацию я не пойду, вдруг там не буду покупать.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Митроченков

Все правильно, нужно было открывать монобрендовые пункты дали хорошие условия. Не понятно было, что их изменят? Вон, Мегафон, когда заходил на рынок, такую комиссию дал, что все охуели, на мелкие конференции в Ливан вывозил, а потом, охуели, как изменили условия. А вы правда считаете, что вот эта статья с кучей воды что-то изменит?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Борцов

Яндекс может и неплохие программисты. Но строить бизнес на земле не умеют. Кроме такси, которое число случайно успели занять пока не было конкуренции. Посмотрите на каршеринг - все тачки раздолбанные. Делемобиль отгрызает долю , цены ниже а машины новые и в хорошем состоянии. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ма

Через год, Яндекс спишет свои машины и купить новые, и все поменяется с точность, до наоборот. Или появится новый игрок, типа Сбера, и опустит обоих. Это рынок и конкуренция, и пускай так и будет.

Ответить
Развернуть ветку
Радио МАЯК

опять челобитная, русского Ваню хлебом не корми дай на коленушках с челобитной постоять, яндекс давно уже окуевшаягамноконтора, которой можно всё, патамушта она часть системы электронного концлагеря, если вы этого пока не поняли это не их проблема, поэтому ваш номер 6 и не черикайте, кушайте на здоровье...

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Васильев

в точку!)

Ответить
Развернуть ветку
Фоксик

Какой ремонт в пвз надо делать, что бы потратить 20 млн? 
И как планируется отбивать такую сумму? 

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

это те, кто открыли кучу точек. поскольку одна точка с заработком 30 тыщ - это не бизнес и даже не самозанятость, по московским меркам

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Семёнов

Кто с ящером связался тот будет выть волком . Это касается любой отрасли что этой что такси что рекламы и тд. Эти упыри видимо под крышей каких нибудь насиловиков или шишек в правительстве если их не трогает например антимонопольный комитет ! И эти формулировочки всегда и везде у них одинаковые : чтобы вы больше зарабатывали мы ухудшаем вам условия ))))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ма

Время идёт, все меняется. Придёт время когда, за вывеску Яндекс будут платить. Ну те , кто знают как это монетизировать.
Вот представьте, сейчас над вашим помещением официально висят неоновые буквы-Google или Apple или Amazon. причём за это они заплатили сами.
Яндекс движется в этом направлении, и это надо понимать. Будут убирать слабых, халявщиков. Но будут поддерживать тех, кто может меняться, трансформироваться, подстраиваться, приносить доход корпорации.
Но судя по тому, что на улицах не видно вывесок  гула, яблока и Амазона, наш бизнес не готов играть по правилам корпораций. 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Антон Горчица

Имелось в виду "под угрозу закрытиЯ..."??? Иначе ерунда получается в заголовке 

Ответить
Развернуть ветку
ляг, отдохни

так вообще ж любая компания может поменять условия партнёрства, в целом, это нормальная практика, к этому всегда нужно оставаться готовым и иметь запасной план

Ответить
Развернуть ветку
Ипполит Воробьянинов

А Яндекс слушает да ест

Ответить
Развернуть ветку
Александр lmiol Подаруев

Если Отчёт проведенного опроса всех пвз будет прикреплен - лишним не будет 

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Кононенко

Это ужас 

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Браткова

какая разница откуда заказывать. все равно один китай(((

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Витаурин

Всеми этимивашими(тм) петициями, обращениям, челом-бьем-просьбами и т.п. нидерландская "русская" компания Яндекс вытирает жопу.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Витаурин

А зачем покупать у яндека, когда есть озон, вайлдберриз, асос?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алена Васина

Поддерживаю

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Илья Касимов

Отлично написали, жалко ЯМа Вас не услышала

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Абрамов

Разговоры в пользу бедных

Ответить
Развернуть ветку
Николай Наумов

Yamarket должен умереть.
Заслужил 

Ответить
Развернуть ветку
203 комментария
Раскрывать всегда