[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Alexandra Samuilkina", "author_type": "self", "tags": ["\u0431\u043b\u043e\u043a\u0447\u0435\u0439\u043d"], "comments": 15, "likes": 22, "favorites": 22, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "27269" }
Alexandra Samuilkina
3 180
Блоги

Способы применения блокчейн-технологий для российского бизнеса

Сооснователь блокчейн-платформы Jincor Ваган Абелян о том, как использовать криптовалюты в коммерческих целях.

Поделиться

В избранное

В избранном

Ваган Абелян

Закона, четко разъясняющего правовой статус криптовалют, блокчейн-технологий и ICO, в России не существует — пока законопроект только разрабатывается Госдумой.

Однако это обстоятельство не помешало первому зампреду ЦБ Сергею Швецову недавно назвать криптовалюты и производные от них инструменты негативным явлением для российского финансового рынка и пригрозить, что ЦБ совместно с Генпрокуратурой будет блокировать сайты по продаже криптовалют, которые «вовлекают российских граждан в финансовые пирамиды».

По отношению к бизнесу, который использует в своей деятельности криптовалюты, российские регуляторы настроены не менее враждебно. Ещё в августе 2017 года сотрудники фермерского кооператива LavkaLavka, который с 17 июля 2017 года принимает к оплате биткоины, были вызваны в Лефортовскую межрайонную прокуратуру.

Их попросили дать разъяснения по вопросу приёма криптовалюты. И хотя в итоге прокуратура не выявила никаких нарушений и даже не вынесла официального предупреждения, это событие стало своеобразным сигналом для всего бизнеса: в России биткоинам совсем не рады.

Зачем бизнесу криптовалюты

Есть несколько вариантов использования криптовалют в бизнесе. Во-первых, они могут применяться как средство платежа от физических лиц. Это самый простой и распространенный способ, потому что такие платежи достаточно легко отразить в кассовом учёте и они не требуют дополнительных затрат.

Однако этот вариант по большому счету не несёт в себе прямой выгоды для бизнеса и используется компаниями преимущественно для получения дополнительного пиара. Ведь заголовок в духе «Компания А начала принимать к оплате криптовалюту Б» — до сих пор хороший информационный повод для многих изданий.

Кроме того, владельцы бизнеса могут привлекать дополнительное финансирование при помощи ICO, в ходе которого компания выпускает собственные токены и продаёт их частным инвесторам. С апреля по июнь 2017 года компании по всему миру привлекли таким образом $797 млн.

Механизм уже законодательно регулируется в США: Комиссия по биржам и ценным бумагам США приравняла выпущенные на ICO токены к ценным бумагам в конце июля 2017 года. В России же им активно интересуется прокуратура.

Ещё один способ использовать криптовалюты в бизнесе (и самый многообещающий) — это платежи между юридическими лицами. Именно здесь компании могут получить наибольшую выгоду и даже повысить рентабельность за счет увеличения скорости транзакций. Но в отличие от предыдущих двух способов, с юридической точки зрения тут всё обстоит ещё сложней.

Платежи от физических лиц и ICO

Какого-то единого и постоянно обновляемого списка организаций, принимающих к оплате биткоины, в открытом доступе нет. Но в их числе уже более 100 тысяч компаний по всему миру, включая Microsoft, PayPal и Overstock.

Кроме того, в Японии, где биткоин признан официальным средством платежа, около 260 тысяч торговых точек теперь принимают к оплате биткоины при помощи POS-приложения Mobile Payment for Air Regi, в котором такая функция появилась в июле 2017 года.

В России платежи в криптовалюте не так распространены — по большей части из-за невысокого спроса и сопутствующих правовых рисков. Одной из первых российских офлайн-точек, которые начали принимать биткоин в качестве оплаты, в сентябре 2016 года стала кофейня Headquarters.

Позже биткоины начали принимать к оплате уже упомянутый в начале статьи кооператив LavkaLavka, ресторан Аркадия Новикова Valenok, сеть фитнес-студий NanoFitness (в итоге отказались из-за отсутствия спроса), кальянный клуб LikeShisha и некоторые другие.

С точки зрения российских законов приём «денежных суррогатов», которыми, по мнению ЦБ и Минфина, и являются криптовалюты, запрещён. С другой стороны, есть возможность легко обойти это ограничение, если переводить биткоины и другие криптовалюты в национальную валюту — или «фиат» — в момент совершения оплаты и уже в таком виде вносить деньги в кассу.

Процесс происходит следующим образом: покупатель переводит нужное количество биткоинов на виртуальный кошелёк компании, после чего они автоматически конвертируются в рубли. Сервисов, которые позволяют бизнесу принимать к оплате биткоины, достаточно много — например, Bitpay, Bitaps, Blockchain, Coinbase, Cryptonator.

В той же LavkaLavka конвертацию производят практически вручную: как рассказывал «Ведомостям» создатель сети Борис Акимов, покупатель переводит биткоины на электронный кошелек LavkaLavka, после чего компания проверяет актуальный курс биткоина на сайте blockchain.info, на эту же сумму вносит рубли за покупателя в кассу и пробивает чек.

Таким образом, с юридической (а также налоговой) точки зрения никаких нарушений не возникает, поэтому сотрудники прокуратуры и не смогли ничего предъявить компании.

Немного сложнее дело обстоит с проведением ICO — методом привлечения капитала за криптовалюту. Тут важно показать, что выпускаемые компанией токены не представляют собой денежное средство, а лишь обмениваются на какие-либо услуги — так это становится скорее маркетинговой историей. Сотрудники прокуратуры могут потребовать письменного разъяснения. Хорошие кейсы в этом смысле: «вопперкоины», которые недавно выпустил Burger King, а также «биокоины» от уже упомянутой LavkaLavka.

Межкорпоративные криптовалютные платежи

Если платежи в криптовалюте от физических лиц — это уже достаточно распространенное явление, к тому же их достаточно просто применять с точки зрения налогового и бухгалтерского учета, то с криптовалютными платежами между юридическими лицами дело обстоит прямо противоположным образом, несмотря на то, что они могут принести бизнесу наибольшую выгоду.

Чтобы оценить плюсы использования криптовалют для взаиморасчетов между компаниями, достаточно сравнить скорость проведения транзакций — особенно при международных переводах. Если традиционный банковский перевод в другую страну обычно идёт от нескольких рабочих дней до недели, то криптовалютные платежи, как правило, занимают около десяти-пятнадцати минут и могут совершаться в любое время, без привязки к банковскому дню.

Правда, стоит учитывать, что скорость проведения криптовалютной транзакции сильно зависит от размера комиссии за её подтверждение, которую назначает отправитель. Чем больше комиссия — тем быстрее пройдет платёж.

Скажем, если речь идёт о переводе в биткоинах, важно понимать, что сеть Bitcoin сейчас очень загружена, поэтому для максимально быстрого совершения операции желательно устанавливать комиссию в размере 0,0002 ВТС (около 50 рублей) и более. Если экономить на комиссии, то перевод может занять пару дней, хотя всё равно это во многих случаях быстрее, чем обычный банковский перевод.

Такой способ выгоден для бизнеса, потому что от скорости проведения транзакций зависит выручка компании. С криптовалютными платежами не нужно ждать несколько недель, пока дойдет очередной платеж от контрагента, а значит, можно быстрее пустить эти средства в оборот. За счет этого растет коэффициент оборачиваемости денежных средств, который напрямую влияет на объем выручки и, соответственно, прибыли.

Но здесь есть одно большое препятствие: криптовалютные кошельки анонимны. В случае с платежами от физических лиц это не проблема, потому что компании не обязательно знать личность покупателя, чтобы отразить полученные от него средства в бухгалтерском учете — они просто записываются в категорию «розничный покупатель».

С юридическими лицами совсем другое дело: учёт по каждому контрагенту ведётся отдельно, и все свои расходы организация обязана подтверждать. Компания не может просто взять и перевести другой организации оплату за поставленные товары на какой-то непонятный анонимный кошелек.

Возможное решение

Для того, чтобы криптовалютные платежи между юрлицами стали возможны, достаточно деанонимизировать криптовалютные кошельки. В таком случае принадлежность кошелька определённой компании не будет вызывать сомнений, а все транзакции по нему можно будет отслеживать и отражать в финансовой документации.

Конечно, это противоречит изначальной идее биткоина и криптовалют в целом, ведь их основное преимущество как раз и состоит в анонимности и неподконтрольности каким-либо централизованным структурам. Но помимо этих двух качеств криптовалюты обладают ещё целым рядом преимуществ для бизнеса, которые могут быть в полной мере реализованы только при соответствии определённым регуляторным стандартам. И эти стандарты невозможно применить, если криптовалютные кошельки будут оставаться анонимными.

#блокчейн

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления