{ "author_name": "Михаил Костылев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 18, "likes": 18, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "29396", "is_wide": "" }
Михаил Костылев
2 775
Блоги

“Слово не воробей. Поймают — вылетишь!” или где почитать отзывы о работодателях

На прошлой неделе Superjob анонсировал программу “Открытый работодатель” и объявил о том, что начал собирать отзывы сотрудников. Зачем рекрутинговый портал решился на непрофильный шаг с рейтингами/отзывами и почему эта полумера не создаст заметного эффекта, хотя ускорит рыночный сдвиг.

Поделиться

В избранное

В избранном

До недавнего времени обсуждать работодателя можно было только на кухне или в пятницу в баре с коллегами. Редкая птица долетала до соцсетей и публиковала мнение о руководстве в Facebook или на сайтах с черными списками. Но на прошлой неделе Superjob, второй по популярности портал для поиска работы, объявил о запуске программы “Открытый работодатель”. По задумке авторов, сервис собирает оценки реальных сотрудников о работодателе и публикует средний балл, а также разбивку по шести ключевым параметрам. Хотя фактически это сильно напоминает усеченную версию аналогичной программы Open company от международного сервиса glassdoor (лидирующая платформа по сбору анонимных отзывов сотрудников в мире).

Новый сервис Superjob собирает оценки реальных сотрудников о работодателе и публикует средний балл.

Глобальное HR-сообщество уже пользуется сервисом Glassdoor, что-то вроде Wikipedia работодателей с вакансиями и подробными отзывами, рейтингами, интервью и рекомендациями. Если не углубляться в сторону рекрутинга и формирования баз резюме и вакансий, в России рынок отзывов существует давно. Порядка 40 сайтов собирают отзывы сотрудников в рунете, вокруг вертятся десятки SERM-компаний и все как-то на этом зарабатывают. По нашим оценкам, объем этого рынка в России составляет около 10 млн долларов в год. Самым достойным игроком здесь является российская часть международной платформы indeed, которая старается собирать более-менее адекватный контент. Вместе с тем, цивилизованный рынок отзывов о работодателях в России действительно только-только формируется и первые шаги в этом направлении уже заметны. Например, с сентября уже работает сервис Jobingood. Ранее популярный ресурс с отзывами orabote.net сегодня заблокирован, но размножился в зеркальных сайтах типа Orabote.world и Orabote.top. Есть еще сервис “Правда сотрудников”, где, например, Яндекс получила три звезды из пяти. Интерес к сфере отзывов серьезных игроков типа Superjob только подтверждает востребованность данной ниши.

Почему проект Superjob не станет новым Glassdoor?

По данным Glassdoor, 54% соискателей читают отзывы о компании и в среднем перед принятием решения оценивают минимум шесть рекомендаций. А компании, которые открыто отвечают на комментарии сотрудников, получают более высокий уровень доверия у соискателей.

Инфографика с проекта Glassdoor
  • Новый проект Superjob строится только на цифровых оценках и не учитывает текстовые комментарии людей. “Умная система” может стать одной из главных проблем сервиса, поскольку не показывает реальные достоинства и недостатки каждого конкретного работодателя. Другими словами, средняя температура по больнице не поставит диагноз. А отсутствие качественного текстового контента, который пользователи как раз и ценят в первую очередь, существенно снижает ценность всей информации.

  • Технически неоднозначно реализован доступ к оценке работодателей. Во-первых, оценить можно только одного работодателя, а не весь послужной список в вашем резюме. Во-вторых, оценивать работодателей могут только пользователи, чьи резюме хранятся в базе Superjob. Если, например, вы пользуетесь HH.ru, оценку работодателю дать не получится. Фактически таким образом выборка по каждой конкретной компании не может быть полной и достоверной на 100%.

Виджет с площадки "Открытый работодатель"
  • Следующий важный момент — это этика и гарантия непредвзятости. Традиционной базе вакансий, коей является Superjob, рискованно работать с отзывами в основном продукте. Пока в системе нет возможности оставлять комментарии, есть большой риск, что баллы будут “подтягивать” крупным компаниям. Иначе может возникнуть диссонанс: компания имеет сильный бренд, публикует вакансии с достойной зарплатой, но имеет низкий средний балл. Руководству придется выработать позицию для таких неоднозначных ситуаций.

  • Кроме того, у Superjob есть программа “Привлекательный работодатель”, где компания щедро одаривает медалями участников рейтинга. Но даже сейчас видно, что одна премия идет вразрез с другой. Например, у Тинькофф Банк целое полотно с медалями, однако, 48% сотрудников не рекомендуют компанию как место работы. Не правда ли, странно? Возникает вопрос, какому рейтингу внутри Superjob верить?
Виджет компании Тинькофф Банк с сайта Superjob

И последнее, что вызывает вопросы к сервису Superjob — это конфликт бизнес-модели. Международный опыт показывает, что для успеха крупным HR-площадкам, работающим по классической модели платного размещения вакансий, доступа к базе резюме и настройкам брендирования профилей, лучше не добавлять в основное меню странный сервис по репутации. Гораздо гармоничнее работает кооперация с независимым ресурсом, специализирующимся именно на работе с отзывами (иначе ангажированность будет серьезно мешать). Именно так и сделал зарубежный сервис для поиска работы Monster, введя в свой бизнес независимый сервис отзывов kununu, чтобы хоть как то противостоять экспансии glassdoor на международном рынке.

Где тогда читать отзывы?

Порталы с отзывами сегодня серьезно влияют на уровень доверия к компаниям. Более 75% соискателей изучают бренд работодателя перед тем как выразить свою заинтересованность в вакансии, по данным CareerArc. Однако, очень часто отзывы могут модерироваться в пользу работодателей или носить "безопасный" формат вместо "полезного" для соискателя. Кстати, по данным того же CareerArc, каждый третий респондент когда-либо оставлял негативный отзыв о работодателе.

Чтобы проверить достоверность и выявить каналы распространения негатива, для одного из наших клиентов мы делали анализ отзывов — более 6 тысяч сообщений. В исследовании учитывали отзывы с сайтов: Otrude.net, Indeed.ru, Orabote.biz, "Правда сотрудников" и "Мнение сотрудников".

Результат нас удивил — до 70% отзывов дублируются одновременно на нескольких порталах. Это говорит о массовом посеве негатива на компании. Эксклюзивные отзывы от реальных пользователей и сотрудников составляют не более 20-30% в среднем по компании. Во-вторых, качество контента крайне низкое, до 78% отзывов — это неконструктивная критика, негатив, выражение обид или однобокая подача — только плюсы или только минусы. Еще около 20% не содержат откровенного негатива, но и не несут полезной информации ни для работодателя (что именно нужно улучшить), ни для соискателя. Только 1-2% — действительно конструктивные сообщения. Максимальная оценка по нашему опыту была всего 7% для другого клиента.

Пример аналитики Jobingood по отзывам

Робингуды HR-рынка

Рынок отзывов на работодателей — крайне сложная задача со множеством переменных, где на одной площадке выступают уважаемые HR-бренды с маркетинговыми бюджетами и потенциальные работники с желанием услышать правду, а не сглаженный пост ради премии.

Говорить только положительно о своем продукте — моветон, и в Jobingood есть свои недостатки. Пока это свойственный для любой молодой платформы низкий траффик, растущая, но пока несопоставимая с ключевыми игроками рынка клиентская база, небольшое количество отзывов на старте проекта. Качественный контент также дается нелегко и создается во многом вручную. Например, сейчас в базе более 800 подтвержденных работодателей, еще 5 тысяч стоят на утверждение. И каждый отзыв о работодателе проходит модерацию и оценку на объективность. Кроме того, бизнес-модель строится исключительно на предоставлении дополнительного функционала зарегистрированным компаниям, а не на продаже проплаченных отзывов. Идея Jobingood — сделать доступный сервис для рынка, где компаниям дается реальный инструмент управления брендом и репутацией работодателя, а соискатели создают и получают независимый от работодателей контент высокого качества, полезный для принятия лучших карьерных решений.

Но начав заниматься отзывами, мы поняли, что проблема на самом деле сложнее, чем кажется на первый взгляд. И если на туристическом рынке есть Tripadvisor и Foursquare, в ритейле есть Яндекс.Маркет, в банковской и страховой отрасли — Banki.ru, то борьба за нишу отзывов на HR-рынке в России только начинается. И простого копирования международного опыта здесь явно недостаточно, нужна более глубокая и серьезная работа.

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]