{ "author_name": "Юлия Чемоданова", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435"], "comments": 24, "likes": 12, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "29594", "is_wide": "" }
Юлия Чемоданова
2 239
Блоги

Почему молодые компании не могут повторить успех Facebook

Виктор Орловский, управляющий партнёр венчурного фонда FortRoss Ventures, рассуждает о том, как современные бизнес-модели меняют цифровую экономику и почему они интересны потребителю.

Поделиться

В избранное

В избранном

Фото: tcsbank.livejournal.com

Очевидно, что у крупных компаний, как Facebook, WhatsApp, Google, Uber есть своя уникальная бизнес-модель. Даже у бизнес-моделей Gett и Uber есть определённые отличия.

Не говорю о технологических платформах, они вообще не всегда «различимы». Посмотрите на WeWork — здесь технологии самые базовые — не сравнить со сложнейшими алгоритмами и платформами, которые в ходу у Facebook или Google.

Что объединяет эти компании? Правильно, их быстрый рост, который держится годами. Этому росту компании обязаны своей уникальной бизнес-модели, правильно выбранному рынку, исполнительному мастерству команды и технологиям.

В бизнес-моделях могут быть разные инновации. WeWork взяла бизнес-модель SaaS и переложила на office as a service, и это сработало. Правила каждой бизнес-модели уникальны. Не всегда то, что работает в России, может работать в Америке и наоборот.

Если в вашей индустрии хорошо работает аренда, это не означает, что хорошо будет работать покупка. Не всегда бизнес-модель можно прямо интерпретировать в другую индустрию. Её нужно всё время менять. Это как хорошая еда: всё должно быть в норме поперчено и посолено. А если переборщить, то уже ингредиенты не чувствуются. Это и есть бизнес-модель.

Быстрый рост компаний работает по принципу S-образной кривой. Эта нелинейность роста подчиняется экспоненциальному закону, а потребитель мыслит линейно, поэтому такие компании вырастают из ниоткуда: их сначала никто не замечает, а потом становится непонятно, как мы без них жили.

Чем выше или чем более вытянута эта S, тем компания успешнее. Такой бурный рост сопряжён с большим риском. Представьте себе, компании нужно расширить штат из десятка человек до нескольких тысяч сотрудников, нарастить клиентскую базу, поменять технологические платформы, построить новые процессы. Немногие могут справляться работать над этим несколько лет.

Если посмотреть на бурный рост любой компании, то он всегда сопряжён с большими рисками. Из-за плохого менеджмента хорошие начинания не могут достичь быстрого роста, им попросту не хватает навыков управления. Компаниям нужно научиться быстро меняться: чем тяжелее проходят изменения, тем слабее будет рост.

Один мой знакомый сказал мне: «Я сделал две успешные компании: одну продал за несколько десятков миллионов долларов, другую — за несколько сотен. Теперь точно знаю, что я делал не так и почему у меня не получилось сделать миллиардную компанию — я просто выбирал неправильные ниши и рынки». Так что выбор рынка для быстрого роста — критически важный элемент хорошей модели.

Вспомните Россию 2000-х годов. Росло всё, чтобы вы ни посадили. Почему? Потому что в целом рынок рос, было множество пустых ниш. Бери западную модель и повторяй в местных условиях в России. И в России, как грибы, росли свои Walmart, Walgreens и Best Buy.

Необходимое для роста можно выразить простой формулой: каждый новый товар или услуга должны приносить больше ценности для бизнеса, чем предыдущая. При этом на новый товар должно уходить меньше расходов на привлечение и удержание клиента.

Если эти кривые «разбегаются» в стороны, то всё, что вам нужно — это деньги, которыми нужно кормить бизнес, чтобы он усиленно рос. Ценность может быть выражена как в деньгах, так и в количестве времени, проведённом пользователем в сети. Когда эти две кривые «разбегаются» и чем они больше «разбегаются», тем интенсивнее компания растет. Чем она интенсивнее растет, тем больше денег поглощает, тем больше стоит.

Бизнес-модель — это минимум в точке привлечения клиентов и ценности, которые вы им даете. Необходимо найти тот оптимум, который даст этим двум кривым возможность разбегаться в разные стороны друг от друга, как можно дольше. Это важная составляющая в том, что делают современные компании.

#мнение

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]