Ocado: как устроен один из самых технологичных в мире онлайн-магазинов

Старший архитектор и менеджер проектов компании DataArt Кирилл Мокшин рассказал о нескольких интересных проектах, созданных совместно с ритейлером.

Ocado — крупнейший в мире продовольственный онлайн-супермаркет, доставляющий продукты более чем 600 тысячам покупателей в Великобритании.

В отличие от большинства крупных продовольственных ритейлеров, у Ocado нет собственной сети магазинов. Все товары компания продаёт через веб-сайт и мобильное приложение, доставляя их с автоматизированных складов. Бизнес Ocado требует использования передовых технологий — от голосовых команд Alexa для заказа продуктов до оптимизированной системы доставки.

Практически ежедневно Ocado внедряет новые и обновляет старые решения. За 17 лет в компании были написаны сотни систем и сервисов. Все они создаются проектными командами с нуля специально для Ocado. Те, что я опишу в качестве примеров, появились в разное время, и к моменту выхода материала могут быть заменены более совершенными.

За семь лет работы с Ocado мы сделали многое, но видели только небольшую часть общей картины. На огромную машину, доставляющую десятки тысяч заказов в сутки, работают более 1100 разработчиков. В основном это сотрудники Ocado.

Компания развивает собственную технологическую экспертизу и большую часть решений разрабатывает внутри. Но к некоторым привлекает сторонние команды, такие, как наша. Я расскажу только о проектах, в которых мы участвовали.

У Ocado пять собственных центров разработки: в Англии, Болгарии, Испании и Польше

Ocado принципиально не использует готовый софт, доступный конкурентам. Компания улучшает сервис, сокращает издержки и наращивает объём продаж исключительно за счёт разработки собственных решений.

По итогам прошлого года и выручка, и чистая прибыль Ocado выросли примерно на 15%, несмотря на растущую конкуренцию на рынке продовольственного ритейла. Это выше среднего роста рынка. Растёт и количество заказов. Это подтверждение тому, что инвестиции в технологии в ритейле себя оправдывают.

Операционные результаты Ocado
Динамика развития рынка онлайн-торговли продовольственными товарами за последние два года и прогноз на ближайшие пять лет

Более того, объём разработки позволил Ocado в какой-то момент запустить новое направление бизнеса. Теперь они предлагают другим розничным операторам полный набор технологических сервисов — Ocado Smart Platform (OSP).

Доставка

Мониторинг автопарка в режиме реального времени

Одним из наших первых совместных проектов стала система управления автопарком. Менеджер Ocado в любой момент может посмотреть, какие машины готовы к работе, какие пора отправить на техобслуживание, а какие уже находятся в ремонте. К тому же, она ведёт учёт всех дефектов вплоть до царапин на кузове.

Точный расчёт времени

Вместе с Ocado мы создали сервис, который сразу после размещения заказа на сайте сообщает, сколько времени понадобится на его доставку. Для этого мы обработали довольно большой объём GPS-данных с мобильных устройств водителей, чтобы оптимизировать маршруты и установить срок доставки до каждого клиента.

В результате, если пользователь заказывал продукты в Ocado на один и тот же адрес более трёх раз, расчёт оказывается довольно точным, включая время в пути, парковку и доставку товара от автомобиля до двери.

UX для водителей

Для доставки мы разработали ещё несколько решений разного масштаба. В частности, решили интересную задачу из области user experience водителей с так называемыми sausage fingers.

Для работы с заказами водители первоначально использовали кнопочное устройство. Потом его сняли с производства, и мы занимались миграцией на новое устройство. Однако при переходе на более современный планшет водители столкнулись с проблемой: часто они не попадали в цифровые кнопки стандартных размеров и тратили намного больше времени, чем раньше.

Чтобы облегчить им жизнь, мы создали клавиатуру большего размера и оптимизировали алгоритм ввода данных. Например, на нескольких экранах показывались только кнопки, нужные пользователю в определённой ситуации: там, где нужно вводить числа, мы показывали только цифры.

Эти решения частные и выглядят довольно простыми, но ощутимо повышают операционную эффективность.

95% заказов, сделанных в Ocado, доставляется точно в указанное время. Продукты привозят на следующий день, а при заказе утром могут доставить и ближайшим вечером

Работа складов

Напомним, что у Ocado нет магазинов как таковых, все заказы доставляются со складов. Без эффективной работы складов организовать подобное сложно. Что именно там происходит?

Во-первых, степень вмешательства человека здесь минимальна. Каждый склад Ocado — 30-километровый конвейер, по которому непрерывно движутся упаковки с продуктами.

Оптимальный порядок их подачи на точку сбора заказов определяет специальный инструмент. Алгоритм создан на основе аналитических инструментов Big Data, а на то, как он действует, лучше посмотреть своими глазами.

Несмотря на то, что физическое участие людей в работе склада минимально, всё же люди там присутствуют. Но и в этом случае шанс на их ошибку минимизирован.

Склад практически полностью автоматизирован. А на любом участке, где люди в его работу всё-таки вмешиваются, система сводит шансы на ошибку к минимуму. Она постоянно следит, чтобы ни один сотрудник не положил яблоки в один пакет со стиральным порошком и даже не даёт перепутать право и лево.

Продажи

Анализ данных и машинное обучение в Ocado — основа многих процессов. Например, письма, отправленные на сервисный ящик, автоматически анализируются, тегируются и приоритизируются. Анализ данных используется и в маркетинге.

Smart promo

В ритейле довольно широко распространена практика раздачи сэмплов — вы наверняка когда-нибудь получали образцы новых продуктов или косметики. Ocado решил пойти дальше, разработав систему для запуска сэмпл-кампаний.

Например, известный производитель газировки запускает новую серию напитка в жёлтой банке и хочет об этом рассказать. Но не всем, а любителям этой газировки, то есть в нашем случае тем, кто регулярно покупал напиток в обычной красной банке.

Именно им будут доставлены желтые банки из лимитированной линейки вместе с напитком в традиционной упаковке. Разумеется, если клиент при регистрации не отказался от получения сэмплов в принципе.

Автоматизация рекламных кампаний

Вместе с Ocado мы занимались доработкой и поддержкой решения для работы с поставщиками. Например, для проведения промокампаний, оценки их стоимости и эффективности, бронирования рекламы на сайте и выставления счетов за неё.

Скажем, к Ocado обращается поставщик апельсинов, ритейлер сам запускает кампанию на сайте, затем сообщает, сколько апельсинов было продано благодаря продвижению, и получает компенсацию. Это решение даёт возможность обозначать период кампании на сайте, рассчитать, какую скидку лучше поставить в данный момент и так далее.

Расширение привычной функциональности интернет-магазина

Мы также участвовали в разработке сайта и мобильного приложения Ocado. Уровень требований к их функциональности и надёжности с учётом трафика и оборотов бизнеса легко представить.

Но сегодня этого уже недостаточно: в интернет-магазине покупатель хочет составлять списки продуктов, планировать, какие блюда он сможет из них приготовить, получать готовые списки покупок под определённые рецепты и так далее.

Так выглядит сайт Ocado, где можно автоматически собрать все ингредиенты для приготовления блюда, не теряя время на поиск продукта по разным разделам

Что еще нужно онлайн-магазину

DataArt участвовала во многих других проектах для Ocado: мы создавали систему для консолидации всех данных о продажах и составления отчётности, усовершенствовали и поддерживали платёжные модули, занимались оценкой безопасности (pen test).

Создавали депозитарий для хранения всех ИТ-систем для передачи клиентам (речь о единой платформе, которую Ocado продаёт другим ритейлерам), делали систему учёта рабочего времени и компенсаций сотрудников. И это — совсем небольшая часть системы Ocado, разработка которой продолжается много лет и ведётся сотнями сотрудников компании и партнёрами.

0
3 комментария
Artyom Konakov

"Например, на нескольких экранах показывались только кнопки, нужные пользователю в определённой ситуации: там, где нужно вводить числа, мы показывали только цифры."

Появился кандидат на нобелевку

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Luchian

ja rabotaiu tam

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vasek Romanov

Чем круче магазин, тем эпичнее его редизайн. Я бы посмотрел на это

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда