{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Конёк-Горбунок» и «Городки»: как игровые автоматы из СССР переносят на мобильные устройства Статьи редакции

Рассказ директора Музея советских игровых автоматов.

В СССР было множество игровых автоматов. И речь не о распространённых на Западе Pacman или Asteroids, а о собственных разработках. Этих игровых автоматов с каждом годом остаётся всё меньше, поэтому вопрос о сохранении советской игровой культуры стоит остро. Здесь на помощь приходит эмуляция.

Музей советских игровых автоматов занимается переносом старых игр на современные мобильные устройства. Директор учреждения Игорь Ковалевский рассказал изданию DTF о том, как это происходит и с какими трудностями приходится сталкиваться.

Десять лет назад, когда открылся Музей советских игровых автоматов, в интернете появился эмулятор «Конька-Горбунка». Сам музей темы эмуляции в те годы не касался.

Тем не менее, информация об учреждении уже была на слуху, а все, кто занимаются эмуляцией старых игр, так или иначе пересекаются, общаются на форумах и, в общем, находятся в курсе последних событий и обновлений.

Члены одного западного тематического сообщества обратились к нам с просьбой дать им платы «Снежной Королевы» и «Бильярда», чтобы считать с них данные.

Когда Музей всё-таки задумался о создании эмуляторов, среди его сотрудников не было специалистов в этой области, поэтому их созданием занимались сторонние люди. Для эмуляции были выбраны игры с микропроцессором на базе ТИА-МЦ-1, ведь их перенос был самым простым. Именно они и доступны для загрузки на мобильные платформы.

Существует ещё один тип игр — беспроцессорный, на мелкой логике. Таких автоматов достаточно много и их также можно эмулировать. Существует даже игра из автомата с чёрно-белыми «Городками», но из-за недостаточной мощности современных бытовых компьютеров на базе i5, фреймрейт составляет менее 20 кадров в секунду, а для комфортной игры требуется порядка 60. Так что пока им пользоваться нельзя.

Повторить схему любого автомата электронным языком можно без проблем. А значит и cэмулировать можно любой автомат. Другое дело, что электронные автоматы используют для отображения игры телевизионный экран, что при эмулировании и выводе на монитор или современный телевизор передаёт все нюансы игры со стопроцентной точностью.

При эмулировании же электромеханических автоматов (таких как «Морской бой»), можно повторить только принцип действия автомата и его электронные составляющие, такие как задержки между действиями или звуки.

Но если использовать для отображения электромеханической игры дисплей компьютера, то вся прелесть теряется. Так что по сути это не совсем адекватное направление. Если утрировать, то это как эмулирование автомата-качалки: программа будет точно эмулировать блок, отвечающий за работу качалки, в течение оплаченных двух минут, но качаться будет только картинка на экране.

В прошлом году мы всё же решились на выпуск эмуляторов для широкой аудитории. Создатель эмулятора «Конька-Горбунка» собрал нам приложения для смартфонов. Он справился в одиночку, однако пришлось подождать, ведь для программиста это был первый опыт работы с приложением для смартфонов.

Скачиваний мало, так как мы пока не можем донести нашим посетителям, что в музее помимо самих автоматов есть ещё что-то. Например, таблички с описаниями автоматов. Или что рядом с автоматом есть информация про эмулятор.

80% посетителей приходят просто поиграть, и нередки случаи, когда даже это у них не получается, так как они не читают правила игры. Так что пока мы только учимся прививать нашим посетителям привычку смотреть по сторонам. И когда в этом направлении будет сдвиг, тогда скачиваний будет больше.

То, как происходит процесс эмуляции, зависит от конкретной игры и имеющихся вводных данных. Например, тот самый эмулятор «Городков» был сделан по схеме автомата, выложенной на нашем сайте. Схема автомата и профессиональная программа для работы с электронными схемами долго и упорно перерисовываются — и готово. С ТИА-МЦ-1 немного другая история. Помимо схемы автомата, нужно считать информацию из ПЗУ. Но любой китайский программист может справиться с этой задачей за 2 тысячи рублей.

В играх всё оставлено в оригинальном виде, как в автомате. Поэтому-то их и можно смело называть эмуляторами, а не симуляторами. Одно но: в мобильных играх сервисные кнопки, позволяющие пропускать этапы, запускать тестовую программу и перезагружать игру не оформлены графически. То есть в программе их функции есть, но активировать их на телефоне невозможно. Так же и игрок на реальном автомате не имеет к ним доступа, ведь они спрятаны за панелью.

Эмуляцию можно рассматривать с музейной точки зрения, как побочный продукт деятельности. Например, считывание информации из ПЗУ автоматов, позволит их «обессмертить». Починить можно всё: восстановить схемы до рабочего состояния, заменить экраны, выточить или отлить новые механические детали.

Однако если информация из ПЗУ сотрётся, то восстановить игру будет невозможно. А так как настоящих автоматов в России осталось не так много, важно сохранить хотя бы данные, содержащиеся в них.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Serge Arsentiev

Добавлю также, для тех кто не застал - это 20-летнее отставание (в среднем) СССР от Западной Европы, было очень заметно именно в конце 80-х, начале 90-х. Какие игровые автоматы? На чем люди вождение сдавали до середины 90-х, кто-нибудь помнит?
 
Ладно бы игровые автоматы, но ведь буквально все, что окружает человека в повседневной жизни:
• газеты (сплошь черно-белые с краской, расплывающейся от легкого намокания)
• цветные журналы с не очень четкой печатью на средней по качеству бумаге (важные и "экспортные" просто печатали в Финляндии :)
• огромные и тяжеленные телевизоры
• задумчивые стиральные машины
• автомобили с характеристиками конца 60-х годов (в конце 80-х, напомню)
• упаковка продовольственных и прочих товаров, банки для которых требовался консервный нож, концепция многократного использования стеклянных бутылок, продажа хлеба без упаковки в принципе, отпуск сметаны в "свою" тару поварешкой из бидона ..
• электрички и поезда - застрявшие в 40-х или 50-х по уровню комфорта, это так и осталось кстати, никуда не делось, кроме нескольких Сапсанов и Ласточек.
• самые большие микрокалькуляторы :) часто с внешним источником питания, потому что надежных и долговечных бытовых батареек тоже не было
• большие проблемы с фотопечатью - запись в очередь, забирание фотографий через неделю - обычно черно-белых, потому что "слайдовская" пленка и печать были сильно дороже. Собственно, цветные фото начались с 1991-1993 года у всех.
....
Все это было реально как Blast from the past, для приезжающих иностранцев.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Короче, советские игровые автоматы (Подводную лодку) - только вместе с советским же пломбиром за 20 коп. :)

Потому что иначе, вспоминая автоматы - вспоминаешь и весь список, и постепенно открытие удобных и простых радостей жизни - "А что, и так можно было?" - доступных на Западе еще в 60-х и 70-х.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Горкунова

В музее в Москве делают молочный коктейль на советском блендере. Он не такой противно-сладкий и тягучий, как в Макдональдсе. Вкууусннннно :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Аббасов

В детстве приходилось много с родителями ездить по городам. Помню на вокзалах были уголки с этими автоматами. 15 советских копеек закидываешь и играешь. Позже, в девяностых уже появлялись XFighter ( не уверен правильно ли написал) , а мотом уже их заменили на комнаты с Sega и видеопрокатом. Но мне кажется, что нынешнее поколение очень требовательно и поэтому их те игры не сильно увлекут. Скорее мое поколение, как дать прошлым воспоминаниям. Сам имею PS4 и игры сейчас очень крутые, но для истории обязательно надо иметь. А то Трамп теперь заявит, что мы не только вторую великую не выиграли, но и игр не писали - все америка делала.

Ответить
Развернуть ветку
190000

Отличное место этот ваш Музей игровых автоматов в Питере. Сами игровые автоматы, конечно, не про игру, а про ностальгию, а вот эвенты, которые они проводят регулярно - это хорошо. Обожествляю такой формат.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

В этом конкретном материале, опять не хватает малости
"Рассказ директора Музея советских игровых автоматов."
+ расположенного в СПб и Мск
 
Я не знаю по каким причинам, но это они всегда забывают упомянуть, хотя платежеспособная аудитория у нас была и осталась четко привязана к Москве, Питеру (вместе до 20% населения страны) и другим городам миллионникам ...
 
Потому что первый вопрос - на "Музей такой-то и такой-то" - да где же он расположен?

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Если честно, устал я от этих 15коп (название их сайта), они под разными соусами себя презентовали и как туристическую достопримечательность, и как место для проведения семинаров или даже корпоративов, и немножно надоели. Я читал о них уже несколько раз, но всегда все как-то уныло "Нас никто не понимает" и т.д.
 
Возможно, люди там и увлеченные, но очень уж своеобразные - попытка помочь им адаптироваться к требованиям рынка особого успеха не имела, диалог не сложился.
В этом материале, хотя бы картинки нормальные. Ура.
 
В СССР к сожалению не было тех автоматов, которые были на Западе в 80-е - пусть тупые, но многоцветные игры (как я понимаю Donkey Kong это на 8 битах, из Nintendo, и видимо другие стрелялки и платформеры). Советские игры еще проще, они скорее из 70-х, что очень и очень грустно.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Минусующим - буду признателен за аргументированные возражения.
Вот предметное описание "Морской бой", стоявшего много где до конца 80-х
https://www.kv.by/content/332510-nazad-v-sssr-igrovye-avtomaty-chast-2

"У «Морского боя» был прототип — автомат Sea Raider, разработанный американской компанией Midway Manufacturing в 1969 году .. Sea Raider просто купили и скопировали целиком, изменив лишь художественное оформление, расположение некоторых узлов и применив отечественную элементную базу"

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда