Владимир
291
Блоги

История развития отечественной технологии ТРИЗ

Telegram-канал об изобретательстве и ТРИЗ https://t.me/trizsolver подготовил обзор истории развития ТРИЗ и места отечественной разработки среди других известных эвристических методов.

Поделиться

В избранное

В избранном

Несколько тысяч лет, для совершенствования техники, изобретатели пользовались методом проб и ошибок (МПиО). Главный недостаток данного метода - необходимость рассматривать множество вариантов для решения сложных задач, в некоторых случаях цена решенной задачи может исчисляться десятками и сотнями тысяч рассмотренных вариантов. По этой причине многие изобретения запаздывают.

В 20 веке возникла необходимость в новых методах изобретательства, которые, минуя тысячи проб, сразу бы выводили на сильные решения. Томас Эдисон нанял штат ученых, которые помогали в переборе вариантов решений, таким образом поставив МПиО на поток.

Фриц Цвикки усовершенствовал МПиО и разработал морфологический анализ, который помогает перебирать все возможные варианты решений, иногда исчисляющиеся десятками и сотнями тысяч.

Алекс Осборн разработал методику мозгового штурма, которая помогает решать задачи средней сложности, но, как правило, не ведет к решению сложных задач, которые требуют длительного анализа исходной ситуации и постановки верной задачи.

Г.С. Альтшуллер и первая изобретающая машина «Эвротрон»

Все перечисленные методы продолжатели МПиО и сохраняют его главный недостаток. Так было до момента, пока советский патентовед Г.С. Альтшуллер со своим товарищем Р.Б. Шапиро не начали разработку теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в 1946 году. За пару лет было проанализировано несколько тысяч патентов на изобретения, благодаря чему появился первый и самый известный инструмент 40 приемов разрешения технических противоречий. Оказалось, что в глубине изобретательской задачи лежат противоречия, которые возможно разрешить выявленными приемами.

Строго говоря, есть 3 вида противоречий, для каждого из которых разработаны свои приемы разрешения, но в данной публикации нет цели подробно на этом останавливаться.

В дальнейшем были выявлены законы развития технических систем (ЗРТС). На самом деле это закономерности, но принято называть законами. ЗРТС позволяют прогнозировать развитие технических систем. Техника развивается в сторону повышения идеальности - технической системы нет, но её функция выполняется (так гласит основной закон).

Также были разработаны и другие базовые инструменты: идеальный конечный результат (ИКР), внешне-полевые ресурсы (ВПР), вепольный анализ.

На основе данных инструментов был разработан алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), следуя которому изобретатель постепенно выходить на сильные решения сложных задач, минуя десятки и сотни тысяч пустых проб.

Многие, кто уже слышал или знаком с ТРИЗ, на самом деле знают ТРИЗ 70-х - 80-х годов, когда было достаточно только решательных инструментов (противоречие, ИКР, ВПР). К текущему моменту, пройдено 4 этапа развития, которые обогатили теорию новыми инструментами:

1. На этом этапе изобретателю давали конкретную (готовую) задачу, которую нужно решить. Здесь возникли те самые, первые инструменты ТРИЗ, о которых говорилось в предыдущем абзаце.

2. Изобретателю дают какую-то техническую систему, которую нужно совершенствовать, но не указывают, что именно нужно улучшить. Пришлось самостоятельно выявлять задачи, что привело к появлению аналитических инструментов.

3. Оказалось, что совершенствовать нужно далеко не каждый объект. Появилась потребность научиться выявлять потенциал развития объекта, что привело к появлению новых инструментов.

4. Решенная задача не всегда приводит к нужному эффекту, а порой может принести вред. Тогда возникли инструменты, для выявления ключевых потребительских требований, под которые уже нужно выбрать конкретный объект с потенциалом развития, выявить в нем задачи, решений которых приблизит объект к соответствию сформулированным требованиям.

Схема выполнения проектов посредством современной ТРИЗ

После развала СССР, упала потребность в развитии промышленности, открылись доступы в другие страны. Часть специалистов по ТРИЗ разъехались по всему миру, благодаря чему, наша, Советская разработка получила распространение в таких странах, как США, Южная Корея, Германия, Япония, Англия...

Samsung Electronics «Наша цель обучить каждого инженера компании ТРИЗ». Со Юнг, генеральный менеджер, 2005.

Intel Corporation «ТРИЗ это инновационная платформа 21 века в компании Intel». Амир Роггел, инновационный лидер, 2008.

General Electric «Мы работаем над внедрением ТРИЗ во все научно-прикладные проекты компании». Марта Гарднер, вице-президент по качеству и инновациям, 2012.

Другие компании, активно внедряющие ТРИЗ: Airbus, Hyundai, Matsushita Electric, Procter & Gamble, Siemens.

На основе методологии ТРИЗ разработаны и продолжают разрабатываться методики решения задач в области научных открытий, медицины, искусства, бизнеса, педагогики, PR и маркетинга (в том числе, ведение избирательных кампаний).

Источники:

1. https://www.youtube.com/watch?v=rNqzzZjqipg

2. https://www.youtube.com/watch?v=arm5bil-6No&index=16&list=PLfJeCqtANmN97BueYuJvHaqVlRhBMTSvU

3. https://www.youtube.com/watch?v=QX-CeF_Bdxc

4. http://metodolog.ru/node/344

{ "author_name": "Владимир ", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 3, "favorites": 5, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "30415", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]