Ольга Музалёва
1 199
Блоги

Кейс: первый хакатон в российской нефтянке

Формат хакатона помог усовершенствовать Facebook, Google, Intel, Яндекс. Формат оценили и в других секторах экономики – хакатон регулярно проводит IKEA. В российской нефтяной отрасли подобное мероприятие первой решилась провести «Газпром нефть».

Поделиться

В избранное

В избранном

Сейчас собственные хакатоны начинают проводить и нефтяные компании, в которых до последнего времени новые идеи внедрялись сложно, а выпуск новых продуктовых решений мог занимать многие месяцы. Первыми необходимость изменений почувствовали сбытовые подразделения, которые общаются непосредственно с клиентами. В «Газпром нефти» инициатором хакатона стала как раз дирекция региональных продаж. В подразделении отмечают, что формат особенно эффективен не только для разработки новых продуктов, но и для «взлома» и переосмысления традиционных бизнес-процессов.

Найти выскочек

В хакатоне «Газпром нефти» участвовали восемь команд, попасть в которые можно было после многоступенчатой системы отбора на проекте «Битва коммерсантов-цифровая трансформация». Заявки на участие принимались от любого сотрудника уровня не выше «специалист». Они должны были пройти анкетирование, переговорные туры, презентации, анализ бизнес-ситуаций, решение интеллектуальных и творческих задач.

По словам Павла Таргашина, преподавателя образовательной программы в Digital для Microsoft EMEA, который выступал одним из соорганизатором хакатона «Газпромнефти», главный тренд следующего года – корпоративное и командное обучение digital-трансформации. «Компании понимают, что стартапам-выскочкам легче найти решения бизнес-задач за счет своей гибкости и нестандартного мышления. Многие госкорпорации стремятся внедрить цифровые решения, но для этого нужно поддерживать собственных “выскочек” и объединять их для инноваций. Главной целью хакатона «Газпромнефти» стал как раз поиск таких «выскочек», их образование через соревнование и поиск новых идей», - рассказывает он.

На презентации бизнес-кейсов участники хакатона впервые увидели топ-менеджеров компании в стиле casual. Никаких костюмов. Носители знаний – гендиректора – общались непринуждённо и рассказывали все нюансы бизнеса. К ним сложно прорваться в обычные рабочие дни, но на хакатоне они из интервьюируемых быстро превращались в участников мозгового штурма и делились собственными идеями. Каждой команде помогали эксперты и трекеры, которые координировали участников и направляли их усилия.

Болевые точки

Задания участникам хакатона давали главы шести подразделений компании. Это были реальные проблемы, для которых традиционным путем не могли найти решения.

• Использование ручного труда в процессах, которые можно заменить цифровыми решениями;

• Неполная система трекинга и контроля процессов;

• Недостаток предиктивной аналитики и облачных технологий для обмена информацией между клиентами, партнерами и собственными подразделениями.

Одно из решений, на внедрение которого менеджмент согласился прямо во время хакатона, было связано с исключением «человеческого фактора» в процедуре контроля качества. Перед командой «Хакамегатрон» стояла задача организовать удаленный трекинг для специалистов подразделения «Газпромнефть-Лаборатория», которые следят, чтобы высокое качество топлива сохранялось на всей производственной цепочке от завода до пистолета АЗС. От команды требовалось создать рабочий механизм, позволяющий фиксировать каждое действие пробоотборщика и лаборанта в соответствии с процедурой проверки и чек-листом, и загружать точную информацию об этих действиях и их результатов в онлайн-систему управления информацией.

На питче перед жюри команда предложила решение, которые полностью исключает человеческий фактор – пробы нельзя перепутать, смешать или подменить:

• Вооружить лаборантов и отборщиков проб специальными промышленными очками для регистрации аудио- и видеоконтента и для проектирования чек-листа. Каждое действие этих сотрудников записывать и хранить в онлайн базе данных.

• Идентифицировать тару с пробой топлива по штрих-коду. Каждая проба опечатана этикеткой с автоматически сгенерированным QR-кодом, который содержит нужную информацию – время отбора, имя сотрудника и другие данные.

• По завершении процедуры отбора проба попадает в электронный чеклист. Затем отправляется на анализ, а результат загружается в систему LIMS (Laboratory Information Management System).

Победитель доставляет

Победителем хакатона стала команда Black Tank, работавшая над проектом контроля приема продуктов на нефтебазе. Сейчас из-за неавтомотизированности приема нефтепродуктов от железной дороги или автоперевозчиков, операционные расходы нефтебаз серьезно растут – менеджеры не всегда успевают принимать нужные управленческие решения, а транспорт иногда простаивает.

Решение представляет собой систему мониторинга, которое позволит менеджеру отслеживать все этапы процесса передвижения нефтепродуктов онлайн. Оно агрегирует данные с систем самой нефтебазы, РЖД или автоперевозчиков и лаборатории, которая контролирует качество принимаемого топлива. Оформлено решение в виде мобильного приложения.

Прототип приложения
Dachboard руководителя

Другие идеи

Итоги

Хакатон способствовал тому, чтобы время на прохождение корпоративных процедур и согласований сократилось. Топ-менеджеры, которые на нем присутствовали, за этим проследят – родившиеся в ходе хакатона решения будут добавлены в существующие командные проекты, доработка прототипов будет происходить внутри предприятий.

«Трейдеры научились думать как IT-шники, а айтишники перестали считать себя сервисом, начали мыслить с точки зрения бизнеса. Хакатон показал, что «Газпром нефть» обладает значительным человеческим потенциалом, который поможет стать самой технологичной компанией в отрасли»

Александр Крылов
глава Дирекции по региональным продажам «Газпром нефти»

#кейсы

{ "author_name": "Ольга Музалёва", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0435\u0439\u0441\u044b"], "comments": 3, "likes": 19, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "30688", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]