Роман Абрамов
47 464

Метод Сингапура: как авторитарный режим создаёт самое технологичное государство планеты

Зачем власти Сингапура контролируют персональные данные, запахи в автобусах и личный транспорт — материал издания Futurist.

Поделиться

В избранное

В избранном

Вы идёте на остановку, кликаете на приложение в смартфоне и просматриваете, когда приедет автобус, и сколько там будет свободных мест. В ожидании транспорта смотрите по сторонам и изучаете пятидесятиметровые деревья, которые сами накапливают дождевую воду (для себя) и солнечную энергию (для парковых фонарей).

Докурив сигарету, вы не бросаете окурок на тротуар, помытый сегодня утром мыльным раствором, а бережно несёте его к урне — штраф за окурок на тротуаре слишком высок, чтобы пренебрегать этим правилом. Тем более, что незаметно кинуть что-либо на дорогу всё равно не получится — весь квартал обвешан камерами наблюдения и тепловыми датчиками.

Сингапур — город, который поставил перед собой цель стать лучшим в мире и уверенно движется в этом направлении. Город, куда хочется вернуться, чтобы вновь ощутить прикосновение к будущему.

Артем Фридлянд
украинский писатель

Чтобы превратиться в такое уникальное место, Сингапур потратил всего полвека. И за это время создал себя заново.

Кто всё это начал

В середине 20 века у Сингапура не было ничего. Ни денег, ни ресурсов, ни свободы. Маленький регион входил в состав Британской империи, закупая у соседей даже песок и пресную воду. Но в конце 1950-х годов к власти пришёл человек, который изменил всё.

Премьер-министр Ли Куан Ю — один из самых популярных мировых лидеров столетия, которого публично хвалили Барак Обама, Маргарет Тэтчер, Владимир Путин и многие другие.

Когда Сингапур стал независимым в 1965 году, никто не ожидал, что он выживет.

Сайман Честерман
профессор национального университета страны

Ли Куан Ю получил государство, где экспорт едва приносил реальный доход, коррупция пожирала каждую сферу, а треть населения поддерживала социализм.

Ли Куан Ю

За несколько десятилетий он развернул план, который уже описывали абсолютно везде — это «Сингапурское экономическое чудо». Если коротко: перестроив весь госаппарат, пуская в страну любых инвесторов и создав центр торговли, Лу Куан Ю разработал уникальную систему, которая вывела нищий Сингапур в лидеры по уровню жизни, росту и доходам.

Всё это — из-за особых отношений между государством и его народом. Для сингапурцев власть — не жестокий босс, но суровый родитель. Она даёт людям социальный комфорт и надёжность, требуя взамен полный контроль над ситуацией.

При Ли Куан Ю правительство сурово выдавливало из общественной жизни всех противников системы и разработало законодательство, которое удивляет другие страны. И если штраф за брошенную на асфальт жвачку скорее забавляет иностранцев в очередной подборке интересных фактов, то смертная казнь через повешение за торговлю наркотиками формирует к порядкам Сингапура уже совсем другое отношение.

Список запретов и штрафов Сингапура даже используется в сувенирной продукции

Лу Куан Ю официально не управляет страной с 1990-го года: два года назад он умер, а до этого был советником других руководителей. Но все его ключевые идеи до сих пор являются основой государственного строя. И как раз благодаря им Сингапур движется к тому, чтобы стать первой в истории человечества Smart Nation.

Острова, которые знают о тебе всё

Один 38-летний сингапурец очень любил выйти на балкон без рубашки и выкурить пару сигарет, задумчиво разглядывая дома района. Пока однажды ему не прислали штраф на $14 тысяч за выброшенные из окна бычки, а его фото не опубликовали на сайте агентства по охране окружающей среды. Этого хулигана засекла обычная сеть камер наблюдения. Технологии Smart Nation умеют намного больше.

В рамках программы весь остров начиняется тысячами датчиков, установленных на транспорте, улицах, жилых домах. Они видят, как передвигается по квартире ваша пожилая родственница, сколько машин едет перед вашей в ряду и куда они сейчас повернут, на что расходуется вода и откуда, если что, её взять (на густонаселённом острове без собственных пресных запасов), чтобы вы без проблем помылись перед важной встречей.

Разработчики Smart Nation обозначают цели программы кодом E3A: «Everyone, Everything, Everywhere, All time» («Каждому, всё, везде, всегда»).

«Что бы вы могли сделать, когда у вас есть всё это, — спрашивает в разговоре с The Wall Street Journal Тим Грейсингер, исполнительный директор компании International Business Machines Corp, которая работает в системе Smart Nation. — Ваши возможности безграничны».

Согласно данным исследовательской фирмы IDC Government Insights, рынок технологий smart city в Азии достигнет триллиона долларов к 2025 году. И Сингапур точно будет центром этого потока.

К концу 2018 года Сингапур должен суммировать все свои контролирующие нити в единую 3D-модель страны в реальном времени. Проект «Виртуальный Сингапур» разрабатывается французской компанией Dassault Systèmes и стоит $73 млн. Наглядно это выглядит как что-то вроде игры Sims. Только тут всё по-настоящему.

Проект «Виртуальный Сингапур»

Для развития инструментов аналитики общественной жизни и сбора данных Сингапур ещё в 2015 году планировал вложить в сотрудничество с частными технокомпаниями около $1,7 млрд за период 2017 года. Большинство из них — малые предприятия и стартапы.

Руководители программы настойчиво указывают на то, что Smart Nation — невиданное удобство и пример применения искусственного интеллекта на пользу человеку. Но любое международное обсуждение проекта всегда сводится к двусторонней сути такой жизни. Потому что гигантская сенсорная сеть — это самое масштабное проникновение государства в частную жизнь.

Но, похоже, западные представители воспринимают тему совсем не так, как сами сингапурцы. Это люди, живущие в стране, которая полвека росла на успехах диктатуры и в которой 80% жителей сегодня обитают в государственных квартирах, 74% — полностью доверяют своему правительству.

Один показательный эпизод, рассказывающий о менталитете сингапурцев. В 2014 году в стране стал хитом портал Stomp, который создала популярная газета The Straits Times. Это что-то вроде соцсети для стыда и осуждения.

Любой пользователь загружает фотографию некорректного поведения, с которым столкнулся, и рассказывает о ситуации остальным. Например, пьяные эмигранты уснули в парке или студент поставил ноги на соседнее кресло в полупустом автобусе. Тогда сервисом за год воспользовались 12 млн человек, а внутри тусовок Stomp превратилась в тему для полушуток о контроле.

Налог на машину, цена за образование и сад для пенсионеров

Методы Сингапура хорошо раскрываются на примере развития общественного транспорта. Там наиболее показательно сочетаются технологии и забота о людях с неоспоримым контролем над ними.

С одной стороны, власти Сингапура делают всё, чтобы на автобусах хотелось ездить. Wi-Fi, бесконтактная оплата, контроль маршрута. Сингапурские автобусы даже пахнут приятно.

Общественный автобусный оператор Tower Transit скооперировался с местными маркетологами из AllSense и выпустил на городские дороги сотню автобусов, которые распыляют аромат, напоминающий садовые цветы и мяту.

Сюда же добавляются многие другие акции. Например, строительство отдельных полос для беспилотных такси. Дорожный департамент уделил внимание даже цвету авто и провёл исследования о том, какой он должен быть у такси.

Когда в 1907 году в Чикаго появились жёлтые такси, это делалось просто для того, чтобы отличить эти машины от тысяч чёрных авто. Сейчас известно, что жёлтый цвет лучше, чем синий (другой популярный цвет такси в Сингапуре).

Согласно результатам исследования, полный переход на один цвет сократит несчастные случаи почти на тысячу инцидентов и сэкономит около $1,7 млн в год, не считая денег на покраску.

С другой стороны, власти Сингапура настойчиво делают так, чтобы у людей не оставалось выбора. В стране ввели почти стопроцентный налог на покупку личного автомобиля и добавили сюда сложную процедуру оформления специального разрешения. В результате свой транспорт сегодня есть только у 15% сингапурцев.

Ещё одна дорогая сфера в Сингапуре — образование. По данным HSBC Holdings Plc, на обучение ребёнка за период от начальной до высшей ступени сингапурские родители тратят суммарно $70 939. Из всех стран и городов мира этот показатель выше только в Гонконге и ОАЭ.

При этом государство активно поддерживает образование и в 2017 году вложило в него почти пятую часть бюджета. Это в два раза больше по сравнению с цифрами 2005 года.

Увеличение госрасходов на образование, скорее всего, положительно повлияет на экономику страны в долгосрочной перспективе. Эти инициативы призваны увеличить человеческий капитал и производительность труда.

преподаватель экономики в Национальном университете Сингапура

В Сингапуре, согласно прогнозам, к 2030 году четверть населения будет старше 65 лет, и в эту категорию граждан власти инвестируют отдельным пунктом. Есть специальный план, рассчитанный на пятнадцать лет вперёд, три десятка различных инициатив и бюджет в $3 млрд. Внутри — улучшение качества автобусных остановок и транспорта, обучение новым технологиям, повышения качества больниц.

Самый необычный пункт программы — создание терапевтического сада HortPark. Это специальный парк, созданный для пенсионеров с деменцией или перенёсших инсульт, который поможет им жить удобно и ярко.

Бригады ландшафтных дизайнеров, архитекторов, садоводов и медиков высчитывали в нём размеры дорожек и набор посаженных растений, тщательно подбирали подходящий стиль территории.

Современные пенсионеры Сингапура — те, кто проследил весь путь создания общества, где государство даёт всем социальным группам удобство, но забирает право принимать решения. Кажется, пока такой метод работает.

#будущее

{ "author_name": "Роман Абрамов", "author_type": "self", "tags": ["\u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0435"], "comments": 311, "likes": 135, "favorites": 108, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "31873", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]