Dmytro Voloshyn
338
Блоги

Ко-фаундер мечты, где ты? Как найти единомышленников, чтобы развивать стартап

Стартап — командная игра. Как сооснователь и СТО международного маркетплейса для поиска репетиторов Preply рассказываю, как найти надежного компаньона и развивать стартап в гармоничном сотрудничестве.

Поделиться

В избранное

В избранном

Поиск ко-фаундера — одна из самых сложных задач для предпринимателя. Как говорят инвесторы, слаженная команда единомышленников гораздо важнее, чем сама идея стартапа. Нет человека, который компетентен во всем. Вспомним мирового гиганта Apple: Стив Джобс воплощал свои мечты в реальность вместе со Стивом Возняком. Это была настоящая синергия, в которой у каждого были свои обязанности и набор скиллов. Объединив усилия со «своим» ко-фаундером, можно добиться действительно многого.

Сооснователь: зачем он нужен

Занимаясь разработкой продукта, фаундер так или иначе сталкивается с рядом трудностей, для которых нужна выдержка и психологическая стойкость. В одиночку это тяжело. Впереди несколько лет насыщенной работы: создание прототипа продукта, поиск инвесторов, отладка производства и выпуск первой версии.

В неустойчивой атмосфере стартапа бизнес-партнер будет очень кстати, ведь он не только разделит обязанности, но и окажет моральную поддержку. На начальной стадии развития отношение фаундера к проекту циклично. Активность и уверенность сменяется сомнениями и опасениями. В этом случае партнер может взять на себя часть инициатив и не позволить оптимизму покинуть команду.

Когда начинать искать

Поиск единомышленника можно начинать с момента зарождения идеи. Путь от идеи до прототипа — сложный, поэтому рядом должен быть человек, который действительно верит в то, над чем идет работа. Сколько продлится этот путь — неизвестно. Он может превратиться в долгие годы, если рядом нет партнера, который мотивирует и не дает отсрочить очередной дедлайн.

Чтобы привлечь человека в свой проект, фаундер обязать иметь четкое видение конечной цели и знать шаги для ее достижения, причем в долгосрочной перспективе. Найдя сооснователя в начале жизни проекта, можно сообща обдумать идею и ее усовершенствование, а еще — разделить ответственность и умножить экспертизу. Именно по этим причинам многие акселераторы — как, например, культовый Y Combinator — вовсе не принимают заявки от проектов, в которых один основатель.

Качества идеального ко-фаундера

Навыки сооснователей должны дополнять друг друга. В современной стартап-экосистеме существует схема креативных пар: дизайнер и программист, бизнес-девелопер и инженер. Команда Preply работает по классической «конфигурации» Кремниевой долины: Hacker, Hustler and Hipster. То есть работа ведется по трем направлениям: hacker отвечает за программное обеспечение, hipster — за дизайн, hustler занимается маркетингом.

Не советую искать бизнес-партнера среди людей с узконаправленной специализацией. На начальном этапе идея продукта может несколько раз менять направление. Если ставить на чаши весов профессионализм и способность быть лидером, второе перевешивает. Можно не быть специалистом ни в одной сфере, но отличаться находчивостью. Напомню, что Биз Стоун, один из ко-фаундеров Twitter, имеет среднее образование. И последнее: обращайте внимание на жизненные принципы и ценности бизнес-партнера: здесь вы должны быть как братья-близнецы.

Кто главный

Опыт мировых лидеров показывает, что двух боссам в одной компании может быть сложно. В качестве примера возьмем Alphabet: Ларри Пейдж — лидер, Сергей Брин — президент компании. Это разные роли. Если у вас подобная структура компании, пропорция 50/50 неуместна. Бывают моменты, когда один работает больше, чем другой, и при равных долях это может вызывать недовольство и в целом иметь негативный эффект для стартапа.

Нужно либо делить сферы ответственности, либо договариваться, что у одного из основателей полномочий (и ответственности) будет больше. В любом случае, разделение должно быть прозрачным, чтобы каждый знал свою сферу влияния и был согласен с собственной ролью.

Обязанности нужно разделить на этапе регистрации проекта, чтобы избежать дублирования ролей и разногласий. Существует практика долгосрочной мотивации сооснователя, которой пользуются американцы. Вестинг — наделение правами на акции. Процедура помогает не только минимизировать конфликты, но и корректно выйти из бизнеса, если по какой-либо причине человек покидает проект.

Конфликт: как разрешить

Отношение с бизнес-партнером стоит на трех китах: амбиции, доля в компании и деньги. Все эти вопросы стоит обсудить «на берегу», даже если вы создаете проект с близким человеком. Особенно, если вы создаете проект с близким человеком. Пути ко-фаундеров нередко расходятся, и четкие договоренности позволят расстаться на хорошей ноте, а не выяснять отношения в судах.

Четкое распределение ролей — лучшая панацея для конфликта: каждый член команды знает, чем он занимается, каковы его цели и задачи. Очень хорошо, если ко-фаундер сам осознает, что не справляется, и уходит. А если нет? Спорные моменты между партнерами можно решать с помощью совета директоров. На раннем этапе стартапа независимые советники в лице членов совета могут получить минимальный пакет акций либо опционы. Их, как и вас, интересует успех компании.

Где искать

Искать ко-фаундера можно как в оффлайне, так и в онлайне. В первом случае предприниматель рассказывает о своей задумке как можно большему количеству людей, потенциальным клиентам, на стартап-мероприятиях. Невозможно предугадать, где произойдет встреча единомышленников. В онлайне можно пользоваться специализированными сервисами, такими как: Founder2be, CoFoundersLab, CollabFinder и другие.

Ко-фаундеры должны «совпадать», как две детали одного пазла. Стартап связан с риском и неопределенностью, и сложно представить, какие челленджи ждут проект впереди. Преодолевать этот путь гораздо легче с человеком, которому доверяешь и который разделяет твои взгляды на бизнес.

{ "author_name": "Dmytro Voloshyn", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 3, "likes": 2, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "32522", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]