Anton Kotenko
1 418

Таймлайн: «Октобус»

Платформа для управления автобусным бизнесом.

Поделиться

В избранное

В избранном

Запуск

Меня зовут Антон Котенко, я сооснователь стартапа «Октобус», который должен изменить бизнес автобусных перевозок. Вся наша команда так или иначе связана с этим рынком, поэтому идея в каждом из нас родилась давно, но стартовой отметкой мы считаем 2015 год, когда четверо из шести основателей собрались вместе для открытия агентства по продаже автобусных билетов в Киеве.

Оказалось, что хорошего и простого инструмента для продажи билетов на рынке нет: на тот момент были либо системы для автовокзалов (родом из 1980-х годов), клавиатурные синие DOS-интерфейсы и прочий хардкор. Стоили эти решения по несколько тысяч долларов за дистрибутив. Также были агентские модули дистрибьюторов вроде Busfor, которые удерживали комиссию до 5% от стоимости билета (при средней общей марже в 10%).

Мы начали свой пусть с автоматизации агентства, но пообщавшись с перевозчиками, автостанциями и другими агентами, быстро поняли, что потребность рынка в простом и понятном инструменте для продажи билетов велика. Агентство закрылось через полгода, зато родился «Октобус».

Продукт

Главная проблема рынка сейчас — очень сильная фрагментированность билетного ресурса. Десятки тысяч перевозчиков продают билеты в сотнях дистрибутивных систем, а ещё есть автовокзалы, которые продают билеты обособленно от всего остального мира.

Поэтому среднестатистический перевозчик вынужден разбивать салон автобуса на квоты для разных каналов продаж (по пять мест для Busfor и других онлайн-дистрибьюторов, десять мест автовокзалу, ещё пять — знакомому турагентству). Агрегировать эти продажи невозможно: у всех продавцов разные дистрибуционные и инвенторные системы.

Это выливается в постоянные проблемы: или овербукинг, когда разъярённые пассажиры приходят с одинаковыми билетами на одно и тоже место, или автобус едет с пустыми креслами, когда агенты не продали свои квоты.

«Октобус» предлагает простое решение: облачная система с удобным интерфейсом осуществляет продажи и простое управление инвентарём, в ней есть CRM-модуль, который интегрирован с популярной телефонией, она собирает все продажи из всех систем и раздаёт билетный ресурс агентам.

«Октобус» динамически рассчитывает стоимость билетов, на его платформе перевозчик или агент может легко и недорого развернуть собственный сайт (например, Zubustik работает на нашей системе).

Следующим этапом после подключения достаточного количества участников рынка мы видим глобальную платформу для взаимодействия между перевозчиками, автовокзалами, дистрибьюторами и сопутствующими сервисами (страховыми компаниями, заправочными станциями, кейтерингом и так далее) на основе смарт-контрактов.

Сегодня поиск надёжных партнёров с выгодными предложениями является для перевозчика непростой задачей, особенно на международных рейсах, где маршрут пролегает через несколько стран. «Октобус» призван объединить участников рынка и упростить доступ на него для новичков.

Команда

Так сложилось, что с тремя партнёрами я знаком около десяти лет. Двух технических специалистов, также ставших нашими соучредителями, мы случайно нашли во время организации агентства и до сих пор поражаемся их компетенциям и таланту. Сейчас в нашей команде 11 человек, из которых пятеро занимаются разработкой, а остальные обеспечивают жизнь проекта, и мы ощутимо нуждаемся в её расширении.

Продвижение

Мы начали продвижение «Октобуса» совсем недавно, поэтому пока пользуемся своим главным активом — деловой репутацией и связями на рынке, где каждый из нас проработал более десятка лет.

В нишевом b2b-сегменте этого пока хватает, чтобы полностью занять команду работой. Планируем попробовать все рецепты рынка: контент, SEO-продвижение, холодные звонки и прочий арсенал SaaS-бизнеса.

Монетизация

Мы с самого начала поняли, что бизнес-модель должна быть понятной и прозрачной — SaaS по подписке, без дополнительных комиссий и сборов. На этом рынке все закладывают маржу в цену билета, в итоге перевозчик сталкивается с дилеммой: возложить расходы на пассажира, увеличив стоимость билета и потеряв конкурентное преимущество, или уменьшить собственную маржу (и без того не очень большую).

«Октобус» предлагает простые тарифы, привязанные к размеру бизнеса клиента, на условиях ежемесячной, полугодовой и годовой подписки. Первых клиентов мы получили ещё на начальной стадии разработки, поэтому тестировать как продукт, так и бизнес-модель было проще.

Метрики в динамике

Сейчас «Октобус» только выходит из стелс-режима и начинает активное продвижение. Пока среди наших клиентов полтора десятка перевозчиков, три агента и один автовокзал. Средний показатель дохода от одного клиента за всё время работы с ним мы прогнозируем в районе €10 тысяч, стоимость привлечения одного клиента ещё предстоит узнать, но в нашем финансовом плане этот показатель рассчитан в пределах €300.

Планы

Наша задача на ближайший год — закрепиться и занять долю украинского рынка, при этом прощупать сопредельные рынки и адаптировать продукт для них. Также мы попробуем привлечь инвестиции для масштабирования проекта и строительства глобальной платформы для упрощения автобусного бизнеса.

Хотелось бы, чтобы наш проект помог огромному, но зависшему в прошлом рынку стать более открытым и дружественным для его главных участников — пассажиров.

Прогноз

#стартапы

{ "author_name": "Anton Kotenko", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b"], "comments": 7, "likes": 9, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "32812", "is_wide": "1" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]