17 002

Япония — рынок, о котором вы ничего не знаете

Но можете узнать.

Поделиться

В избранное

В избранном

Материал подготовлен при поддержке ассоциации РОТОБО и консалтинговой компании SAMI Japan

Долгое время бизнес в Японии вели по концепции «дзайбацу». Она обозначала объединение компаний вокруг одной большой семьи, контролировавшей часть банковской сферы или другого крупного бизнеса.

На смену дзайбацу пришли «кэйрэцу» — в центре оказалась не семья, а партнёрские отношения между компаниями. Сейчас Япония, как и другие прогрессивные страны, становится более открытой. По соседству с загадочными кэйрэцу — привычные технологические стартапы.

Основное осталось неизменным — в Японии превыше всего ценят длительные и честные отношения с поставщиками и партнёрами

Успехи и проблемы японской экономики

По мнению сооснователя консалтинговой компании SAMI Japan Хироси Макино, многие японские корпорации беспокоятся о том, чтобы оставаться конкурентоспособными на мировой арене. Крупным компаниям приходится срочно перестраиваться и поспевать за стартапами, которые работают быстрее.

Mitsubishi Group — один из первых дзайбацу. Группа компаний работает более чем в десяти отраслях

Стратегия пожизненного найма демотивирует японцев открывать собственный бизнес. Несмотря на это, в 2016 году японские стартапы привлекли более $1,9 млрд — на 20% больше в сравнении с предыдущим годом. Для сравнения, американские стартапы за этот период привлекли $41,6 млрд, российские — $293 млн.

Япония присматривается к стартапам и технологиям из других стран. Это вызвано экономической политикой Японии, которую называют абэномикой — по фамилии премьер-министра Японии Синдзо Абэ. По совокупному индикатору, учитывающему экономическое развитие, Япония находится на самом высоком уровне за последние годы.

Интерес к России

Японские корпорации сотрудничают с перспективными зарубежными стартапами — организуют хакатоны, инвестируют в технологии, проводят программу акселерации по модели открытых инноваций и создают корпоративные венчурные фонды.

Хироси Макино считает, что российский рынок пока является для Японии загадкой, но это должно измениться в 2018 году благодаря Году России в Японии и Году Японии в России.

Перекрёстный год — это хороший шанс познакомиться с людьми из другой страны, посещая экономические и культурные события.

С точки зрения бизнеса, 2018 год — отличное время для запуска российско-японских проектов, поскольку правительства выделили бюджет на их поддержку.

Хироси Макино
помогает российским стартапам выйти на японский рынок

За последние несколько лет японские корпорации начали сотрудничать с рядом российских компаний. Среди них, например, Qiwi, 14,9% которой приобрела японская торговая компания Mitsui. В 2011 году «Лаборатория Касперского» открыла токийское подразделение Kaspersky Lab Japan.

В 2016 году сервис CarPrice открыл офис в Токио, а в 2017 получил инвестиции от японского фонда Mitsui. В 2018 году российская компания VisionLabs запустила в Японии облачную платформу для распознавания лиц.

Японцы ценят время, безопасность и комфорт, именно поэтому 95% всех продаж проходят через дилеров новых автомобилей, для сравнения в России этот показатель составляет 7-10%.

Организация нашего бизнеса в Японии отличается от российского. В частности, в Японии всего два собственных офиса CarPrice, остальные точки — это наши местные партнеры. В России мы делаем ставку на развитие собственной розницы (порядка 60 точек в 25 городов).

Денис Долматов
генеральный директор CarPrice

Бизнес-культура Японии

В стране распространён пожизненный наём, трудоголизм (японское слово «кароси» переводится как «смерть от переработки» — vc.ru) и скрупулёзное отношение к принятию решений — здесь не любят рисковать и ошибаться.

Однако культура ведения бизнеса меняется. Стартапы и венчурные инвестиции подразумевают риск, а пожизненный наём постепенно уходит в прошлое, как минимум, в стартапах.

Spiber — один из самых дорогих японских стартапов, занимается разработкой синтетического шёлка и других органических материалов

У принципов ведения бизнеса в Японии и России есть и сходства, и отличия.

Сходства:

  • Ценятся близкие и крепкие отношения. Большую роль играют знакомства и связи. Культура совместных застолий и обсуждения на них сделок тоже очень похожа.
  • В японском бизнесе есть бюрократия и большое число документов — в России их тоже немало.

Отличия:

  • Японцы любят планировать. На это тратят много времени и ждут детального плана и от партнёров.
  • Коллегиальная система обсуждения, из-за которой решения могут приниматься долгое время.

Новые потребители и улучшение бизнес-процессов

По словам Хироси Макино, который связывает российские и японские компании, в последние годы увеличивается количество рискованных инвестиций, но сотрудничество с Японией интересно не только новыми раундами. Прежде всего, это возможность выйти на крупный потребительский рынок — страна находится на шестом месте по степени проникновения интернета.

Помимо того, что японцы, пожалуй, самые скрупулёзные тестировщики в мире, очень важную роль в Японии играют кросс-рекомендации партнеров и клиентов. Причём, конкурирующие системные интеграторы предпочтут получить дополнительную информацию друг у друга, нежели остаться без информации совсем.

Мы потратили год на выстраивание сети партнеров в Японии, участники которой свободно общаются, и даже готовы реализовывать совместно проекты на базе наших продуктов.

Александр Ханин
основатель VisionLabs

У японских компаний можно научиться оптимизировать бизнес-процессы, посмотреть на практику непрерывного улучшения процессов кайдзен или систему организации канбан в деле.

Многие японские компании имеют список долгосрочных партнёров. Знакомство с ними может принести пользу стартапам при выходе на рынки Юго-Восточной Азии, Китая и США.

Как узнать больше

В середине февраля ассоциация РОТОБО и консалтинговая компания SAMI Japan проведут серию конференций в разных городах России. Их тема — перспективы и возможности выхода на японский рынок.

Цель конференций — собрать российских и японских представителей в области технологий, предпринимателей и инвесторов и дать им площадку для организации сотрудничества и обмена идеями.

Организаторы хотят решить проблему дефицита информации между Россией и Японией. Для этого РОТОБО и SAMI Japan приглашают представителей японских СМИ в сфере технологий, венчурных инвесторов, организации, принимающие зарубежные стартапы, а также венчурные компании, которые хотят расширить свою деятельность за границей.

12 февраля пройдёт первая конференция в Москве, 16 февраля в Казани и 19 февраля в Петербурге. На каждом из мероприятий будет время для нетворкинга. Посетить конференции можно бесплатно, заранее зарегистрировавшись.

Узнать о Японии
Подробнее

#партнерский

Статьи по теме
Разработчик системы распознавания лиц VisionLabs вышел на рынок Японии
{ "author_name": "Саша Мураховский", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u0430\u0440\u0442\u043d\u0435\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439","advertising"], "comments": 0, "likes": 26, "favorites": 13, "is_advertisement": true, "section_name": "default", "id": "32839", "is_wide": "1" }

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]