Саша Море
7 695

Зарплата Илона Маска и положение Tesla на рынке

Поможет ли решение совета директоров сделать компанию самой дорогой в мире — или сэкономит на гонораре генеральному директору.

Поделиться

В избранное

В избранном

Издание «Идеономика» опубликовало перевод заметки издания Wired.

Для миллиардера, который сам сколотил своё состояние, Илон Маск, похоже, мало что знает о том, как зарабатывать деньги — по крайней мере, для себя. По новым правилам зарплата и компенсационный пакет генерального директора Tesla полностью зависят от его способности превратить начинающего автопроизводителя в одну из самых ценных компаний в мире. А ещё от долгосрочного роста рыночной стоимости, доходов и прибыли.

Работа Маска будет оплачиваться акционерными опционами, которые разделены на серию в 12 траншей на предстоящие десять лет. Чтобы получить каждый из них, Маск должен достичь двух поставленных целей, одна из которых связана с рыночной стоимостью Tesla, а другая — с доходами и прибылью компании.

Для каждого транша рыночная стоимость Tesla должна увеличиваться на $50 млрд. Если Маск сможет реализовать все 12 целей и увеличить текущую стоимость Tesla, составляющую $59 млрд, до поразительных $650 млрд, его премия может составить $55 млрд. Это хорошая для него новость.

Если в течение следующих десяти лет стоимость Tesla вырастет на 80% или 90%, то моя компенсация будет равна нулю.

Илон Маск
газете The New York Times

Маск получает минимальную заработную плату в соответствии с законами Калифорнии, но он сказал Times, что не обналичивает чеки.

Это, скажем так, сильный шаг. Times назвала это, возможно, «самым смелым планом оплаты в корпоративной истории». Впрочем, Business Insider посчитал его бредовым. Потому что, несмотря на 17-кратное увеличение доли Tesla на рынке за последние несколько лет, она далека от прибыльности.

В какой-то момент в прошлом году Tesla теряла около $8 тысяч каждые 60 секунд, если верить Bloomberg News. У компании есть давняя склонность пропускать установленные дедлайны, иногда — на несколько лет. Только в этом месяце Tesla во второй раз отложила дату выпуска Model 3 — автомобиля, который может помочь компании стать прибыльной или разрушить её.

Компенсационный пакет ещё должен быть одобрен акционерами, но если инвесторы согласятся с этим, для них это отличная новость: либо Tesla становится одной из самых успешных компаний в мире, либо экономит на зарплате генерального директора. Это потенциально полезно и для сотрудников, каждый из которых имеет в компании долю и лично заинтересован в её успехе.

Но для компании, чья идентичность связана с её генеральным директором, это весомая ставка на будущее. Это подталкивает Маска к радикальному успеху. Возможно, за счёт создания стабильного, достаточно прибыльного бизнеса. Есть много причин думать, что Маск не сможет даже приблизить Tesla к этим целям. И совсем немногие думают иначе.

Начнём с того, что Tesla — необычный автопроизводитель. Под руководством Маска вокруг компании выстроилась база поклонников, чья поддержка граничит с фанатизмом.

Сотни тысяч людей внесли залог в $1000 за Model 3 в 2016 году — более чем за год до того, как была озвучена спецификация, представлен интерьер и названа окончательная цена. Компания смогла преодолеть финансовый кризис 2008 года, который заморозил венчурное финансирование и подорвал рынок автопродаж.

Благодаря Tesla сменился популярный образ электромобиля — теперь это не гольфкар, а спортивный автомобиль. Компания создала первый полуавтономный автомобиль и впервые использовала беспроводное обновление программного обеспечения, чтобы улучшить уже проданные автомобили.

Отличная работа, но всё это не может убедить акционеров в том, что Tesla в состоянии заработать огромную сумму денег в автопромышленности — отрасли с вековой историей, где конкуренты давно освоили управление сложными цепочками поставок, умеют работать в условиях ограниченной прибыли и соблюдать дедлайны. И теперь они применяют эти глубокие знания для создания своего собственного продвинутого оборудования и полуавтономных функций.

Возможно, преимущества конкурентов не имеют значения. Tesla — не автопроизводитель, или, по крайней мере, не только автопроизводитель. Она хочет стать вертикально интегрированной энергетической компанией, которая продаст вам солнечные батареи, чтобы поставить их на крышу.

И вы сможете производить свою собственную чистую энергию, использовать её, чтобы получать сумасшедшее удовольствие от управления автомобилем, и сохранять остатки энергии в гигантской батарее.

Чтобы подчеркнуть изменения, в феврале 2017 года Маск отбросил слово Motors из оригинального названия компании. Однако он не объяснил, как подобная вертикальная интеграция поможет Tesla в итоге.

Ничто из этого не имеет значения, потому что необычный компенсационный пакет Маска не делает ставку на Tesla как на автопроизводителя или на энергетический мегарынок. Это ставка на Илона Маска — провидца, человека, который видит невероятное будущее и заставляет людей поверить, что оно наступит.

Яркое сочетание предвидения и убедительности Маска всё более привлекательно сейчас, потому что всё вокруг стремительно меняется. Автомобили ездят сами. Всё больше людей не хотят владеть автомобилем.

Во множестве стран власти идут к запрету двигателя внутреннего сгорания. Каждый генеральный директор в автомобильной отрасли знает об этом и ломает голову, как поставить свою компанию в выгодное положение или как минимум выжить. Сейчас легче представить мир без General Motors или Ford, чем в самые тяжёлые дни рецессии.

Из-за этой шумихи и вышло, что срывы поставок Tesla и проблемы контроля качества имеют значение меньше, чем её уже легендарная репутация по созданию того, что кажется невозможным: сделать электромобиль классным, сделать самоуправление реальным, превратить обычных граждан в армию суперфанатов.

Другими словами, создание возможностей там, где другие их не видят. Стоит отметить, что Ford уволил генерального директора Марка Филдса в мае 2017 года главным образом потому, что тот не смог предложить чёткий путь в новое будущее.

Никто не знает, как изменится мир автомобилей, энергии и мобильности в ближайшие несколько лет или десятилетий. Но если для того, чтобы понять, вам нужно сделать ставку на кого-то и в процессе купаться в деньгах, имеет смысл выбрать Tesla.

Если компания ставит такие грандиозные цели, она будет достигать их не как автопроизводитель или поставщик энергии, а как компания, предлагающая будущее. И это будет сделано под руководством Маска, у которого точно найдётся несколько убедительных и странных идей о том, что делать с его премией в $55 млрд.

Статьи по теме:

  • Tesla: компания будущего, застрявшая в прошлом.
  • Безумные гонки Илона Маска: придёт ли конец фантастическим проектам предпринимателя?
  • Из Нью-Йорка в Париж за полчаса: почему новый безумный план Илона Маска провалится.
  • Илон Маск: как появляются гениальные бизнес-идеи.
  • Мир-имитация: действительно ли мы живём в виртуальной вселенной?
{ "author_name": "Саша Море", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 31, "likes": 15, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "32858", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]