Библиотека стартапера: «Гениальность на заказ»

Время вечернее, а значит — время для хорошей книги. В этот раз в «Библиотеке стартапера» мы читаем Марка Леви и его Accidental Genius, который в русской версии превратился «Гениальностью на заказ» (впрочем, от этого ничуть не стал хуже).

Если кратко — перед вами учебник по фрирайтингу. Фрирайтинг — это такой способ создания текстов и просто изложения собственных мыслей, который подразумевает умение отпустить мысль в свободное плавание посредством ручки, бумаги или клавиатуры с экраном. Но не надо путать с графоманией: у фрирайтинга есть четкие законы, принципы и простые, но эффективные правила. А освоив его, можно не только импровизировать, но и писать тексты на заданную тему. Грамотно составленный пресс-релиз, презентация или умелые ответы на интервью даже с банальными вопросами помогут любому стартапу в работе. Вот почему «Гениальность на заказ» просто обязана поселиться на вашей книжной полке (и на рабочем столе тоже).

В чем польза

Учит писать нескучные тексты и вообще добывать идеи для текстов тогда, когда вокруг полный кризис и творческий застой. Думаете, у меня всегда есть настроение писать текст о каком-то стартапе, неведомом до вчерашнего дня, который внезапно угодил на все передовицы мировой Сети? Если у вас его — настроения — тоже часто не бывает, а тексты писать надо, книга Марка Леви поможет структурировать беспорядок в голове и извлечь немного упорядоченных предложений, а затем их организовать в текст, который интересно читать (для начала, хотя бы вам). А там, глядишь, и что получше получится...

В предисловии в качестве основных причин приводится освоение методики, которую ценили и использовали такие столпы литературы и менеджмента, как Брэдбери, Питерс, Витале и многие другие известные люди, зарабатывавшие себе на жизнь написание текстов разной степени художественности. А также умение решать даже сложную задачу путем разделения ее на ряд более мелких. И, наконец, умение писать тексты любого рода за минимальный отрезок времени (роман, может, и не напишете, но грамотный пресс-релиз, пост в блог или интересную колонку для тематического ресурса — легко).

5 главных уроков

  1. Писать всегда, писать везде — вот лозунг мой... и ваш, если вы хотите достичь четкого, структурированного изложения, научиться быстро готовить тексты и вылавливать маркеры для новых идей и проектов.
  2. Не прилагайте сверхусилий в работе над текстами: пишите то и так, как получается. Со временем у вас будет получаться всё лучше.
  3. Делите масштабные тексты и связанные с ними задачи на более мелкие блоки.
  4. Ведите дневник, который не будет читать никто, кроме вас. В эпоху блогов это не слишком популярно, зато такой прием поможет вам четче структурировать собственные мысли.
  5. Научитесь собирать из фрагментов единое целое, фиксировать детали и работать с цитатами  и фрагментами — здорово помогает в подготовке как небольших, так и объемных текстовых материалов.

Три интересных цитаты

Я фиксирую на бумаге каждый день жизни моей компании. Мы считаем: если что-то представляет для нас интерес, люди, сталкивающиеся с подобными проблемами, тоже найдут это интересным...
Вам нужно прочистить мозг. Необходимо, чтобы он добрался до фактов, мнений, людей, историй, сцен, подробностей и идей. При этом вы будете «сжигать» обязательное поверхностное мышление, от которого нельзя уйти...
Если вы будете писать так быстро, как может двигаться ваша рука или как могут стучать по клавишам пальцы, произойдет нечто поразительное. Разум спустя какое-то время станет снабжать вас первосортными, оригинальными мыслями, так как осознает, что критиковать его не будут (эти мысли никто, кроме вас, не увидит). И вы сможете использовать написанное в своих целях (мысли, положенные на бумагу, можно корректировать и развивать).

Кто советует эту книгу

Дэвид Мирмен Скотт, американский эксперт в области онлайн маркетинга и автор восьми книг, самая известная из которых «Новые правила маркетинга и PR» :

Марк — ...гуру позиционирования.

Джо Витале, предприниматель, автор книг по самопомощи и певец:

Он — ходячий говорящий зарабатывающий деньги мозг на стероидах. Компьютеры в детстве хотят стать такими, как он.

Такие навыки и отзывы наталкивают на мысль, что он точно плохого не напишет и не посоветует.

Вывод

Марк Леви — не просто тертый калач в мире маркетингового консалтинга. Он говорит простым и понятным языком о таких сложных вещах, как подготовка презентаций и написание собственных «белых книг». Небольшие, но эффективные советы помогут вам структурировать мышление, систематизировать работу с текстовой информацией, писать чаще и интереснее для разных интернет-ресурсов. И больше никаких скучных лекций вместо выступлений на конференциях или занудных презентаций «по бумажке».

Читать книгу обязательно рекомендуем всем, кто много времени проводит, складывая из предложений не просто «продающие», а интересующие аудиторию тексты. Будь вы юным копирайтером или мэтром-колумнистом зрелых годов, «Гениальность на заказ» Марка Леви вам точно пригодится.