{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Пять правил защиты авторских прав на дизайн — советы работодателям

Советы управляющего партнёра компании ANP Law Firm Анастасии Пичугиной и юриста практики интеллектуальной собственности Анны Шевченко.

Смоделируем достаточно стандартную ситуацию

Дизайнер Вася работает в каком-нибудь ООО «Фешн». Вася — талантливый дизайнер, но ленивый работник: вечно опаздывает, срывает сроки дедлайна, при этом пожимает плечами, говорит, что он человек творческий. В какой-то момент директору ООО «Фешн» Дмитрию Ивановичу вся эта история надоедает, и вот уже Вася с трудовой книжкой оказывается без работы.

Проходит полгода, и тут Вася на прилавке магазина видит продукцию ООО «Фешн» с использованием его дизайна. Почему? Это он же в обед в творческом приступе набросал. Никому ничего не передавал. Вася бежит к адвокату и заявляет о краже. Адвокат разводит руками: «Это, батюшка, служебное произведение». И Вася остается с носом.

А бывает другая ситуация. Тот самый Дмитрий Иванович, директор, ООО «Фешн» даёт Васе задание: «Вася, нарисуй дизайн упаковки шампуня «Свежесть», Вася отрисовывает. А потом Вася приходит домой и на своем домашнем компьютере рисует дизайн упаковки шампуня «Fresh».

А потом наш прозорливый Вася, после того, как его уволили, идет к конкурентам — в ООО «TopFashion» и отдает им дизайн шампуня «Fresh». Конкуренты вышли на рынок первыми с этой продукцией, а ООО «Фешн» свой рынок уже не взяли.

Коллеги юристы сразу же скажут, что надо регистрировать товарный знак и промышленный образец. Давайте, сначала разберемся с авторскими правами работников и работодателей.

Если вы работодатель, то первое, что вы должны понять, что ваши возможности по ограничению ваших работников, как бы вам этого хотелось, не безграничны. Но кое-что вы все такие сделать сможете.

По общему правилу, установленному ст.1295 Гражданского кодекса РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю.

Служебное произведение — это произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Разбираемся по пунктам, какие меры необходимо предпринять, чтобы защитить свои права.

1. Пропишите особые условия в трудовом договоре

Ваши трудовые договоры с «творческими» сотрудниками должны несколько отличаться от договоров с остальными сотрудниками. В частности, в обязанности работника необходимо включить создание объектов авторского права (если есть понимание, то можно указать каких конкретно). Сделайте акцент на том, что создаваемые работником произведения признаются служебными.

Например, мы предложили бы вам вот такую формулировку:

«Исключительное право на любые произведения, созданные работником в пределах выполнения трудовых обязанностей (служебные произведения), принадлежит работодателю. Авторское вознаграждение за использование служебного произведения любыми способами выплачивается работнику ежемесячно (либо по факту создания произведения) в размере ______ рублей».

В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 размер и порядок выплаты авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения устанавливаются договором автора с работодателем.

Размер вознаграждения можете быть любым, хоть 100 рублей, но учтите, что данная сумма не может быть включена в заработную плату или являться ее составной частью. Это подтверждается и судебной практикой.

Так, в Постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 30.11.2016 N 44г-157/2016 судом указано, что «нельзя согласиться с выводом суда о том, что вознаграждением истца за написание им книги в рамках трудовых отношений являлась получаемая им заработная плата. Требуемое истцом вознаграждение предусмотрено нормами не трудового, а авторского права и не может замещаться выплатой заработной платы».

Если по каким-то причинам вносить такие условия не хотите, то оформите их в виде разового задания, которое можно оформить дополнительным соглашением к его трудовому договору с указанием трудовой функции по созданию произведения. Также можно издать приказ руководителя организации, в котором расписать, какая именно деятельность поручается работнику и что должно стать ее результатом.

Если вдруг в трудовом договоре есть прямое указание на то, что исключительное право на служебное произведение принадлежит работнику, то вам просто необходимо для использования произведения заключить с работником лицензионный договор или договор отчуждения (в зависимости от того, до чего удастся договориться).

Не смотря на то, что по закону (если договором не предусмотрено иное) созданное по заданию работодателя произведение будет служебным и принадлежать вам, лучше перестраховаться и подписать с работником акт о создании произведения и передачи исключительных прав на него вам.

В акте обязательно должно присутствовать детальное описание передаваемого объекта авторских прав (если, например, это какие-то эскизы будущих упаковок сделайте их приложением, если это программа для ЭВМ опишите ее функциональное назначение, технические характеристики и материальный носитель, на котором она передается и так далее), дату составления произведения, дату составления акта и подписи обеих сторон.

В качестве подтверждения выплаты авторского вознаграждения, в акте можно также указать, что соответствующая сумма была выплачена сотруднику.

2. Четко проработайте ваши должностные инструкции

Помимо вашего трудового договора имеет смысл уделить особое внимание должностным инструкциям с вашими творческими сотрудниками. Опишите в них, что в обязанности работника входит создание результатов интеллектуальной деятельности и упомяните еще раз про служебность создаваемых произведений, чтобы сотрудник осознавал, что все, что он создаст — будет принадлежать вам как его работодателю.

Не поленитесь и пропишите в должностной инструкции какие конкретно объекты авторского права может создать ваш работник в рамках выполнения им своих трудовых обязанностей.

Например, если ваш юрист по вечерам после работы в офисе пишет книгу на офисном компьютере — вы на нее претендовать не можете, если это напрямую не входит в его трудовые обязанности и не предусмотрено его должностной инструкцией.

Также желательно в должностной инструкции прописать от кого сотрудник может получать служебные задания. Правильно оформленное служебное задание, данное уполномоченными на то лицами, является отличным доказательством при признании «служебности» созданного работником произведения.

3. Следите, чтобы ваши работники работали на вашем оборудовании

В п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 четко установлено: «Если произведение создано по служебному заданию работодателя и за его счет либо в порядке выполнения служебных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, то в соответствии с законом исключительные права на использование этого произведения переходят к работодателю».

Соответственно, если произведение создано на вашем компьютере вашим сотрудником, то оно ваше.

4. Проработайте положения о коммерческой тайне в вашей компании

Ваш сотрудник похвастался другу в баре своим новым классным дизайном упаковки для вашего нового продукта, а конкуренты потом выпустили точно такой же с некоторыми изменениями? Наличие у вас исключительных прав на служебное произведение это, конечно, здорово, но умные конкуренты не обязательно сделают тоже самое, они могут позаимствовать идею дизайна.

Дабы избежать таких ситуаций, или в случае их наличия привлечь к ответственности виновных, проработайте в вашей компании Положение о коммерческой тайне. В нем должен четко содержаться перечень сведений, относящихся к конфиденциальной информации — включите в него обязательно все то, что представляет для вас коммерческую ценность и что не может разглашаться сотрудниками третьим лицам.

Ознакомьте сотрудников с Положением под подпись и позаботьтесь о проставлении грифов «Коммерческая тайна» (с указанием наименования вашей организации и ее юридического адреса) на всех документах (как электронных, так и бумажных) и на материальных носителях, содержащих конфиденциальные сведения.

Установление режима коммерческой тайны в организации довольно объемная и кропотливая работа, требующая четкой фиксации, ведения журналов, издания приказов и многое другое, но наличие всего этого обеспечит вам неплохое подспорье в судебном разбирательстве по данному вопросу.

5. Сроки

В соответствии с п. 3 ст. 1295 ГК РФ, если работодатель в течение 3 лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет его использовать, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, он потеряет исключительное право на служебное произведение, и оно перейдет к автору.

Соответственно, у вас есть три года, на то, чтобы использовать произведение, не введете в оборот — право использования утратите.

Выводы

Резюмируя вышесказанное, может показаться, что выполнить все условия сложно, долго и невозможно. Сложность задачи будет зависеть от запущенности вашей ситуации.

Во-первых, проведите аудит вышеуказанных документов в вашей компании.

Проверьте трудовые договоры, должностные инструкции, шаблоны служебных заданий, положение о коммерческой тайне, а также наличие других указанных выше документов в поисках подтверждений того, что создаваемые вашими сотрудниками произведения являются служебными и принадлежат вам. Сделайте для себя перечень из пробелов и проблемных вопросов.

Во-вторых, привлеките бухгалтерию и разберитесь выплачивали ли Вы авторам вознаграждение.

В-третьих, перепроверьте ваши договоры с внешними авторами/дизайнерами на предмет наличия в них условий о переходе к вам исключительных прав.

Очень часто встречаются истории, когда в погоне за быстрым маркетингом, творческими порывами, попытками обогнать конкурентов, вы совершенно забываете о первичной документации, которая так важна в любой деятельности и которая доказывает, что те или иные разработки принадлежат именно вам.

Если ваш бизнес зависит от творческих людей, то мы советуем вам потратить время и последовать изложенным здесь рекомендациям, чтобы потом спать спокойно.

0
5 комментариев
Сергей Петров

3-й пункт непонятно. Если заказать дизайн на фрилансе, оформить договор. Но при этом фрилансер делает всё на своём компьютере. То получается авторские права останутся за ним? Как быть в таком случае?

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Pichugina

Добрый вечер! Спасибо за Ваш комментарий. Не совсем так. Правовая природа отношений работник-работодатель и заказчик-исполнитель (фрилансер) отличается. На сколько понятно из Вашего вопроса, Вас интересует второй случай. Давайте с ним разберемся. 1) Важно правильно составить договор. Мы рекомендуем использовать договор авторского заказа по смыслу статьи 1288 ГК РФ (ее текст вы можете свободно найти в интернете). 2) Продумайте историю с передачей объекта. Если вы предаете на материальном носителе, то нужно указать в договоре на каком. Передачу материального носителя разумно сопровождать оформлением акта. 3) Постарайтесь как можно более конкретно составить техническое задание. Именно по нему в случае спора будет выявлено, что было создано по этому договору. 4) п. 3 ст. 1288 ГК РФ устанавливает: "Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах". Простым языком, вам необходимо указать в договоре, что исключительные права вам предаются. 5) Необходимо понимать, что авторское право состоит их 2 составляющих: имущественные права и неимущественные права. Вам могут быть переданы только имущественные права. То есть вы сможете использовать дизайн, воспроизводить, продавать и т.д. Но, неимущесвенные права, такие как право называться автором, передано быть не может. Оно всегда остается у автора. Надеюсь, не смотря на большой объем, смогла понятно вам ответить.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Наталья Варламова

Вопрос от дизайнера-что делать ,если дизайнер желает получать процент от продаж продукта,упакованного в его дизайн-упаковку?Как раз заказчик защищен,а дизайнер нет.

Ответить
Развернуть ветку
Za Ra

А дизайнер не получил оплату за свою работу? почему он должен получать процент? Вы об этом договаривались устно?

Ответить
Развернуть ветку
Sadness Sadness

еще вопрос от дизайнера. ситуация: дизайнер официально работает в компании, в трудовом договоре нет ни слова об авторском праве. дизайнер создал проект, например, интерьера квартиры (в рамках своих обязанностей), потом уволился. может ли дизайнер использовать этот проект интерьера квартиры в своем портфолио при поиске новой работы, если портфолио находится в открытом доступе в интернете? и при этом в самом портфолио есть примечание, что "данная работа выполнена в расмках сотрудничества с компанией ...". Может ли компания подать в суд на дизайнера в этом случае?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда