Как правильно провести конкурс

Спросил как-то мастер SMM у гуру SMM: “У меня 98 Участников И я Хочу создать конкурс в своём сообществе но не знаю как это сделать”. И ответил ему гуру: “Объявите конкурс на создание конкурса”. В отличие от этих профессионалов, мы - начинающие маркетологи. Нам ответ прост: не знаешь что делать в SMM - сделай конкурс. Сегодня мы будем вместе с вами разбираться, как сделать конкурс в соцсетях или на сайте. Так сказать, принимаем участие в “конкурсе на создание статьи о проведении конкурсов”. Поддержите наш вариант вашими лайками!



Конкурсы и законы РФ


Начнем с того, о чем маркетологи не всегда думают - о правилах. Но не о критериях оценки конкурсных работ, а о реальном положении вещей с юридической точки зрения (локальный нормативный акт, в котором закрепляются права и обязанности организатора и участника рекламной акции).

Проводя любой конкурс, вам придется учитывать не только правила площадки (конкретной соцсети), но и несколько федеральных законов. Поэтому, прежде чем придумывать очередной конкурс, который перерос из ранга “получи 10 пиастров” в “Какая у тебя машина? - Порше!”, стоит проконсультироваться с юристами. Очень важно отличать стимулирующие лотереи, публичные конкурсы и иные стимулирующие мероприятия.

Нормы, регламентирующие организацию и проведение подобных мероприятий, закреплены в главе 57 Гражданского Кодекса РФ. Организатором конкурса может быть любое лицо, для проведения конкурса не требуется его предварительной регистрации, как в случае с проведением стимулирующей лотереи, а лишь сформированные Правила проведения конкурса, которые необходимо опубликовать в открытом доступе.

Короче, вы должны:
1) придумать правила и опубликовать их
2) запастись призами, которые прописали в правилах
3) определить победителей в соответствии с правилами, опубликовать результаты
4) наградить победителей
5) стукануть налоговой в форме справки 2-НДФЛ, если доход победителя превышает 4000 рублей

С другой стороны существует Закон о рекламе, который говорит следующее:
Федеральный закон от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (извлечение)

Статья 5. Общие требования к рекламе

3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

15) о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.

Статья 9. Реклама о проведении стимулирующих мероприятий
В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Пример правила проведения интернет-конкурса вы можете легко нагуглить. Попробуйте делать их даже для самых простых конкурсов в соцсетях, так вы быстрее научитесь работать “по правилам”. Ну а теперь поговорим о том, каким образом можно проводить сами конкурсы.

В соцсетях или на сайте?


Проще всего сделать конкурс в группе (на странице) в соцсети. Ну а что казалось бы сложного: придумал тему конкурса, описал условия, опубликовал. Сиди теперь и наблюдай, как растет количество участников и новых фанатов, которых, как вы считаете, приведут за собой участники.

С другой стороны, вы можете провести конкурс и на сайте (например, на специальной странице конкурса). При этом все же задействовать социальные сети: для посева информации о конкурсе, для голосования. И если для проведения конкурса в соцсети вам было бы достаточно стандартных возможностей (загрузка фото, посты и комментирование, лайки), то для сайтов придется программировать и бороться с “накрутками”.



Вообще конкурсы являются одной из наиболее эффективных вирусных механик. Не столь важно, будете вы проводить их на сайте или в социальных сетях. Люди, участвующие в конкурсе, становятся более вовлечёнными. Кроме того, они зовут своих друзей, чтобы те проголосовали за них, в результате чего создаётся вирусный эффект. Механика конкурса может быть любой: от конкурса на лучший комментарий к фото, до фото конкурса. А может вы будете проводить конкурс “правильный ответ на вопрос”.

ВКонтакте


Это Спарта! Сеть не накладывает никаких дополнительных правил, регламентирующих проведение конкурсов на страницах. Если ваш конкурс удался, и вам прислали много-много работ - автоматизируйте процесс подсчета результатов. Допустим, вашим условием была загрузка фотографии в определенный альбом, а голосование проводилось с помощью лайков. Автоматизировать подсчет лайков (и комментариев) вы можете через обращение к VK API. С его помощью вы можете проверить, является ли участник, проголосовавший за конкретную работу, другом конкурсанта, является ли он фанатом вашей страницы, оставлял ли он раньше какие-либо сообщения. Лайки можно вытаскивать у любого типа контента: поста или фото. Все это нетривиальные задачи, но их способны реализовать большинство разработчиков. К сожалению, даже многие крупные агентства до сих пор не автоматизируют этот процесс, а считают “вручную”.

Если вас не устраивает стандартный функционал, предлагаемый соцсетью, вы можете попробовать реализовать конкурс в виде отдельного приложения в ВКонтакте.

Facebook


В этой соцсети существуют правила промоушена на страницах (сюда попадают и конкурсы) на страницах, которые вам придется учитывать. Если коротко: вы не должны ассоциировать хоть как-то ваш конкурс и Facebook, поэтому конкурс можно проводить только в приложениях (например, на приложениях-вкладках), и нельзя использовать лайк как механизм голосования. Результаты, кстати, нельзя сообщать победителям через личные сообщения на Facebook.

Приложения для проведения конкурсов могут использовать все преимущества работы с Facebook API. Это и автоматизация подсчета результатов, и распространение информации о конкурсе самими участниками с помощью социальных каналов. Вы можете дать возможность пользователям отправлять приглашения их друзьям с помощью Request Dialog, публиковать сообщения о участии в конкурсе с помощью Feed Dialog. Если ваш конкурс длительный и при этом участники набирают какие-то баллы, используйте Achievements & Scores APIs для геймификации - публикуйте достижения участников.



Правильно реализовав конкурс в приложении на странице, вы вряд ли столкнетесь с ситуацией, когда в конкурсе участвует два с половиной человека. Но что делать, ели вам хочется задействовать всю вашу аудиторию подписчиков во всех сетях? Правильно, нужно проводить конкурс на сайте.

Конкурс на сайте


Голосование на сайте - это всегда проблема. Отчасти ее можно решить, внедрив авторизацию через соцсети для голосования, а само голосование проводить с помощью лайков. В первом случае вам могут помочь решения типа Loginza или использовать комплексное решение, авторы которого обещают вам технологии, способные бороться с накрутками 146%. Блок “Нам доверяют” выглядит правда пустовато, но это же стартап - наверное не хватило времени его обновить, ведь нужно еще успевать записывать новые видео / питчи / посты на стартаппоинте и хабре. ;)

С другой стороны, если авторизация - это слишком сложно для вашего конкурса, то сделайте простое голосование лайками. Где взять кнопки социальных сетей Facebook, VK, Twitter и других, вы должны знать (подсказка: на их же сайтах). Главное, помните: создавайте для каждой работы отдельную страницу и прописывайте в кнопках URL на них; а также если вы собираетесь выводить на одной странице много вариантов - кнопки будут долго подгружаться. Отчасти это можно побороть с помощью ”кастомных кнопок”, смотрите решение у спецпроекта Первопроходцы на Sports.ru.



Удачным примером голосования на сайте может служить Битва Брендов, посмотрите на ее реализацию. Эти ребята набрали 100 000 уников в сутки за неделю после старта. Кстати, все кнопки тоже не обязательно считать вручную - автоматизируйте!

Советы


Делайте конкурсы так, что они не напоминали бы какое-то форменное (нае)введение в заблуждение. Для этого у вас должны быть прописаны простые правила, по которым однозначно понятен механизм участия и выбора победителей. Приз тоже должен быть адекватен тому заданию, которое вы просите выполнить. Не забывайте, что при “посеве” конкурса у вас уже должны быть реализованы все социальные штучки, чтобы пользователи приводили все больше новой аудитории. При проведении конкурса также важно информировать его участников о текущем состоянии, показывать динамику. Ну и не забывайте о подведении итогов, которое должно быть доступно публично.

Удачных вам конкурсов!